Меню
|
Новости
Все новости 2010
Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий
19.11.2010
Иванов В.В.,
д.э.н., к.т.н., профессор ВАВТ Министерства экономического развития России, профессор Московского государственного института электронной техники (технический университет)
Коробова А.Н.,
к.э.н., докторант Московского государственного института электронной техники (технический университет)
Данная статья представляет из себя краткое резюме авторских идей и моделей из книги «Государственное и муниципальное управление с использованием информационных технологий» Иванов В.В., Коробова А.Н., вышедшей в июле 2010 года. Книга рассказывает о современных информационных технологиях, позволяющих государственным и муниципальным служащим принимать эффективные управленческие решения для обеспечения модернизации экономики и комфортного проживания населения. Части данной книги в виде статей публиковались в журнале «Менеджмент в России и за рубежом» (номера журналов перечислены в конце данной статьи).
Глобальное информационное пространство, Интернет-скорости распространения информации, мобильность населения и капитала предоставляют совершенно новые условия и требования для выравнивания комфортности проживания и ведения бизнеса, международного инвестирования и конкуренции, что является беспрецедентным вызовом в сфере государственного и муниципального управления. Директивные органы государств действуют во взаимосвязанной среде мировой экономики, конкурируя за инвестиционные ресурсы и талантливые кадры. Для сохранения конкурентных преимуществ территорий и обеспечения их экономического роста, формирования единых подходов к оказанию электронных государственных услуг и принятию решений необходимо сокращение разрыва между правительствами стран в применяемых технологиях управления.
При этом, несмотря на возможности использования носителей знаний через глобальные сети Интернет, наиболее распространенный доступ к современным моделям управления осуществляется через эпизодические коммуникации во время различного уровня форумов, конференций и встреч. Такое положение не обеспечивает широкого и системного покрытия международного информационного пространства для поиска лучшего опыта и выбора наиболее адекватных инструментов реализации властных полномочий.
Особая актуальность этой научно-практической проблемы в приложении к органам исполнительной власти (ОИВ) связана с их спецификой. Характерными чертами ОИВ является монополизм, устойчивое, независимое от профессионализма, финансирование функций, множественность коллективных и индивидуальных интересов, зачастую противоречащих друг другу, политико-деловой цикл активности, высокая сложность объекта управления, неопределенность показателей конечного результата деятельности. Специфические факторы, характерные для системы директивного управления, стимулируют значительный уровень пассивности и инертности к использованию инноваций. У каждого успешного правительства есть свои стратегии и методы преодоления этих ограничений, благодаря которым создается благоприятный инвестиционный климат, поддерживается инициатива и активные творческие процессы в среде государственных и муниципальных служащих. Органы власти должны учитывать решения, которые были уже осуществлены в других регионах и странах с положительным или отрицательным опытом и использовать только лучшие практики и инструменты. Структурирование знаний с применением информационных технологий (ИТ) может повысить эффективность и придать целевую направленность межрегиональному и международному обмену в сфере государственного и муниципального управления. Создание самовоспроизводящейся системы знаний по выявлению и распространению лучшей практики на всех уровнях власти – важнейшая задача поиска и успешного внедрения инноваций. Для этого необходимы модели, постоянно концентрирующие передовой опыт и обеспечивающие креативность лиц, принимающих решения. Для перехода от хаотичного поиска успешных инструментов через Yandex, Google или Yahoo с непредсказуемым результатом, необходима специальная система. Для системного поиска знаний в международном информационном пространстве (МИП) потребуются процессная и структурная составляющие (рис.1). Процессная часть определяет как искать, а структурная - что искать. Повышению качества поиска должны способствовать стремительно развивающиеся технологии Web 2.0, программы text mining (буквальный перевод - «раскопки данных»), специальные программы анализа неструктурированных данных. Например, заходя в социальные сети, построенные на принципах Web 2.0, такие как Живой Интернет (www.livejournal.com), пользователь указывает свои интересы, после чего сеть автоматически осуществляет поиск соответствующих сообществ для общения, формирует новостные ленты сообщений, появляющиеся в Живом Интернете. Примерами интеллектуальной системы поиска является проект нахождения знаний для государственных структур США - www.govmine.com, анализ СМИ в режиме реального времени системы Медиалогия www.medialogia.ru. На этапе обработки данных, получаемых в результате первичного поиска, необходимо сочетание искусственного и человеческого интеллекта для выявления и анализа связей, фильтрации и исключения дублирования, выделения главного. Выявление и анализ связей включает изучение их характера, то есть фиксацию смысловых отношений между объектами, временных характеристик (отношение к прошлому, настоящему, будущему), типов отношений (соподчинение объектов по иерархическим уровням, горизонтальные связи, независимость), характера упоминания (позитивный, негативный, смешанный, нейтральный), и их графическое представление (в виде матриц, карт связей, таблиц, гистограмм, геоинформационных отчетов). Например, географический анализ по карте мира в форме параметрического и градиентного анализа (грид-файлов), позволяет выявить международное распределение интересов, охарактеризовать тенденции, технологии, проблемные ситуации и технологии их решения, выяснить страны и регионы, где объект находится в центре научного и общественного внимания. Такие карты помогут определить географию дальнейшего поиска. Системный анализ информационного поля выявит наиболее инновационные и активные объекты генерации новых технологий, тенденции развития. Ключевые объекты экстремально и масштабно отражаются в информационном поле в виде активного обсуждения, высоких количественных показателях упоминаемости. Это поможет выбрать тематические направления для последующих коммуникаций, региональных и международных командировок с целью изучения лучшего опыта. На следующем этапе разработки процессной составляющей необходимо выбрать уровень и технологии взаимодействия с источником знаний. Можно продолжать исследование через общедоступные средства Интернет или выйти на межгосударственный уровень контактов через включение в повестки дня официальных встреч на государственном, региональном, местном, корпоративном и/или личностном уровнях (напр., приглашение иностранного консультанта, контакты через видеоконференции, средства обмена мгновенными сообщениями, такие как Skype, MSN и др.). При выборе уровня необходимо учитывать звенность канала связи и возможные помехи.
Процессная составляющая наполняет необходимые блоки инструментов (структуру модели). Для более легкого поиска инструменты и примеры международного опыта должны складываются в ячейки, которые будем называть в дальнейшем фасеты (термин «фасета» заимствован из библиотечного дела). При этом один и тот же инструмент может содержаться в различных фасетах. Таким образом, фасеты гибко структурируют опыт и знания, позволяют легко найти то, что нужно для конкретной задачи.
Поиск – это пассивное направление интеграции в международное пространство. Другой его стороной должно являться активное направление. Процесс получения новых знаний не заканчивается поиском и выбором новых инструментов в международном пространстве. Результатом поиска является использование новых инструментов для разработки эффективных властных воздействий. В свою очередь, властные действия реализуются через оптимизированные бизнес-процессы, на основе которых предоставляется информация и персонализированные сервисы обратно в международное пространство (Интернет). Получается универсальный замкнутый цикл, который следует применять при поиске и внедрении новых технологий (Рис.1). Каждая из трех указанных граней диктует принципы и требования к выбору инструментов подготовки, принятия и контроля управленческих решений, построения системы государственного и муниципального управления.
Подтверждением необходимости указанного трехэтапного цикла является положительная корреляция зрелости правительственного Интернет - присутствия с показателями эффективности правительства, качества госрегулирования, инвестиционного климата, индекса восприятия коррупции по выборке 148 стран мира. Положительная корреляция между этими показателями (более 0,75) подтверждает корректность, функциональность и востребованность такого подхода (Табл.1).
Табл.1. Корреляция зрелости правительственного web-присутствия с показателями эффективности правительства, качества госрегулирования, инвестиционного климата, индекса восприятия коррупции
Коэффициент корреляции |
Зрелость web-присутствия, означающая зрелость процессов и активной интеграции в МИП |
Эффективность правительства |
0,7829 |
Качество госрегулирования |
0,7729 |
Инвестиционный климат |
0,7517 |
Индекс восприятия коррупции |
0,7547 |
Для целей решения актуальных проблем следует осуществлять разработку и первичное инструментальное наполнение фасет базовых и специальных моделей под конкретные прикладные задачи государственного и муниципального управления (рис.1). При этом разработанные модели не должны являться статическими. Каждый служащий может дополнять и развивать этот каркас инструментов на основе лучших практик и апробированных на своей территории моделей.
