Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2014 год | Статьи из номера N3 / 2014

Филобокова Л.Ю.,
доктор экономических наук, профессор МГТУ им. Н.Э. Баумана

Санчес Морено Рени Александр,
магистрант кафедры инновационного предпринимательства
(ИБМ-7) МГТУ им. Н.Э. Баумана

Вызовы внешней и внутренней среды определяют императивный характер трансформации Венесуэлы на инновационный тип воспроизводства и объективно предопределяют необходимость концептуального обоснования модели трансформации, формирование стратегии развития на среднесрочную и долгосрочную перспективу, выработку адекватной системы менеджмента, что и представлено в данной статье в авторском обосновании.

Венесуэла расположена на севере Южной Америки и практически полностью находится в экваториальном поясе. За последние 40 лет в стране наблюдается положительная динамика основных макроэкономических показателей развития (табл. 1), хотя в 2012 и 2013 гг. произошло некоторое замедление динамичности развития. Быстрее всего страна развивалась с 2000 по 2010 г., когда наблюдался более чем трёхкратный прирост макроэкономических показателей.

За 1970–2012 гг. структура экономики Венесуэлы существенных изменений не претерпевала: ведущими продолжают оставаться промышленность и сфера услуг (табл. 2).

Несмотря на преобладание удельного веса промышленности в структуре экономики страны, в 2012 г. происходят структурные сдвиги в сторону сокращения доли сегментации промышленности на 2,8% по отношению к 1970 г. и на 4,5% по отношению к 2010 г. Сложившаяся структура национальной экономики Венесуэлы не может быть признана рациональной. Если в 1970 г. по объёму экспорта Венесуэла занимала 23-е место в мире, то в 2012 г. она переместилась на 41-е место. По достигнутому уровню показателя это соответствует данным таких стран, как Финляндия, Люксембург, Иран, Аргентина. Динамика объёма экспорта за 2004–2012 гг. представлена в табл. 3 и на рис. 1.

Объём экспорта за 2004–2012 гг. имеет положительную динамику, при этом темпы роста и прироста в расчёте на душу населения ниже относительно темпов роста общего объёма экспорта.

Венесуэла также импортирует, хотя объёмы импорта по сравнению с экспортом значительно ниже. Динамика объёма импорта за 2004–2012 гг. представлена в табл. 4 и на рис. 2.

По темпам роста импорт опережает экспорт. По объёму импорта Венесуэла в 2012 г. занимала 41-е место в мире, что соответствовало показателям таких стран, как Чили, Нигерия, Словакия, Филиппины.

Уровень жизни населения страны диагностируется по таким показателям, как темпы инфляции, уровень безработицы, продолжительность жизни, уровень образования, уровень детской смертности, обеспеченность благоустроенным жильём.

Продолжительность жизни в Венесуэле высокая и по состоянию на конец 2012 г. составила 73,8 года, однако это ниже на 11,2 года относительно принятого стандарта продолжительности, равного 85 годам.

Фактором негативного порядка в решении социально-экономических задач (и проблем) Венесуэлы следует признать высокий уровень инфляции (табл. 5).

Уровень инфляции в стране устойчиво высокий, а по предварительным данным за 2013 г., он достиг 56,2%. Данное обстоятельство ухудшает не только социально-экономическое положение, но и политическую обстановку.

Фактором негативного воздействия на развитие страны и индикатором существующих проблем является и уровень безработицы, хотя за последние 6 лет отмечается динамика к сокращению безработицы (табл. 6).

За последние 8 лет официальный уровень безработицы сократился с 15,7 до 7,9%, но остаётся достаточно высоким (рис. 4).

Индикатором экономических проблем является высокий уровень государственного долга на протяжении 2004–2012 гг. (табл. 7).

Хотя уровень государственного долга страны не является критическим, зачастую он и в странах с развитой рыночной экономикой очень высок, но полученные результаты позволяют сделать вывод о развитии страны как зависящей от состояния дел в нефтегазовом секторе и складывающейся конъюнктуры цен на мировом рынке. Около 80% всех экспортных поступлений в стране обеспечивает нефть (около 30% от ВВП страны) (рис. 5).

Минимальная заработная плата в стране составляет примерно 200 долл., и это, в свою очередь, также порождает проблемы преступности. Высокий уровень безработицы (а реально он достигает 79–80% трудоспособного населения) создаёт серьёзные проблемы безопасности жизни, поскольку зачастую преступный образ жизни становится единственным источником для существования. Анализ состояния динамики развития Венесуэлы позволяет сделать вывод о высокой зависимости от функционирования нефтегазового сектора и поставок на экспорт. Уровень и экономического, и социального развития низкий. Располагая ёмким, прежде всего природно-ресурсным, потенциалом, страна не обеспечивает его эффективное и устойчивое использование.

