Новости

Все новости 2007

Предисловие к книге "Как лидировать" научного редактора перевода

09.11.2007

Доблаев В.Л.
Профессор, доктор социологических наук

книга Джо Оуэна "Как лидировать"
Издательство: "Дело и Сервис" 2008 г.

книга Джо Оуэна "Как лидировать"

Я удивился, когда узнал, что готовится к изданию очередная переводная книга по лидерству. Тема и проблема настолько неисчерпаема, насколько темна и запутана, настолько актуальна, насколько всем порядком надоела. И если она интересна авторам, то издатели-то от нее наверняка уже устали. С одной стороны, громоздкие, сложные и не уверенные в себе теории, хотя и получившие некоторые подтверждения лабораторным путем. С другой – практические наставления типа:  «Делай как я». Эта книга практическая и с ней я оказался неправ.
Отношения между теорией и практикой лидерства на протяжении всей истории вопроса как-то не сложились. В этой ситуации Р. Киплинг сказал бы: «О, Теория есть Теория, Практика есть Практика и с мест они не сойдут, пока не предстанет Небо с Землей на страшный господен суд». Но попытки «сойти с места» все же предпринимаются, и перед нами одна из них, если не полностью удачная, то интересная – наверняка.
Современным менеджерам лидерство нужно как воздух, но лидерство это не менеджмент, это больше. Если «менеджер» – это профессия, то «лидер» – это диагноз. Таков лейтмотив книги. Процитирую автора: «Главная мысль этой книги заключается в том, что каждый лидер создает уникальную лидерскую ДНК, заимствуя частички ДНК других лидеров и ориентируясь на примеры для подражания, которые они наблюдали в течение многих лет. Эта книга помогает вам приблизить ваше открытие, так как помогает наблюдать и размышлять о разных путях, которыми лидеры могут прийти к успеху».
Судя по всему, автор прошел огни, воды и медные трубы, работая менеджером, консультантом, преподавателем и, по всей вероятности, лидером тоже. Чтобы закончить с длинным цитированием: «Многие программы подготовки выпускников не воспитывают стойкости. Они испытывают готовность выпускника много и усердно трудиться, но это не то же самое, что стойкость. Исключением является программа Teach First. Лучшие выпускники два года преподают в самых проблемных школах Великобритании. Это жестокий опыт. Но они приобретают уверенность в своих силах, стойкость и умение работать с людьми, которые никогда не смогут обрести их высокооплачиваемые однокашники, первые два года после выпуска проводящие перед мониторами компьютеров, торгуя облигациями или проводя исследования. Лидерам будущего необходимо идти на риск и научиться преодолевать трудности и быть стойкими на ранних этапах карьеры. Трудно учиться этому, когда тебе за сорок».
Из сказанного ясно, кому предназначена эта книга, но все же необходимо некоторое уточнение. Каждый автор держит в уме две категории читателей: коллеги (профессоры, исследователи, аспиранты) и общецелевая аудитория (студенты,  менеджеры практики, просто интересующиеся темой и др.). В нашем случае эти две категории совпадают, что предотвращает раздвоение личности – это все, кто хотят попробовать себя в качестве лидера, независимо от профессии и статуса.
Как уже говорилось – это практическая книга со специфическим отношением к «психологической болтовне» на вышеозначенную тему. Но при всей нелюбви к психологической теории (а она не снимает себя вину в некоторой непрактичности), автор все-таки слегка опирается на некоторые теоретические принципы, ставшие классикой психологии в менеджменте: на теорию потребностей А.Маслоу, теории мотивации Д.Макгрегора и Ф. Герцберга, известный тест Майерс-Бриггс – вот, пожалуй, и все. Но для него практика важнее теории, практика и многочисленные опросы менеджеров-лидеров, которые он проводил, побывав во многих странах.
Еще для него важен принцип: «Структура или форма идет следом за людьми и целью, а не впереди них». Мне, как старому специалисту по организационным структурам, более привычна другая, противоположная формула А.Чандлера «организационная форма следует за функцией». Другими словами: чтобы построить структуру нужно сначала определить функции организации или ее единиц. Еще другими словами: прежде чем набирать и расставлять людей, нужно определить, что мы будем делать. Как видно, у Джо Оуэна противоположная позиция. Но если вдуматься, то есть правда и на его стороне: вопрос, что мы будем делать (т.е. функции для организации) решают люди. И эти люди – не просто менеджеры или исполнительные директоры, это лидеры.
К лидерству всегда стремятся, при этом, имея в виду, что лучше быть плохим начальником, чем хорошим подчиненным. Но не каждый может выдержать марафон лидерства, так утверждается в книге. В ней есть правило, которое читается между строк. Прежде чем быть лидером для других, надо стать лидером для себя, учитывая (если верить психоаналитикам) то, что внутри каждого из нас сидит множество человечков, представляющих самые разные веры, сомнения, надежды, мечты, планы и т.п. Стать лидером для этих существ не так-то просто, но необходимо. Так создается маска лидера, которую надо надевать, идя на работу. 
Еще, читая между строк, можно обнаружить, что писал книгу настоящий, а не фальшивый лидер, который отлично знает внутренний мир своих основных читателей – менеджеров. И его произведение действительно обладает свойством влияния. В дополнении к этому – шарм: язык, прекрасная риторика, эмоциональность и, наконец, настоящий британский юмор. Чего еще надо, чтобы убедить читателя в своей правоте?
А теперь немного яда. Как, пройдя марафон лидерства и, в итоге, став им по рецепту Джо Оуэна, сохранить свою особенную и неповторимую личность с ее воспоминаниями детства, слабостями, за которые нас так любят близкие, не потерять веру в бога, дружбу, любовь? Не развестись, наконец? Как не победить на мировом  чемпионате по маккиавеллиализму? Учитывая все это, большая просьба Джо Оуэну, если до него дойдут эти строки, написать вторую книгу о том, как, став лидером, избежать всего, о чем сказано выше.



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».