В частности, для достижения синергии деятельности федерального, регионального и муниципального уровней власти с помощью ИТ необходимы инструменты определения общих целей, соответствующих им проектов и программ. Для образования единого информационного и экономического пространства страны формируется государственная ИТ – архитектура, включающая общие сервисы и компоненты, единую информационную и инструментальную базу принятия решений. Воспользовавшись новыми инструментами, власть может действовать как единая, целостная система, гибко, адекватно и максимально оперативно отвечающая на эти вызовы и угрозы, обеспечивая необходимое собственное реформирование и стимулирование модернизации в частном и общественном секторах.
Синергетические эффекты взаимодействия трех уровней управления следует учитывать уже на начальных этапах разработки стратегии. На федеральном уровне должна быть выделена понятная и ясная для всех, объединяющая цель поиска синергетических эффектов в стратегии и оперативных действиях всех органов власти. Цель является мотивирующим фактором, позволяет мобилизовать энергию людей и ресурсы. Генеральная цель должна быть сконцентрирована на внешних показателях, обеспечить комплексную оценку результатов деятельности органа власти с точки зрения качества жизни, инвестиционного климата и других критериев комфортности проживания и ведения бизнеса. Цели федерального уровня должны координироваться, детализироваться в цели регионального и местного уровня. Универсальным инструментом поиска и оценки синергии является расчет стратегических соответствий проектов федерального, регионального и местного уровней. Мотивация достижения стратегических соответствий осуществляется долевым финансированием совместных проектов, федеральными, региональными и муниципальными гарантиями и другими инструментами.
Наличие стратегии, ясное общее понимание развития территории и использования ресурсов, само по себе уже является фактором привлечения инвесторов, а согласованная на всех уровнях стратегия и соответствующие целевые показатели развития, подкрепленные финансированием и тактическими планами, будут сильнодействующими факторами, двигателями целенаправленной модернизации всей страны. Этому же должна способствовать и специальная согласованная система стимулирования выполнения стратегии, создаваемая властями на всех уровнях (инвестиционная политика, налоговые льготы, бюджетные кредиты и гарантии, внешнеэкономическое регулирование и пр.). Таким образом, на основе консолидации усилий государственного, регионального и муниципального уровня через общие цели, расчет стратегических соответствий, согласование стратегический планов и проектов различных уровней достигается выработка общего вектора развития и создание из разнонаправленных, подчас конкурирующих интересов устойчивых комбинаций, позволяющих ресурсно и мотивационно обеспечить достижение долгосрочных целей и задач.
Для реализации стратегии наиболее сложной задачей является мотивация госслужащих к поиску и внедрению новых знаний и инноваций, оптимизации процессов. Без трансформационных изменений системы мотивации, внедрение ИТ в деятельность органов власти, построение порталов электронных государственных услуг не может привести к существенных улучшениям. Фрагментарные неоптимизированные государственные услуги в электронном виде не будут широко востребованы. Для преодоления этих ограничений предлагается использовать матрицу стратегий трансформации системы управления на основе информационных технологий (Рис.2).
