Новости

Все новости 2007

Размещено исследование "Динамика социальных настроений россиян, 1994-2007 годы"

03.04.2007

Исследование компании проводилось компанией GfK Group.

Март, 2007 - С 1994 года Международный институт маркетинговых и социальных исследований ГфК-Русь ведет проект по изучению российского потребителя, исследуя его социальные и потребительские настроения, доходы, уровень и стиль жизни, аттитюды и ценности, поведение на различных рынках, отношение к рекламе, свободное время и отдых.

В основе проекта - ежегодные всероссийские опросы населения на выборке 2200 человек, репрезентативные для населения страны по полу, возрасту, доходу, образованию, региону и размеру населенного пункта. Количественные данные дополняются результатами качественных исследований, полученных в ходе фокус-групп и глубинных интервью.

Ниже представлен длительный ряд наблюдений за социальными настроениями россиян, начиная с 1994 года, а также итоги последнего опроса 2007 года.

Результаты основаны на 4-х вопросах:

- Как Вы оцениваете уходящий год для себя лично и для своей семьи?

- Как Вы оцениваете уходящий год для страны в целом?

- Каковы Ваши ожидания от будущего года для себя и своей семьи?

- Каковы Ваши ожидания от будущего года для страны в целом?

Динамика социальных настроений россиян весьма примечательна и в то же время весьма проста. В течение 90-х годов оценки ушедшего года, как для своей семьи, так и особенного для страны были в основном отрицательными (Таб.1, Таб.3). Особенно в этом ряду выделяются кризисный 1998 год и послекризисный 1999-й.

Таб.1.

Переломным в социальных настроениях россиян стал 2001 год. Уже шестой год подряд итоги ушедшего года для себя и своей семьи оцениваются россиянами скорее как положительные. Особенно сильно позитивные настроения проявились в течение двух последних лет. 2006-й год признан хорошим или скорее хорошим 54% населения, а скорее плохим или плохим - всего 15%.

Какие социо-демографические характеристики сильнее всего влияют на настроения потребителей? Прежде всего, это возраст. В возрастной группе 16-19 лет год признали хорошим или скорее хорошим - 68%, а в группе 66 лет и старше - 33%.

Вторая важнейшая характеристика - это уровень образования. Среди людей с высшим образованием 64% оптимистично оценивают 2006-й год; а с  начальным - только 40%. Третья главная характеристика - доход. 67% процентов людей с наивысшим доходом положительно оценивают прошлый год, а с наименьшим - только 33%.

Если говорить о длительном ряде наших наблюдений, то можно определить, что общие настроения в оценках уходящего года наиболее сильно и линейно коррелируют с уровнем доходов населения в том или ином году.

Ожидания от будущего года традиционно превышают оценки года уходящего. Даже в  1999 году баланс между позитивными и негативными ожиданиями для своей семьи был слабо положительным (таб.2).

Таб.2.

В нынешнем году 79% опрошенных отмечают, что в 2007 году они ожидают только хорошего или скорее хорошее. Скорее плохого или плохого ожидают всего  5% населения. Динамика по социально демографическим группам здесь такая же, как и в оценках ушедшего года. Наиболее оптимистично настроены молодые, образованные и более обеспеченные.

Из таблицы 2 хорошо видна динамика позитивных ожиданий от будущего года.

Оценка итогов уходящего года для страны в целом традиционно ниже, чем для себя и своей семьи. Впервые за годы наблюдений баланс позитивных оценок уходящего года для страны превысил баланс негативных только в 2003 году. (Таб.3).

Таб.3

Обращает на себя внимание и большой разброс оценок по годам. Конечно, самым плохим годом и по этому показателю был 1998 г.

В текущем году оценки 2006 года для страны в целом оказались сильно положительными. 47% россиян оценили 2006 год для страны в целом как хороший или скорее хороший, 11% -  как плохой или скорее плохой. Наиболее оптимистичными в оценках вновь оказались молодежь, люди с высшим образованием и более высокими доходами.

Ожидания от будущего года для страны в целом, за исключением 1999 г., также всегда были положительными, хотя и несколько ниже, чем ожидания для себя и для своей семьи. (Таб.4).

Таб.4.

В текущем году позитивные ожидания от 2007 года для страны в целом также превысили показатели всех предыдущих лет.

Ожидания хорошего или скорее хорошего разделяет 74% опрошенных. Впервые позитивные ожидания от года для страны, почти сравнялись с ожиданиями для себя и своей семьи (79%).

Даже в наиболее пессимистичных группах позитивные ожидания для страны в 2007 году превышают негативные.

Таковы социальные настроения россиян в начале 2007 года в сравнении с другими годами из длинного ряда наблюдений компании ГфК.

GfK Group

GfK Group занимает 4 место в мире среди компаний, занимающихся маркетинговыми исследованиями. Во всех компаниях, входящих в GfK Group работа ведется по пяти основным направлениям: Специализированные исследования на заказ (Custom Research), Аудит розничной торговли (Retail & Technology), Панель домашних хозяйств (Consumer Tracking), Медиа исследования (Media Research) и Исследования фармацевтического рынка и здравоохранения (HealthCare). Помимо 13 подразделений компании, находящихся в Германии, компания имеет более 130 дочерних компаний, расположенных в более чем 70 странах мира. Общая численность сотрудников, работающих в компании, составляет 7,700 человек, при этом 80% сотрудников работают за пределами Германии. Компания ГфК-Русь была образована в 1991 году.

Дополнительную информацию о компании Вы можете найти на сайте в Интернете: www.gfk.ru



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».