Новости

Все новости 2008

Проблемы франчайзинга в условиях мирового финансового кризиса

10.11.2008

Елена Абдалова,
Leadership Management – Russia,
эксперт по экономическим и
управленческим вопросам

Сегодня франчайзинг стал одной из самых важных и актуальных тем для обсуждения профессиональным сообществом. Мировой финансовый кризис оказался роковым не только для малого бизнеса, но и для компаний – лидеров рынка в своем секторе. Крупные корпорации скупают более мелкие, наблюдаются многочисленные сокращения в разных структурах. Специалисты расходятся во мнениях по поводу  дальнейшего развития франчайзинга. Одни считают данную систему выгодным решением для выхода из кризисной ситуации, которое позволит повысить эффективность малого бизнеса. Другие придерживаются того мнения, что в настоящее время франчайзинг лишь усложняет экономическую ситуацию в стране.

Елена Абдалова, директор компании Leadership Management - Russia, - эксперта в области управленческого и организационного консалтинга, - прокомментировала ситуацию по развитию франчайзинга в условиях мирового экономического кризиса, ответив на ряд вопросов:

- Как в настоящее время различные компании относятся к франчайзингу в условиях кризиса?

 - На данный момент многие компании отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в условиях мирового кризиса. Но с другой стороны, если мы говорим о франчайзинге мирового уровня и  качественного продукта, который проверен временем и востребован, то, как правило, не возникает столь серьезных опасений относительно рентабельности, ни у франчайзеров, ни у франчайзи. На подобные франшизы,  всегда был и будет постоянный спрос и предложение.

- Очевидно, что многолетняя репутация надежного партнера и известность по всему миру позволяет крупным компаниям не только обходить кризисные ситуации, но и увеличивать количество франчайзи. Но как обстоит ситуация в малом бизнесе? Чем франчайзинг может быть полезен здесь?

- Если говорить о компаниях,  которые сегодня не готовы заявлять о своей конкурентоспособности, то в условиях кризиса они заинтересованы в покупке франшизы крупной и уверенной в себе компании. Такая покупка поможет «остаться в игре» и позволит причислить себя к мировой корпорации, чья репутация не может сильно пострадать в условиях кризиса. Крупные фирмы также заинтересованы в увеличении своего капитала. Но здесь появляется другая проблема – это отсутствие у большинства предпринимателей потенциальных франчайзи.
К сожалению, во многих сферах бизнеса сейчас происходит некое затишье. Основной удар кризиса придется на первый и второй квартал 2009 года. Поэтому, именно сегодня,  надо мобилизовать себя для серьезной работы и будущих успехов, а главное не упустить время. Сейчас кризис в России не на столько ощутим, как в других странах.

- Какие инструменты необходимо использовать для борьбы с кризисом и поддержанием франчайзинга?

- Во-первых, главная ошибка большинства франчайзеров заключается в том, что, продав франшизу, они не считают необходимым следить за поддержанием бизнеса франчайзи, что в итоге приводит к снижению деловой активности франчайзи. На начальном этапе необходимо обучение будущего партнера, введение его в курс дела.
Во-вторых, необходим постоянный контроль со стороны головного офиса, чтобы региональные компании чувствовали себя частью большой корпорации и ответственно подходили к работе. Это позволит добиться высокого уровня профессионализма региональных специалистов и повысит статус центрального офиса.
И третья важный момент, с помощью которого компания будет уверенно держаться на высоте – это юридическая сторона, а именно качественные, подробные договоры. Необходимо тщательно продумывать каждый пункт договора, каждый нюанс. В  условиях юридической защищенности франчайзера у компании всегда будет уверенность в процветании бренда.

- Затрагивая тему контроля, хотелось бы уточнить один момент. Лицензиат, покупая франшизу, имеет свободу действий в последующем ведении бизнеса. Есть ли необходимость в контроле над действиями франчайзи?

- Безусловно, отношения внутри франчайзинговой системы должны быть партнерскими. Региональное представительство – это полноправный участник. Но, тем не менее, на начальном этапе необходима передача франчайзи ключевых навыков для благополучного самостоятельного ведения бизнеса. Лицензиат должен знать все нюансы и тонкости рынка, в условиях конкуренции – это обязательное условие. В противном случае некомпетентность и неслаженность действий может негативно повлиять на работу не только региона, но  и центрального офиса.

- Насколько важен правильный выбор франчайзи?

- Для компании очень важно сделать правильный выбор франчайзи. Это должны быть люди, подготовленные профессионально, с опытом работы в своей профессиональной области, достигшие успехов в карьерном росте. Для создания своего бизнеса необходимы огромный потенциал, лидерские качества и здоровые амбиции. Большинство покупателей франшизы обладают значительным потенциалом собственного развития, вероятные франчайзи буквально вынашивают свою собственную формулу успеха и развития, а потом с чувством азарта и полного удовлетворения реализуют её в своем бизнесе.

В любой ситуации, для качественного ведения бизнеса и достижения стратегических целей необходимо придерживаться четких правил и действий. Франчайзинг – эффективная система, позволяющая малому бизнесу в кратчайшие сроки повысить свою репутацию и статус, а более крупным компаниям подтвердить свою значимость на рынке и приумножить капитал. Все это подчеркивает значимость  франчайзинговой системы в условиях мирового финансового кризиса, которую можно рассматривать как один из инструментов выхода из кризиса и развития экономики России.

 

 



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».