Рис.2. Матрица стратегий трансформации структуры управления на основе информационных технологий
Матрица трансформации позволяет выбрать стратегию внедрения ИТ для решения главной проблемы государственных и муниципальных структур - ориентацию на процесс, документ, отчет, а не на конечный результат. Данная стратегическая проблема связана с ярко выраженной, вертикальной иерархией. Оргструктура органов исполнительной власти является результатом выделения жестких иерархий и подчинения «сверху» внутри каждого органа, и между органами исполнительной власти от федерального до муниципального. В этой системе сотрудники погружены в рутинную работу исполнения поручений, они не очень стремятся к успеху, не проявляют энергичность и инициативу. Для каждого решения нужна санкция в виде резолюции, поручения или согласования, что позволяет застраховаться от упреков при неудаче. Соответствующим образом настраиваются все информационные потоки, движение документооборота для подготовки решений. Решающим в этой системе для эффективности процессов являются квалификация и личностные качества лица, принимающего решение. Это лицо выступает главным фактором, вершиной каждой иерархической пирамиды. Требования вышестоящих руководителей являются преобладающими для всех действий в нижестоящей иерархии. В условиях жесткой субординации возникают итерационные информационные потоки, которые приводят к информационной перегрузке руководителей текущими вопросами в ущерб стратегическим инициативам. Даже при хорошо поставленном стратегическом планировании, цели остаются декларативными. Регламентация всех процессов также снижает мотивацию к гибкой реализации стратегии, то есть к проявлению при этом новаторства в оптимизации процессов, генерации проектов и инновационных идей. Реализация стратегии в такой иерархии требует жесткой контрольной системы и санкций за нарушение сроков. При этом планы и сроки контролируется формально, качество выполнения намеченных в стратегии мероприятий не контролируется. Причиной последнего является перегрузка руководителя документооборотом по оперативным вопросам, а канцелярия или иное контрольное управление оценить фактическую сторону исполнения стратегического плана вряд ли может. Таким образом, реализация стратегии становится под угрозу.
С другой стороны, бюрократия развивается как иерархическая структура внутри государства и необходима для осуществления долгосрочных стратегических программ в качестве стабильной организации, способной приспосабливаться к внешним изменениям. Политический процесс – это единство прерывности и непрерывности. Периодическое обновление законодательных органов сочетается с относительной стабильностью основных эшелонов исполнительной власти. Бюрократия помогает сохранить преемственность и стабильность в руководстве. Кроме того, жесткая вертикальная иерархия необходима в условиях кризиса, когда надо оперативно принимать решения и нет возможности длительного согласования позиций.
Для преодоления этих ограничений при реализации стратегического плана необходимо трансформировать систему управления на принципах горизонтальной иерархии. Новая иерархия обеспечивает гибкое формирование процессов вне зависимости от функций, отрасли или уровня подразделения, то есть «бесшовность» процессов. При этом формирование каждого процесса обусловлено потребностями среды («снизу»). При горизонтальной иерархии информация с помощью некого ядра (аналитического центра, или автоматизированной информационной системы в виде метасистемы, ботов и пр.) направляется непосредственно ответственному лицу, принимающему решение в соответствии с его компетенцией и информационной базой. Информационный поток уже не движется по иерархическим цепочкам «сверху – вниз» и «снизу вверх» для подготовки воздействия на внешнюю среду. Горизонтальная иерархия означает сбалансированность местной автономии в текущих действиях с централизованным регулированием стратегического направления. Муниципальным и оперативным руководителям предоставляется свобода маневра, делегируются полномочия, так чтобы они были ответственными за все, что происходит на вверенной им территории или участке работы. Это дает возможность служащим показать, на что они способны, оценить их по реальным показателям эффективности деятельности, привлечь энергию и энтузиазм людей, обеспечить слаженную работу государственного и муниципального управления.
Стратегии перехода к горизонтальной иерархии соответствуют новые принципы – сетизации, гибкости и интеграции. Эти принципы следует отнести как к построению информационных систем, так и формированию организационных структур управления в целом.
При реализации стратегии, указанные принципы вертикальной и горизонтальной иерархии, помогают выбрать инструменты информатизации. При вертикальной иерархии создание информационной инфраструктуры ориентировано на поиск решений, удовлетворяющих требованиям внутренней среды. На противоположном конце находится совместно используемая (разделяемая) среда, основу которой составляет глобальная сеть. Инструменты информатизации уже на самых ранних этапах разработки выбираются для персонализированного обслуживания массового пользователя.
Другим важным аспектом для стратегии трансформации является выбор показателей для автоматизированного контроля эффективности директивных органов. С одной стороны находится внутренняя результативность и техническая эффективность, выражающиеся в формальном контроле исполнительской дисциплины, минимизации бюджетных затрат. Именно на эти показатели делается сегодня основой акцент в государственном и муниципальном управлении. Рассчитывается количество обработанных документов, доля поручений, выполненных в срок, количество подготовленных распорядительных документов и пр. Для финансовых показателей рассчитываются отклонения план – факт, объем экономии. Несмотря на важность этих показателей с точки зрения выполнения внешних ограничителей (требований законодательства, вышестоящего органа власти), субъект управления может не достигать стратегических целей обеспечения комфортного проживания, максимально возможных фискальных выгод. Поэтому на другом конце находятся показатели явной и неявной результативности.
