Новости
Все новости 2007
Размещено исследование "Динамика социальных настроений россиян, 1994-2007 годы"
03.04.2007
Исследование компании проводилось компанией GfK Group.
Март, 2007 - С 1994 года Международный институт маркетинговых и социальных
исследований ГфК-Русь ведет проект по изучению российского потребителя, исследуя
его социальные и потребительские настроения, доходы, уровень и стиль жизни,
аттитюды и ценности, поведение на различных рынках, отношение к рекламе, свободное
время и отдых.
В основе проекта - ежегодные всероссийские опросы населения на выборке 2200 человек, репрезентативные
для населения страны по полу, возрасту, доходу, образованию, региону и размеру населенного
пункта. Количественные
данные дополняются результатами качественных исследований, полученных в ходе
фокус-групп и глубинных интервью.
Ниже представлен длительный
ряд наблюдений за социальными настроениями россиян, начиная с 1994 года, а
также итоги последнего опроса 2007 года.
Результаты основаны на
4-х вопросах:
- Как Вы оцениваете
уходящий год для себя лично и для своей семьи?
- Как Вы оцениваете
уходящий год для страны в целом?
- Каковы Ваши ожидания
от будущего года для себя и своей семьи?
- Каковы Ваши ожидания
от будущего года для страны в целом?
Динамика социальных
настроений россиян весьма примечательна и в то же время весьма проста. В течение 90-х годов оценки ушедшего
года, как для своей семьи, так и особенного для страны были в основном
отрицательными (Таб.1, Таб.3). Особенно в этом ряду выделяются кризисный 1998
год и послекризисный 1999-й.
Таб.1.
Переломным в социальных настроениях
россиян стал 2001 год. Уже шестой год подряд итоги ушедшего года для себя и
своей семьи оцениваются россиянами скорее как положительные. Особенно сильно
позитивные настроения проявились в течение двух последних лет. 2006-й год
признан хорошим или скорее хорошим 54% населения, а скорее плохим или плохим -
всего 15%.
Какие
социо-демографические характеристики сильнее всего влияют на настроения
потребителей? Прежде
всего, это возраст. В возрастной группе 16-19 лет год признали хорошим или
скорее хорошим - 68%, а в группе 66 лет и старше - 33%.
Вторая важнейшая характеристика - это
уровень образования. Среди людей с высшим образованием 64% оптимистично
оценивают 2006-й год; а с начальным -
только 40%. Третья главная характеристика - доход. 67% процентов людей с наивысшим
доходом положительно оценивают прошлый год, а с наименьшим - только 33%.
Если говорить о длительном ряде наших
наблюдений, то можно определить, что общие настроения в оценках уходящего года
наиболее сильно и линейно коррелируют с уровнем доходов населения в том или
ином году.
Ожидания от будущего года традиционно
превышают оценки года уходящего. Даже в
1999 году баланс между позитивными и негативными ожиданиями для своей
семьи был слабо положительным (таб.2).
Таб.2.
В нынешнем году 79% опрошенных
отмечают, что в 2007 году они ожидают только хорошего или скорее хорошее.
Скорее плохого или плохого ожидают всего
5% населения. Динамика по социально демографическим группам здесь такая
же, как и в оценках ушедшего года. Наиболее оптимистично настроены молодые,
образованные и более обеспеченные.
Из таблицы 2 хорошо видна динамика
позитивных ожиданий от будущего года.
Оценка итогов уходящего года для
страны в целом традиционно ниже, чем для себя и своей семьи. Впервые за годы
наблюдений баланс позитивных оценок уходящего года для страны превысил баланс
негативных только в 2003 году. (Таб.3).
Таб.3
Обращает на себя внимание и большой
разброс оценок по годам. Конечно, самым плохим годом и по этому показателю был
1998 г.
В текущем году оценки
2006 года для страны в целом оказались сильно положительными. 47% россиян оценили 2006 год для страны в целом как
хороший или скорее хороший, 11% - как
плохой или скорее плохой. Наиболее оптимистичными в оценках вновь оказались
молодежь, люди с высшим образованием и более высокими доходами.
Ожидания от будущего года для страны
в целом, за исключением 1999 г., также всегда были положительными, хотя и
несколько ниже, чем ожидания для себя и для своей семьи. (Таб.4).
Таб.4.
В текущем году позитивные ожидания от
2007 года для страны в целом также превысили показатели всех предыдущих лет.
Ожидания хорошего или
скорее хорошего разделяет 74% опрошенных. Впервые позитивные ожидания от года для
страны, почти сравнялись с ожиданиями для себя и своей семьи (79%).
Даже в наиболее пессимистичных
группах позитивные ожидания для страны в 2007 году превышают негативные.
Таковы социальные настроения россиян в начале 2007 года в сравнении с другими
годами из длинного ряда наблюдений компании ГфК.
GfK Group
GfK Group занимает 4 место в мире среди компаний,
занимающихся маркетинговыми исследованиями. Во всех компаниях, входящих в GfK Group работа ведется по пяти основным направлениям:
Специализированные исследования на заказ (Custom Research), Аудит розничной торговли (Retail & Technology), Панель домашних
хозяйств (Consumer Tracking), Медиа исследования (Media Research) и Исследования фармацевтического рынка и
здравоохранения (HealthCare). Помимо 13
подразделений компании, находящихся в Германии, компания имеет более 130
дочерних компаний, расположенных в более чем 70 странах мира. Общая численность
сотрудников, работающих в компании, составляет 7,700 человек, при этом 80%
сотрудников работают за пределами Германии. Компания ГфК-Русь была образована в
1991 году.
Дополнительную информацию о компании Вы можете найти на сайте в Интернете:
www.gfk.ru
|