Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N1 / 2014

Моделирование и анализ цепей поставок в промышленности Белоруссии

Ковалёв М.Н.,
кандидат экономических наук,
доцент кафедры маркетинга и логистики
Гомельского филиала Международного университета
«МИТСО»

Цепь поставок рассматривается с позиций объектно-ориентированного системного подхода. Уточняются определение и свойства цепи поставок. Предложена классификация цепей поставок. Разработан вариант сетевой модели цепи поставок в системе SCM и выполнен сравнительный анализ этой модели с традиционной сетевой моделью. Приведена математическая модель задачи минимизации логистических издержек в цепях поставок промышленного предприятия в общем виде.

Введение
Актуальной проблемой отечественной экономики на макро- и микроуровне является необходимость внедрения логистических методов управления. Представляет интерес моделирование и анализ цепей поставок в системе SCM для промышленного предприятия. Передо мной стояла цель исследовать цепи поставок белорусских промышленных предприятий (Гомельский завод самоходных комбайнов, «Станко-Гомель», Белорусский металлургический завод), классифицировать цепи поставок, разработать модель для их анализа.

Известная концепция SCM (Supply Chain Management – «управление цепью поставок») предполагает, как правило, выполнение функций планирования, организации и контроля цепей поставок, звеньями которых являются поставщики сырья и материалов, изготовители продукции, посредники и потребители товаров. Д. Ламберт и Дж. Сток так определяют это понятие [1, с. 51]: «Управление цепями поставок – это интегрирование ключевых бизнес-процессов, начинающихся от конечного пользователя и охватывающих всех поставщиков товаров, услуг и информации, добавляющих ценность для потребителей и других заинтересованных лиц». По их мнению, управление цепями поставок – это интеграция ряда ключевых бизнес-процессов [1, с. 62–66]:
1) управления взаимоотношениями с потребителями;
2) обслуживания потребителей;
3) управления спросом;
4) управления выполнением заказов;
5) обеспечения производственных процессов;
6) управления снабжением;
7) управления разработкой новой продукции и доведением её до коммерческого использования;
8) управления возвратными материальными потоками.

Управление цепями поставок – это современная концепция управления, которая явилась развитием интегрированного подхода к логистике. По моему мнению, управление цепями поставок есть не что иное, как совокупность управленческих решений по обеспечению поставок материальных ресурсов. Целями управления цепями поставок являются: снижение совокупных логистических издержек, достижение максимальной прибыли или минимальных затрат отдельных звеньев.

Основные понятия цепей поставок и их свойства
Прежде чем разбирать такое сложное понятие, как «управление цепями поставок», попробуем определить понятие «цепь поставок». Речь пойдёт о направленном движении материальных ресурсов, о материальных потоках, управлением которых занимается логистика.

«Цепь поставок – это три или более экономические единицы (организации или лица), напрямую участвующие во внешних и внутренних потоках продукции, услуг, финансов и (или) информации от источника до потребителя» [2, с. 161].

По моему мнению, цепь поставок – совокупность попарно связанных звеньев, обеспечивающих доставку товаров от производителя до потребителя и доставку материальных ресурсов, необходимых для производства этих товаров, от поставщика до производителя.

Звеньями цепи поставок могут быть юридические и физические лица, а также территориально удалённые подразделения юридических лиц.

Сущность цепи поставок может быть проиллюстрирована простым примером.

На рисунке 1 представлена однопродуктовая цепь поставок: поставщик поставляет производителю один вид материальных ресурсов через посредника, предприятие-производитель (фокусная компания) (ФК) доставляет один вид товара до потребителя через посредника. Центральным звеном этой цепи является предприятие-производитель, цель которого заключается в увеличении прибыли и сокращении логистических издержек. Фокусной компанией может быть не только производитель товаров, но также посредник. В таком случае цепь упрощается: посредник представляет собой перевалочный пункт на пути движения материального ресурса от поставщика до потребителя. Такого рода цепи поставок называют расширенными, в отличие от прямой цепи поставок, в которой участвуют три лица [2, с. 161–162]: 1) поставщик;
2) предприятие-производитель; 3) потребитель. На самом деле в экономике существуют и двухзвенные цепи: 1) поставщик сырья (предприятие добывающей отрасли);
2) предприятие-потребитель сырья.