Оценка результативности информатизации также имеет специфические черты для выделенных двух полюсов спектра показателей. При технической результативности выбираются показатели, связанные с внутренней эффективностью внедрения информационных технологий, то есть оценивается качество работы самой инфраструктуры ИТ, востребованность информационных систем если и оценивается, то лишь как число обращений к ним государственных и муниципальных служащих. Ключевыми целями при этом является оптимизация процессов по критериям времени и стоимости для директивного органа. С противоположного полюса находятся показатели, характеризующие конечные результаты, показатели внешней эффективности процессов и услуг (количество посещений правительственных сайтов, замещение традиционных услуг электронными, комфортность предоставления услуг, результаты опросов и т.д.).
Выбор стратегии использования ИТ зависит от текущего состояния процессов в органе власти. Не оптимизировав внутренние процессы, невозможно оптимизировать внешние, точно также как, не научившись управлять самим собой, нет возможности управлять коллективом. С другой стороны, не определив показатели результативности, невозможно делегировать полномочия на нижние уровни и перейти к горизонтальной иерархии. Таким образом, у каждой стратегии трансформации есть определенный результат и свой подход к эффективности, который влечет выбор технологий управления (Табл.1). В рамках стратегии оптимизации внутренних процессов наиболее важным является поиск и выбор инструментов для получения максимальной отдачи от бюджетных вложений (приоритетность ИТ-инструментов для управления финансовыми потоками, привлечения инвестиций). На следующем этапе, при факторо-центрической стратегии выбор падает на инструменты тренинга высококомпетентных управленцев, способных измерить не только прямые эффекты, но и скрытые, неявные последствия регулирующих воздействий. Приоритет имеют инструменты контроллинга, позволяющие перейти от технической эффективности к управлению по конечным результатам. При стратегии разделяемой среды значение имеют ИТ-инструменты для экс-инжиниринга, обеспечивающие повышение эффективности с точки зрения затрат и времени и создание комплексных процессов. Сервисно-центрическая стратегия нацеливает на поиск новых сервисов комфортного проживания и оптимизацию существующих.
Табл.1. Инструменты МИП для стратегий управления информационными потоками
Квадрант стратегии |
Характеристика |
Инструменты МИП |
Стратегия оптимизации внутренних процессов |
Оптимизация использования ресурсов и инфраструктуры |
- Фасеты для реинжиниринга и управления жизненным циклом процессов (BPM) для внутренней среды
- Аутсорсинг внутренней информационной инфраструктуры, технической поддержки, обслуживания внутренних сетей, отдельных сервисов, приложений |
Факторо-центрическая стратегия |
Подготовка высококомпетентных госслужащих, способных измерить эксплицитные и имплицитные эффекты |
- Оценочные модели эксплицитных и имплицитных эффектов (СЕА, СВА) с применением регрессионного, факторного и корреляционного анализа
- Система управления знаниями
- Бюджетирование, ориентированное на результат (БОР), комплексное среднесрочное планирование расходов в рамках жестких бюджетных ограничений |
Стратегия разделяемой среды |
Оптимизация по цепочке процессов по критерию времени и стоимости |
- Фасеты для раскручивания спирали BPM, экс-инжиниринга
- Инструменты реализации системы «одного окна»
- Аутсорсинг бизнес-процессов
- Инструменты интеграции и построения метасистемы
- Инструменты оптимизация горизонтальных процессов (ФСА, АВС, ВPM, BPR) |
Сервисно-
центрическая стратегия |
Поиск новых сервисов комфортного проживания и оптимизация существующих с целью повышения фискальных выгод и общественного благосостояния |
- Среднесрочное проектно-процессное бюджетирование с широким эффективным применением техник оптимизации процессов (ФСА, АВС, ВPM), измерения эффективности (СЕА, СВА)
- Аутсорсинг функций и процессов |
Модель полезна для оценки возможности аутсорсинга процессов. При определении параметров результата, процессы могут быть эффективно переданы на аутсорсинг в целях бюджетирования, альтернативности выбора, получения бóльших фискальных выгод. Поэтому, если на первом этапе определены параметры эффективности работы элементов внутренней инфраструктуры, то может выбираться аутсорсинг отдельных сервисов, эксплуатации информационных систем. При разделяемой среде, после проведения операций экс-инжиниринга, для аутсорсинга становятся доступными целые цепочки бизнес-процессов. После определения показателей результативности с учетом косвенных эффектов, требуется переработка больших объектов информации, и эти процессы могут передаваться на аутсорсинг знаний.
