Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 1998 год | Статьи из номера N5 / 1998

Новый техногенно-психологический подход к стратегическому управлению

Смирнов С.И., Шарипова О.Э.,

Современные динамично меняющиеся рыночные условия настойчиво требуют совершенствовать инструменты и технологии управления предприятиями и компаниями с целью повышения эффективности их хозяйственной деятельности и максимизации прибыли. Руководители предприятий и компаний в условиях жесткой конкуренции повседневно ищут пути, ведущие к стабильному и устойчивому, как минимум, положению вверенных им предприятий с прицелом на достижение ими лидирующих позиций. В этой связи требуются такие методики, которые помогли бы руководителю предприятия систематизировать и/или упростить существующие сложные структуры управления и взаимодействия и с новых позиций осознать процессы, происходящие на его предприятии.

Очевидно, что тот, кто первым начинает использовать новинки научных разработок и соответствующих технологий, имеет больше шансов на успех и лидерство. Это, со своей стороны, ставит перед бизнес-консультированием, в качестве приоритетной, задачу по постоянному совершенствованию существующих и созданию новых технологий управления.

В начале своей практической деятельности нами использовались известные, уже ставшие классическими, подходы и приемы бизнес-консультирования, такие как: методы оценки персонала, технологии проведения конкурса при приеме на работу, тренинги по командообразованию, методики разрешения конфликтных ситуаций в коллективе, реинжиниринг бизнес-процессов. При этом научной базой на первоначальном этапе работы являлись менеджмент, психология управления организацией и социальная психология, в частности: социометрия, референтометрия, мотивация совместной деятельности, социально-психологические теории личности и коллектива, теории деятельности.

Применение упомянутых разработок и технологий и вышеперечисленных методов социальной психологии дают возможность повысить эффективность деятельности фирм благодаря изменению и нормализации внутрифирменных отношений, установлению миссии и целей организации, вовлечению внутренних ранее не востребованных ресурсов, оптимизации мотивации персонала. Как показали результаты нашей работы, эти подходы позволяли эффективно решать тактические задачи, как, например: снятие внутренних конфликтов и "усталости" фирмы, повышение потенциала её сотрудников. Но, к сожалению, все достигнутые улучшения имели короткий жизненный цикл, что, строго говоря, является следствием недостаточной эффективности предложенных на базе принятых методов рекомендаций.

Эти неутешительные результаты побудили к поиску путей достижения "объёмного", комплексного восприятия существующих проблем управления. Временно отказавшись от решения тактических задач, мы полностью занялись изучением оргструктуры предприятия и действующих внутри нее взаимозависимостей. Это исследование потребовало фундаментальных знаний естественных наук и глубокого понимания современной техники, в частности, робототехники. На базе таких знаний нам удалось сперва теоретически, а затем и на практике осуществить синтез технических наук, с одной стороны, и психологии и менеджмента, с другой - в целях разработки и внедрения оптимальной организационной структуры предприятия. То есть, привлечение фундаментальных и технических наук к исследованию проблем управления предприятиями, анализу системы их внутренней организации и бизнес процессов дает возможность множественного описания оргструктуры, тем самым обеспечивая "объёмность" ее восприятия. Уже первые опыты оказались успешными и подтвердили перспективность такого синтезирующего, или, по нашему определению, техногенно - психологического подхода (ТПП), в решении проблем управления.

Использование разработанного ТПП позволило установить интересную зависимость: успешность или не успешность фирмы предопределяется не только личными качествами и профессиональной подготовкой её руководителя и работников, но, в немалой степени, и организационной структурой, существующей внутри фирмы и являющейся своего рода её стержнем. При этом внутренние оргструктуры предприятий с различными целями и сферами деятельности отличаются по своей динамике, мобильности и другим техническим параметрам, определяющими их жизнеспособность.