Все звенья цепи, за исключением первого звена (первого поставщика) и последнего (конечного потребителя), выступают в двух ролях:
1) в качестве покупателя (получателя) материальных ресурсов;
2) в качестве поставщика (отправителя).

Поскольку цепь поставок трактуется как множество взаимосвязанных элементов, то её можно рассматривать как логистическую систему, которая, в свою очередь, состоит из систем более низкого уровня (микрологистических систем) и в то же время является составной частью логистических систем мезо- и макроуровня.

Как всякая экономическая система, цепь поставок имеет структуру и обладает рядом характерных свойств: надёжности, управляемости, гибкости и адаптивности.

Структура системы «цепь поставок» определяется составом звеньев – предпринимателей, предприятий и организаций и их подразделений и связями между ними. Эффективность цепи поставок во многом зависит от её надёжности.

Совет по цепям поставок, описывая основные метрики SCOR-модели (процессно ориентированной модели управления цепями поставок), определяет надёжность как «возможность выполнять поставленные задачи, оправдывая ожидания». Мы рассматриваем надёжность цепи поставок как способность выполнять заданные функции в требуемых режимах. Надёжность цепи поставок позволяет прогнозировать процесс
поставок. Показатели надёжности ориентированы на клиента.

Понятие надёжности связано с такими понятиями, как устойчивость, гибкость, реактивность (скорость реакции), жизнестойкость, адаптивность.

Для эффективной работы цепи поставок необходимо повышение либо постоянное поддержание её надёжности на должном уровне. Причиной снижения надёжности является неопределённость в цепях поставок, которая вызвана отсутствием информации, недостатком информации, наличием искажённой или неактуальной информации, дублированием и избыточностью информации. Снижение неопределённости является важнейшим требованием современного подхода создания интегрированных систем управления цепями поставок.

Свойство управляемости цепей поставок характеризует, с одной стороны, их способность адекватно реагировать на управляющие воздействия и, с другой стороны, возможность воздействовать на цепь поставок для изменения параметров поставок (номенклатуры, объёмов, сроков, пунктов назначения, маршрутов).

Свойство гибкости цепи поставок означает способность быстрой перестройки системы на поставки других товаров, объёмов с использованием другого транспорта, тары. Адаптивность системы «цепь поставок» есть её способность приспосабливаться к изменяющимся условиям внешней среды. Устойчивость и жизнестойкость цепи поставок являются производными от прочности и стабильности её структуры, от характера и устойчивости связей между звеньями цепи.

Классификация цепей поставок
Цепи поставок отличаются большим разнообразием. При решении задач управления цепями поставок следует учитывать, к какой классификационной группе относится интересующая цепь. В таблице 1 представлена разработанная мной классификация цепей поставок по ряду признаков.

Большинство группировок очевидны. Вопросы могут возникать по поводу классификации по направлению материального потока относительно ФК и по отношению цепей к внутренней среде предприятия. В обоих случаях внутренние цепи поставок образуют подразделения предприятия. Под внутрикорпоративными цепями поставок понимаются цепи, образованные бизнес-единицами корпорации.

Моделирование цепей поставок
Управление цепей поставок невозможно без проведения их анализа с помощью различных моделей. При построении моделей цепей поставок могут быть использованы методы сетевого управления [3]. Если представить цепи поставок графически, то они по внешнему виду представляют собой сети (рис. 2).

В приведённой гипотетической цепи фокусная компания (звено 8) получает материальные ресурсы от трёх поставщиков (звенья 1, 3, 7). При этом поставщик №1 работает через посредников, поставщик № 3 работает через посредников и напрямую, поставщик № 7 осуществляет прямые поставки. Предприятие № 8 осуществляет сбыт товаров также с использованием как прямого канала, так и косвенных каналов. В качестве сбытовых посредников выступают звенья 9, 10, 11, 14. Потребители обозначены номерами 12, 13, 15.