В целом, переход на следующий этап трансформации и соответственно к следующей фасете инструментов обусловлен характеристиками руководителя, зрелостью процессов и государственной организации. Модель позволит определить последовательность применения инструментов по этапам стратегии трансформации директивного органа в горизонтальную структуру. При этом модель является универсальной для масштаба управления и действует как для местного уровня, так и для всей системы государственного и муниципального управления. Важным эффектом является соподчинение управленческих уровней по процессам с единой точкой отчета - потребности комфортной среды. При реализации стратегии это позволяет диаметрально изменить вектор мотивации госслужащих от решающего всё мнения вышестоящего руководителя к комфортности среды, придав процессам свойство самоорганизации, гибкость - организационным структурам, поддержав креативные процессы, инновации, своевременно корректируя планы с учетом реальных ситуаций. И обратно, инициативы федерального уровня поддерживаются региональным и местным уровнями и получат мультипликативный резонансный эффект. Тогда, с одной стороны, стратегия для каждой территории региона, муниципального образования опирается на уникальные для территории сильные стороны, с учетом возможностей и угроз, которые могут носить как специфический, так и общенациональный характер. В итоге сокращаются информационные потоки по древообразным иерархическим структурам «сверху вниз» и «снизу вверх». В соответствии с новой моделью процессы получают восходящий характер, вплоть до наднациональных взаимодействий. Модель трансформации позволит стимулировать сетевую организацию реализации стратегии на основе ИТ для достижения комфортных условий проживания.
Выбор конкретного программного решения в государственном и муниципальном управлении представляет актуальную проблему. Это требует значительных финансовых затрат и специального составления технического задания. Кроме того, существующие разработки являются зависимыми от технической и экономической подготовки служащего, аппаратно-программного обеспечения рабочего места и серверного оборудования. Для того чтобы быстро и эффективно внедрить современные ИТ, разработан универсальный маршрут. Маршрут состоит из пяти этапов и включает анализ возникающих проблем, интерактивное моделирование управляющих воздействий на социально-экономические процессы, оценку эффективности использования моделей воздействия, реализацию концепции управления знаниями и электронного обмена технологическими базами данных. В специальных ячейках (фасетах знаний) произведено первичное накопление международных примеров применения ИТ для решения задач жилищно-коммунальной отрасли, здравоохранения и других сфер с помощью применения ИТ и мобильной связи.
В книге также произведено конструирование специальных моделей для наиболее актуальных проблем государственного управления.
Для того, чтобы организовать борьбу с коррупцией, поставить необходимые антикоррупционные фильтры, в книге предлагаются ИТ-инструменты повышения прозрачности принятия решений, проверки на коррупциогенность нормативно-правовых актов, но самое главное - обеспечения ориентации созданной системы на внешний результат – комфортности проживания и ведения бизнеса.
Чтобы эффективно использовать новые возможности, предоставляемые электронно-торговыми площадками, следует внедрять ИТ для постепенного покрытия всего цикла управления контрактом, начиная от самых ранних этапов планирования до учета поставок и выполнения гарантийных обязательств по контракту. Такая эволюция обеспечивается при следовании по маршрутной карте развития ЭТП, разработанной на основе отечественного и международного опыта управления госзаказом.