Реализуемые социальные проекты полностью зависят от положения в нефтегазовой отрасли и в силу этого не носят системного характера (определяются возможностями каждого отдельного периода). Интеллектуальный потенциал, человеческий капитал находятся на низком уровне из-за несовершенства системы образования и науки, неразвитости промышленных технологий, хотя страна располагает трудоспособным населением молодого возраста.

В условиях глобализации социально-экономических и политических процессов необходим революционный поворот (поскольку существующая модель развития страны не обеспечивает достижения заданных целевых установок) в сторону трансформации страны на инновационный социально ориентированный тип воспроизводства.

Глобализация мировой экономики и растущая синхронизация политико-правовых и социально-гуманитарных процессов в мировом масштабе создают принципиально новый контекст развития Венесуэлы, для которой открываются новые возможности и появляются новые вызовы для внешнего позиционирования и для достижения целей внутреннего развития. Внешние вызовы — это угрозы безопасности со стороны государственных и негосударственных субъектов, влияние мирового финансового кризиса на национальную экономику, зависимость страны от состояния международных рынков энергоносителей. Чаще всего они становятся объектом дискуссий о «последствиях глобализации». Мировой финансово-экономический кризис показал критическую зависимость национальных экономик от мобильных глобальных ресурсов (финансовых, информационных, технологических), а установление зависимости динамики развития, и прежде всего валового внутреннего продукта Венесуэлы от внешних факторов конъюнктуры, актуализирует проблему концептуального обоснования модели и стратегии развития, адекватной системы управления.

По нашему мнению, главным вызовом в экономической сфере Венесуэлы на ближайшие 30–35 лет является необходимость репозиционирования страны в мировой экономике, поскольку сырьевая специализация и высокая зависимость от ресурсной нефтегазовой составляющей не обеспечивают стране высокое качество жизни населения (поскольку не даёт стабильного, независимого от внешней конъюнктуры источника ресурсов), устойчивый характер развития системы национального хозяйства, наращивание инновационного потенциала, повышение инновационной активности. Необходим переход страны от ресурсноориентированного к инновационному развитию, при этом драйвером национальной экономики представляется целесообразным рассматривать топливно-энергетический комплекс.

Авторский подход к трансформации экономики Венесуэлы на инновационный тип воспроизводства включает в себя следующие основные элементы:
– институциональные реформы как приоритетное направление национальной экономической политики;
– разработка и обоснование долгосрочного видения состава и структуры национальной экономики, формирование на их базе промышленной политики страны;
– разработка модели макроэкономического регулирования, адекватной реалиям хозяйственной жизни и поставленным задачам развития страны.

Представляется, что структурная перестройка (структурные сдвиги в сторону повышения удельного веса высокотехнологичных отраслей) должна исходить из императивных установок сохранения отраслевого многообразия народнохозяйственного комплекса Венесуэлы, при этом в структуре промышленности целесообразно выделить три группы отраслей – драйверов национальной экономики:
– топливно-энергетический комплекс;
– отрасли обрабатывающей промышленности, способные поставлять продукцию на экспорт (металлургическая, энергетическое машиностроение, химическая);
– отрасли обрабатывающей промышленности, обеспечивающие как внутренний рынок, так и поставки на экспорт (пищевая, текстильная).

Первая группа отраслей должна не только сохранить, но и повысить свою конкурентоспособность, что позволит повысить инвестиционную привлекательность страны и благодаря этому привлекать иностранные инвестиции. Вторая группа отраслей нуждается в развитии инновационного потенциала, обеспечиваемого государственной поддержкой на внутреннем и внешнем рынках. Третья группа отраслей должна обладать высоким уровнем конкурентоспособности на внутреннем рынке, что напрямую зависит от умеренно протекционистских мер и мотивации внутреннего спроса.

Обеспечение структурных сдвигов достигается благодаря стабилизационной и структурной политике, которые тесно между собой связаны. Но в первую очередь необходимы институциональные преобразования, их ориентация на рыночные реформы. В условиях объективно существующей необходимости трансформации страны на инновационный путь развития необходимы рыночные институты, которые могут возникать как самостоятельно, без участия государства (ответная реакция на потребности внешних экономических агентов), так и посредством государственного регулирования в направлении стратегического вектора развития. Президент Венесуэлы Мадуро придерживается стратегического вектора, заданного Чавесом, признававшего, что стратегической целью является достижение социального равенства, то есть равенства в получении доли общественного продукта, создаваемого в стране, с учётом потребностей каждой личности. Чтобы эта стратегическая цель не оставалась пустым обещанием, необходимо постоянно добиваться улучшения положения народа [1]. В экономике Венесуэлы ведущую роль играют нефть и газ, и это чревато высокой степенью зависимости от конъюнктуры внешнего рынка. Поэтому одной из стратегических целей в трансформации экономики страны на инновационный путь является решение задач в области индустриализации, предусматривающей диверсификацию и обеспечивающей многоотраслевой характер национальной экономики.