Для упрощения анализа сети поставок введём понятия «центральное звено» сети и «подсеть». Центральное звено сети – это фокусная компания. Подсеть – часть сети, совокупность связанных звеньев. Выделим в сети левую и правую подсети. Левую подсеть образуют центральное звено и все звенья, которые участвуют в поставках материальных ресурсов фокусной компании. Правую подсеть образуют центральное звено, сбытовые посредники и потребители.

В отличие от классической сетевой модели управления данной модели присущи некоторые особенности (табл. 2):
– основными элементами цепи поставок являются звенья и материальные потоки;
– цели сетей различаются;
– в сетевой модели цепей поставок выделяются центральное звено и подсети;
– в традиционной модели есть исходное и завершающее события;
– динамическая модель управления разрабатывается для отдельного проекта, а сетевая модель цепей поставок относительно стабильна;
– отсутствует понятие «критический путь»;
– поставки одной подсети слабо зависимы от поставок другой подсети.

Задача аналитика фокусной компании заключается в поиске таких решений, при которых центральное звено либо достигает целей при минимальных логистических издержках, либо максимизирует прибыль от реализации запланированного объёма товаров с учетом рыночной потребности.

Задача минимизации логистических издержек
Ниже в общем виде приведена математическая модель задачи минимизации внешних логистических издержек промышленного предприятия для многопродуктовых цепей поставок. Для этого отдельно рассмотрим плановые показатели закупок, продаж, издержек для левой и для правой подсети цепи поставок. Величину производственной программы приравняем к плану продаж товаров. Чтобы упростить задачу, допустим, что материальные ресурсы закупаются, а реализуемые товары продаются по одинаковым ценам.

Плановая потребность предприятия в закупках основных материалов:

где  – норма расхода l-го материала на i-ю деталь;
m – число позиций деталей;
 – количество деталей, сборочных единиц, необходимых для выполнения производственной программы.

Плановое количество деталей, сборочных единиц, комплектующих изделий определяется на основе плана производства (продаж) с учётом применяемости деталей и узлов в изделиях:

где  – план производства (продаж) j-го изделия;
 – применяемость i-й детали в j-м изделии;
n – количество номенклатурных позиций товаров.

Логистические издержки, связанные с закупками материальных ресурсов (затраты левой подсети цепи поставок):

где  – издержки доставки l-го материала от p-го поставщика;
u – число поставщиков;
t – номенклатура материалов.

План продаж определяется на основе маркетинговых исследований целевых рыночных сегментов:

где  – план продаж j-го изделия k-му сегменту;
s – количество сегментов.

Логистические издержки, связанные с реализацией товаров (затраты в правой подсети):

Целевая функция – уменьшение общих логистических издержек фокусной компании, связанных с закупками и сбытом:

Решением этой задачи является выбор поставщиков материальных ресурсов и объёмов этих поставок, а также выбор звеньев сбытовой сети и распределение между ними товаров.

Заключение
Исследование цепей поставок в промышленной сфере B2В позволило определить их сущность и особенности, выполнить классификацию и разработать сетевую модель. Цепи поставок были проанализированы с позиций системного подхода.

Предложенная классификация цепей поставок включает 18 классификационных признаков. Разработан вариант сетевой модели цепи поставок и выполнен сравнительный анализ этой модели с традиционной сетевой моделью. Введены понятия «центральное звено сети», «подсеть». В общем виде приведена математическая модель задачи минимизации логистических издержек для центрального звена цепи – промышленного предприятия.

Изложенные подходы к исследованию цепей поставок могут быть полезны не только для производственных предприятий, но также для посреднических структур и логистических провайдеров и интеграторов как при анализе, так и в процессе проектирования цепей поставок.

Литература
1. Сток Дж.Р., Ламберт Д.М. Стратегическое управление логистикой. – М.: ИНФРА-М, 2005.
2. Дыбская В.В. Логистика: учебник. – М. : Эксмо, 2011.
3. Шикин Е.В., Чхартишвили А.Г. Математические методы и модели в управлении: учебное пособие. – М.: Дело, 2000.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».