Для управления главной доходной составляющей бюджета приведены общие показатели эффективности налоговой системы как с точки зрения прямых результатов собираемости налогов, так и косвенных, таких как затраты бизнеса на налоговое администрирование. Используя эти показатели в автоматизированных имитационных моделях, каждый уровень управления сможет более эффективно принимать решения по преференциям, инвестиционным проектам, измерять комфортность ведения бизнеса с точки зрения уплаты налогов и сборов.
Кризисы, свойственные любой системе, вызваны, как правило, накоплением внутренних проблем, тогда как внешние, международные кризисные явления играют роль лишь спускового толчка к проявлению первых. Антикризисное управление в органах власти с использованием ИТ нацелено на понимание масштаба и вектора развития возникших кризисных явлений, и на то, как обеспечить оперативность принятия решения, выработать подтвержденные организационными и бюджетными ресурсами планы, как проводить их своевременную коррекцию, обрабатывая огромный объем информации из международного, регионального и локального Интернет - пространства.
Специализированные задачи антимонопольного регулирования, развития конкуренции и инноваций требуют современных ИТ для определения доминирующего положения, контроля деятельности монополистов с учетом требований международной конкурентоспособности национальных производителей. В книге разработаны инструменты формирования соответствующей информационной политики.
Если поставлена задача борьбы за инновационность экономики региона, то помогут модели формирования конкурентоспособных экономических кластеров. Важность этой задачи подчеркивается материалами по странам мира, демонстрирующими положительную корреляцию между развитостью кластеров и уровнем жизни. Конкретные механизмы для практики должны позволить развивать инновационные кластеры в связке с задачей создания комфортной среды проживания. Результатом работы модели является реализация целей национальных проектов в деятельности инновационной зоны, сочетание интересов различных бюджетных уровней, всех бенефициаров, привлечение необходимых ресурсов для повышения комфортности проживания на территории, решение проблемы внутреннего спроса на продукцию отечественных кластеров. Необходимая правовая, маркетинговая, консалтинговая инфраструктура обеспечит переход от идеи к инновации, то есть новой разработке, внедренной на рынке в виде нового продукта (технологии). Также будут соединены интеллектуальные активы, инновационный капитал и услуги поддержки инновационной деятельности. Не менее важна поддержка совместных исследований, интеграция малых, средних и крупных инновационных фирм в цепочки формирования стоимости, развитие кооперационной сети «наука и образование – инновационный малый и средний бизнес – крупный бизнес», распространение знаний из сектора исследований и разработок и их капитализация, стимулирование развития научно-исследовательских комплексов и наукоемкого аутсорсинга. Развитие устойчивых научно-производственных кооперационных связей, внедрение инноваций в деятельность градообразующих предприятий позволит обеспечить их обновление, диверсификацию экономики, уход от сырьевой составляющей и зависимости от импорта инновационных технологий и товаров. Также национальные приоритеты и цели социально – экономического развития региона увязываются с целевым инкубированием, корпоративными инновационными стратегиями развития малого, среднего и крупного бизнеса. На этой основе обеспечивается сочетание научно-технических и социальных интересов федерального, регионального и местного уровня.
Для генерации проектов развития инфраструктуры в книге собран богатый фактический материал, связанный с подходами к инициации инфраструктурных проектов, управлению недвижимыми объектами за рубежом. Особенно интересен опыт Великобритании, Канады, Австралии, Ирландии и некоторых других стран. Сильные стороны и успехи частно-государственного партнерства (ЧГП) развитых стран, в особенности Канады, определяются широким кругом тесно взаимодействующих участников. Для активизации ЧГП разработаны специальные технологии для генерации идей, оценки, выбора и контроля реализации таких проектов. Комплекс инструментов проектного финансирования позволит одновременно решать триединую задачу - развивать ресурсную базу государственного и муниципального управления за счет привлечения внебюджетных ресурсов в реализацию социально-значимых задач.