Авторы полагают, что за базу в разработке и обосновании концептуальной модели трансформации национальной экономики Боливарианской Республики Венесуэла на инновационный путь развития могут быть использованы теория эндогенного роста, базовая модель теории кумулятивного роста Г. Мюрдаля, концепция «полюсов роста» Ф. Перроу.

Авторское обоснование концептуальной модели трансформации Боливарианской Республики Венесуэла на инновационный путь экономического воспроизводства основывается на доказательстве рабочей гипотезы о том, что трансформация является ответной реакцией на вызовы, обусловленные международной экономической и политической глобализацией, императивами модернизации, а достижение заявленной цели обеспечивается институциональными преобразованиями с элементами рыночных реформ, стратегией долгосрочного развития, и прежде всего за счёт эндогенных факторов и полюсов роста в направлении заданного вектора – повышение уровня жизни населения, эффективность реализации которой обеспечивается инновационными подходами к организации и управлению.

Социально-экономическая политика Боливарианской Республики Венесуэла, проводимая Чавесом, в 1999–2011 гг. включала четыре важных сегмента:
– устранение структурно-отраслевых и региональных диспропорций в развитии экономики, в том числе посредством масштабного реформирования политических институтов, внедрения качественно новой социально-экономической модели с проведением курса на системную модернизацию;
– разработка и последовательная реализация комплексной государственной стратегии по борьбе с преступностью и профилактике криминальных девиаций;
– стимулирование вовлечения всех социальных групп, национальных меньшинств в диалог и взаимовыгодное сотрудничество;
– адресное использование положительного зарубежного опыта, совершенствование внешнеполитического обеспечения социально-экономических преобразований внутри страны для содействия импорту технологий, наращиванию долгосрочных инвестиций в высокотехнологичные отрасли, интенсификация торговли и другие [3].

Авторы солидарны с такой политической установкой и полагают, что в обосновании стратегии трансформации экономики страны на инновационный тип воспроизводства данные установки могут быть рассмотрены и как задачи, и как средство реализации глобальной цели.

Модель трансформации на инновационный путь развития направлена на теоретико методологическое обоснование подходов к формированию долгосрочной стратегии развития Венесуэлы, реализация которой обеспечит выход страны на новый уровень социально-экономического развития за счёт структурной диверсификации, повышения инновационности и конкурентоспособности. Возможность реализации такой модели нуждается в разработке и последующей реализации государственной инновационной политики, блочная модель которой представлена в табл. 8.

Для того чтобы производить конкурентоспособную продукцию, необходим выход на качественно новые технологии. Эти условия и диктуют необходимость ускоренной модернизации промышленности Венесуэлы. Практически именно осуществление модернизации в промышленности, науке, обороне, образовании и медицине будет определять, превратится ли Венесуэла в равноправный элемент системы цивилизованных стран или в страну-изгоя, с которой никто не захочет иметь дела. Такие подходы составляют теоретико-методологическую базу обоснования модели трансформации Венесуэлы на инновационный путь воспроизводства. Авторы полагают, что в современных условиях для трансформации Венесуэлы на инновационный путь воспроизводства наиболее приемлема модель, предопределяющая инициирование инновационных процессов в среде крупной национальной компании нефтегазового комплекса, располагающей наиболее современными производственными технологиями, квалифицированными трудовыми ресурсами. Такой компанией является PDVSA, на 51% акций представленная национальной экономикой страны. Именно ТЭК располагает тем потенциалом, который может представлять ядро инновационного кластера национальной экономики страны.

Для целей управления трансформацией на инновационный тип воспроизводства национальная экономика Венесуэлы нами рассматривается в качестве открытой, сложной социальной, экономический и экологической системы (как единство данных составляющих), фундаментальным критерием сложности которой выступает не показатель статистического характера (многоуровневость структурной иерархии), а наличие имманентного потенциала к саморазвитию (развитию прежде всего за счет внутренних факторов роста), к формированию синергетического эффекта.