Кроме того, этот подход позволяет вести разработку оргструктуры и её адаптацию к конкретным условиям небольшим коллективом специалистов без отрыва сотрудников фирмы - клиента от производственного процесса при использовании индивидуального подхода при решении внутренних психологических проблем отдельных её работников. Всё это, в конечном итоге, придает несопоставимо высокую гибкость и мобильность работе при обеспечении клиенту значительных дивидендов.

Основными рабочими параметрами ТПП являются цели и задачи исследуемого объекта и соответственно его оргструктуры. Последняя и разрабатывается согласно определенному набору целей и задач с учетом, уже на начальной стадии проектирования, её будущих возможностей, то есть задаваемое содержание находится в основе искомой формы. Понятно, что при внесении тех или иных начальных параметров происходит переформирование имеющихся оргструктур в требуемом направлении, делая их более экономичными, мобильными и функциональными. Данная работа сопровождается математическими расчетами и научно-техническим анализом всех, как позитивных, так и негативных, аспектов разрабатываемой системы в рамках поставленных целей и задач.

ТПП позволяет рассматривать организационные принципы и структуры во всем их многообразии вплоть до восприятия собственно оргструктуры предприятия как живого легко приспосабливающегося к постоянно меняющимся условиям среды обитания организма. То есть, подобно живым биологическим организмам оргструктура в ТПП обладает собственным источником возобновляющейся энергии, адаптирована к внешней среде, жизнеспособна и гибко реагирует на возникающие ситуации.

Ключевым моментом ТПП является перевод технической терминологии в психологическую, что требует понимания того, что физические составляющие в нашей технологии имеют соответствующие психологические эквиваленты.

Таким образом, применение ТПП позволяет гарантированно создавать оргструктуры под конкретного руководителя и его цели, значительно повышать коллективный ресурс, обеспечивающий достижение заданных результатов и целей при резком снижении затрат и повышении прибыли. При этом методы, разработанные на основе ТПП, дают возможность заранее проанализировать положительные и отрицательные моменты предсказываемого результата и произвести должную корректировку.

Следует добавить, что, наряду с вышесказанным, к основным особенностям и преимуществам ТПП относятся:

  • наиболее полное раскрытие творческого потенциала коллектива;
  • создание единого энергетического ресурса фирмы подобно живому биологическому организму;
  • оптимизация системы управления фирмы и её персоналом;
  • полная гарантия реализации поставленных целей и задач;
  • открытие новых горизонтов развития фирмы и путей их достижения;
  • значительное улучшение экономических показателей деятельности фирмы.

В настоящее время продолжаются работы над повышением функциональности внутренней структуры, имея в виду достижение автоматического реагирования на внешние изменения среды и рынка, её видоизменение в процессе решения поставленных задач.

Техногенно - психологический подход, созданный на стыке естественных и гуманитарных наук, является прорывной наукоемкой технологией, которая позволит конструировать оргструктуры ближайшего будущего - саморазвивающиеся, высокомобильные и гибкие системы, способные самостоятельно устранять возникающие проблемы, приближаясь в идеале к автономным роботизированным комплексам. Подобные внутренние механизмы управления и выживания в бескомпромиссных рыночных условиях, создаваемые с использованием ТПП, найдут, по нашему мнению, самое широкое применение в практике различных по роду деятельности и количеству работающих предприятий и компаний.

Список литературы

 

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М., АСПЕКТ ПРЕСС. 1996.
  2. Базаров Т.Ю. Управление персоналом развивающейся организации. М., ИПК ГС, 1996.
  3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: человек, стратегия, организация, процесс. М., МГУ, 1995.
  4. Джонс Дж. К. Методы проектирования. М., Мир, 1986.
  5. Карлоф Б., Седерберг С. Вызов лидеров. М., ДЕЛО, 1996.
  6. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме: эффекты и парадоксы. М., ИНФРА-М, 1997.
  7. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., ДЕЛО, 1994.
  8. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. М., ДЕЛО, 1995.
  9. Чайлд Дж. Управленческая стратегия, новая техника и процесс труда. Новая технология и организационные структуры. М., Экономика, 1990.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».