Максимально простые пользовательские интерфейсы, развитая телекоммуникационная инфраструктура предоставляют сегодня совершенно новые возможности для моделирования и выбора решений. Если раньше нужно было нанимать аналитическую или консалтинговую компанию, которая бы разобралась в данных, определила зависимости и тенденции, смоделировала сценарии развития, то сегодня можно найти массу готовых решений обеспечивающих аналитическую обработку данных и представление их в удобном для восприятия виде. Более того, с помощью современных моделей частно-государственного партнерства, таких как «система как сервис», «облачные вычисления», органы власти могут избежать закупки программного и аппаратного обеспечения. Централизованно типизированные решения позволяют обеспечить минимизацию бюджетных трат, предоставить необходимые для управления цифровые данные на уровень региона или федерации. Сложной задачей при построении аналитической системы остается выбор наиболее важных показателей для моделирования. При этом интегрирующей целью является комфортность проживания людей. Именно вклад в достижение этой цели должен являться критерием эффективности внедрения ИТ. Цели роста рождаемости, улучшения жилищных условий, повышения качества образования, уровня медицинского обслуживания ясны и понятны для всех уровней власти, населения. Люди, включая самих государственных и муниципальных служащих, должны иметь интересную и достойно оплачиваемую работу, безопасное и комфортное жилье, качественную инфраструктуру проживания (дороги, транспорт, потребительский рынок, телекоммуникационная среда общения), возможность дать своим детям качественное образование и получить медицинское обслуживание, возможности для отдыха и развлечения, в стабильной политической, социальной, экономической, экологической среде. Комфортность проживания непосредственно связана с обеспечением комфортности ведения бизнеса на территории, благоприятным инвестиционным климатом. Это необходимое условие для комфортности среды проживания. Во-первых, бизнес обеспечивает рабочие места, возможности самореализации своим работникам, платежеспособный спрос на товары/услуги комфортного проживания, во-вторых, создает налоговую базу для развития инфраструктуры, и, в-третьих, собственно производит товары и услуги для комфортного проживания. В условиях глобальных интеграционных процессов, международная дифференциация комфортности влияет на размещение представительств, производственных и исследовательских подразделений транснациональных компаний – вендоров, владеющих самыми современными технологиями. Поэтому страны с развивающейся экономкой стремятся создать максимально комфортные условия для привлечения таких компаний на свою территорию и ведут «борьбу на понижение». Необходимо отметить, что не всякий экономический рост обеспечивает комфортность проживания, как, например, в условиях серьезных ущербов экологической среде при быстром экстенсивном экономическом росте. Рост уровня потребления не всегда соответствует увеличению уровня счастья и удовлетворенности жизнью, оцениваемых на основе социологических опросов. Большое значение оказывает инфраструктура общения, которая включает развитие социальных сетей на основе современных информационные технологии. В книге рассмотрена иерархия показателей для построения приборных панелей руководителя органа власти для управления всеми этими факторами.
Рис.1.Цикл поиска, выбора и использования новых инструментов в директивном управлении
(Прим. в скобках указаны номера глав книги, содержащих описание моделей)
Таким образом, государственное и муниципальное управление представляет собой наиболее сложную задачу современного менеджмента, так как направлено на многослойный, мультиэлементный, внутренне противоречивый объект – муниципальное образование, – находящийся в условиях крайней нестабильности внешней среды. Решить такую задачу можно с помощью современных информационных технологий, позволяющих упорядочить огромные массивы данных, создать базы знаний, систематизирующие инструменты формирования эффективной системы управления территорией. При этом, наиболее сложной и актуальной проблемой является настройка информационных систем для измерения конечного результата государственного управления, что является основой поддержания обратной связи, мотивации служащих, выбора технологий, эффективного моделирования и принятия государственных решений на всех уровнях.
В книге раскрыт авторский взгляд на решение этой задачи в целом и для стимулирования инновационного развития, наиболее важных сфер налогового, антимонопольного, антикризисного регулирования, развития инфраструктурных проектов (рис.1). Все изложение инструменты и критерии были подчинены достижению главной цели - созданию комфортной среды проживания. Мы собрали на настоящее время лучший инструментарий международного опыта и дали многочисленные ссылки для более подробного его изучения. Жизнь не стоит на месте, появляются новые знания, механизмы и методики, совершенствуются нормативно-правовые системы, поэтому книга может дополняться и корректироваться.
*Под инструментами (англ. tools) понимается совокупность методик, алгоритмов, механизмов, методов и технологий управления.
|