При формировании стратегии социально-экономического развития Венесуэлы на дальнюю перспективу (до 2040 г.), основанную на трансформации к инновационному типу воспроизводства, авторы базируются на методологии системного, синергетического подхода, методологии институциональных изменений и экономической динамики. Были рассмотрены три возможных ключевых сценария стратегии развития Венесуэлы:
– сценарий инерционного развития;
– сценарий комплексного развития;
– сценарий инновационного социально ориентированного развития.

Выбор был сделан в пользу сценария инновационного социально ориентированного сценария развития, который соответствует генеральной целевой установке, закреплённой в Плане Родины до 2019 г. [2]. Данный сценарий предусматривает экономический рост и увеличение ВРП, прежде всего за счёт эндогенных факторов роста и развития, совершенствования институциональной среды национальной экономики, повсеместного внедрения инновационных технологий, в том числе и управленческих, наращивания существующих, создания новых конкурентных преимуществ. Такой сценарий предусматривает:
– развитие человеческого капитала и инновационного потенциала;
– формирование благоприятных условий для привлечения иностранного капитала;
– становление и последующее развитие частного предпринимательства;
– развитие нормативно-правовой базы, обеспечивающей защиту интересов и гарантии участников инновационно-инвестиционных проектов;
– использование управленческих инноваций;
– применение кластерных технологий в организации экономики.

Экономическая составляющая предлагаемого институционального профиля стратегии социально-экономического развития Венесуэлы в условиях её трансформации на инновационный тип воспроизводства является составным элементом общей системы, представленной также властными, политическими и идеологическими институтами.

Инновационный сценарий характеризуется усилением инвестиционной направленности экономического роста и укреплением позиций национальной экономики.

Такой сценарий опирается на создание современного конкурентоспособного сектора высокотехнологичных производств и экономики знаний наряду с модернизацией энергосырьевого комплекса. Реализация сценария предопределяет превращение инновационных факторов в источник экономического прорыва, роста, наращивания человеческого капитала как основы решения социальных проблем и повышения уровня и качества жизни населения. Вместе с тем данный сценарий опирается и на структурные социальные сдвиги в сторону креативных созидательных слоёв общества и роста среднего класса.

По данным ООН за 2013 г., Боливарианская Республика Венесуэла заняла 5-е место в рейтинге стран Южной Америки по уровню жизни. 1-е место традиционно среди стран Южной Америки занимает Аргентина. В мире ведущие позиции по уровню жизни принадлежат таким странам, как Австралия, Исландия и Норвегия. Ориентация на эти страны в реализации целевой установки повышения уровня жизни – вектор как развития, так и управления таким развитием (рис. 6).

Предлагаемой стратегией социально-экономического развития Венесуэлы предусмотрена реализация принятой программы:
1-й и 2-й этапы (среднесрочная перспектива) – 2015–2020 гг.;
3-й этап (долгосрочная перспектива) – 2021–2030 гг.;
4-й этап (долгосрочная перспектива) – 2031–2040 гг.

В соответствии с выработанной стратегией социально-экономического развития

Венесуэлы в условиях трансформации страны на инновационный тип воспроизводства обоснована миссия каждого этапа её развития (рис. 7).

Миссия и целевые установки по всем этапам стратегии социально-экономического развития Венесуэлы на период до 2040 г. преследуют формирование условий по переходу от высокого уровня к высокому качеству жизни населения. К концу 2040 г. необходимо сформировать все условия, позволяющие обеспечить социально-экономическое развитие страны по инновационному сценарию за счёт эндогенных и преимущественно интенсивных факторов.

Каждый этап стратегии социально-экономического развития нуждается в детализации и разработке не только миссии и целевых установок, но и решаемых задач и механизма реализации (табл. 9).


Реализация каждого этапа предлагаемой стратегии обеспечит формирование условий для перехода Венесуэлы на более высокую ступень как развития, так и управления.

Прогнозируемые стратегией оценочные индикаторы представлены в табл. 10 системой макроэкономических индикаторов и индикаторов, отображающих качество жизни населения.


Прогнозируемые оценочные индикаторы соответствуют глобальной целевой установке развития и трансформации Венесуэлы на инновационный тип воспроизводства – повышение качества жизни населения и формирование условий для перехода системы национального хозяйства на новый уровень развития.

Литература
1. Выступление Николаса Мадуро на вечере памяти Уго Чавеса 2 июня 2013 г. в Москве.
2. Выступление Президента Венесуэлы Уго Чавеса с трибуны ООН на 64-й сессии Генеральной Ассамблеи (25.09.2009).
3. [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий. URL:gtmarket.ru/news/2013/03/14/5622

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».