Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2000 год | Статьи из номера N5 / 2000

Некоторые направления повышения эффективности российских высоких технологий

Бендиков М.А. ,

Анализируется состояниевысокотехнологичного сектора российскойэкономики и предлагается комплекс мерстимулирования инновационной деятельности,направленных на предупреждение деградации исохранение главного потенциала современноготехнологического развития и экономическогороста России.

1. Инвестиционная стратегия экономического развития

Сырьевой сектор остается доминирующимв экономике современной России: сказываетсязначимость выручки его экспортной составляющейв формировании бюджета, оперативность итривиальность цикла “товар-валюта” посравнению с производством в других отраслях.

Тенденция приоритетного наращиванияресурсного потенциала особенно усилилась в годырадикальных перемен, когда удельный вестопливно-сырьевого комплекса в ВВП Россииповысился с 25,4% в 1990 г. до 30,6% в 1995 г. (в валовойпродукции промышленности рост составил с 38,4% до47,1%). Тот же показатель в 1985 г. в США, в ЗападнойЕвропе, в Японии был на уровне 11—12% и с тех порсущественно не изменился. Характерно, что иресурсная составляющая в стоимости готовойпродукции этих стран примерно на том же уровне ине превышает 10—15%. У нас по мере снижения объемоввыпуска и удельного веса высокотехнологичнойпродукции материальные затраты имеют устойчивуютенденцию к росту.

?овышение благосостояния общества засчет национального дохода, получаемого стольрасточительным способом, малопродуктивно, апотому бесперспективно, поскольку ведет кисчерпанию лучших запасов невосполнимыхсырьевых ресурсов. Дальнейшее развитиеэкономики в этом направлении сдерживается, содной стороны, сверхпропорциональновозрастающими потребностями в инвестициях,которых требуется все больше для поддержанияпроизводства в добывающих и перерабатывающихотраслях в силу их более высокой по сравнению сдругими отраслями капиталоемкостью, а, с другойстороны, постоянно усиливающимисяэкологическими требованиями и запретами.

Таким образом, возможности сырьевыхотраслей в создании инвестиционного потенциалатехнологи ческого развития хотя бы вкраткосрочной перспективе также ограничены. Приопределении эффективности развития экономики набазе сырьевых отраслей нужно иметь в виду, чтокапиталоемкость и себестоимость добытых вспецифических географических и климатическихроссийских условиях, например, энергетическихресурсов в 2,5—3,5 раза выше, а получаемая прибыльсоответственно ниже, чем в странах БлижнегоВостока, поставляющих основную массу этихресурсов на мировой рынок. При таких затратах надобычу и транспортировку конкурентоспособностьнашего сырья или продукции его первого переделадостигается путем занижения доли заработнойплаты в структуре цены, что сдерживает уровень нетолько доходов населения, но и его расходов и,следовательно, потребительский спрос, который истимулирует экономический рост.

?ри столь нерациональных структуре иконкурентном уровне цены увеличиваетсяактуальность ресурсосбережения: уже сегоднянужно серьезно озаботиться тем, чтопредпочтительнее перерабатывать и потреблятьдорогие ресурсы внутри страны, поставляя навнешний рынок иную финишную продукцию с болеевысокой долей добавленной стоимости. Именно этуфункцию выполняет машиностроение, всевысокотехнологичные отрасли. Формированиегосударственного бюджета России за счетэкспортоориентированных сырьевых иперерабатывающих отраслей решает толькократкосрочные проблемы выживания, но непроцветания экономики и общества.

Устойчивому и интенсивному развитиюпроизводительных сил необходима иная стратегия,а именно стратегия, основанная на возрастающемдоминировании пока еще имеющегося иокончательно не утраченноговысокотехнологичного промышленного инаучно-технического потенциала, образованного иквалифицированного кадрового потенциала,обладающего традиционно высокой техническойкультурой, на формировании рыночной среды смеханизмами ее регулирования, на новых формахкорпоративного построения структурыпроизводства с соответствующей системойуправления и т.д.

Сократить разрыв между потребностью винвестициях и ограниченными возможностяминакопления для обеспечения капиталовложенийможно только путем расширения производстванаукоемкой конкурентоспособной продукции.Поэтому инвестирование должно иметьинновационный характер, направленный напреимущественное использованиересурсосберегающих технологий, на расширенноеосвоение производств современных (пятого ишестого по существующей хронологии)технологических укладов.

Сейчас же происходит прямопротивоположное, то есть свертывание или“замораживание” развития современныхпроизводств (авиакосмических, электронных и т.п.)и рост удельного веса продукции, изготавливаемойспособами, относящимися к уходящему четвертомутехнологическому укладу (автомобилестроение,например. В отличие от американского, оно неотносится к разряду наукоемкого. Потому, видимо,и разница в качестве автомобилейсоответствующая).

2. Тенденции развития промышленного потенциала

 

Для реализации эффективной стратегиипредстоит постепенно ликвидировать структурнуюдеформацию, сложившуюся за долгие годы впромышленной и непромышленной сферахсамодостаточной мобилизационной экономики иостро проявившуюся в переходный период отдирективной и сверхмилитаризованной кдецентрализованной и, в основном,расгосударствленной экономике.

Деформированность в структурепродукции и мощностей вызвала резкий спадпромышленного производства в российскойэкономике и привела к избыточностипроизводственных мощностей,опытно-экспериментальной базы и сильных научныхи конструкторских коллективов. Коснулось это восновном и в наибольшей мере предприятий иотраслей с новейшими технологиями (их загрузкасейчас не превышает 20-30%), определяющиминаучно-технический уровень наукоемкойпродукции, потенциал, стратегию и максимальновозможные темпы устойчивого роста всейроссийской экономики.

На результатах деятельностивысокотехнологичных отраслей продолжаютнегативно сказываться ограниченныеадаптационные возможности предприятий,вынужденных за счет внутренних ресурсовсодержать дорогостоящиенаучно-экспериментальную базу и мобилизационныемощности.

Кроме того, на состояниивысокотехнологичного сектора промышленности впереходных политических исоциально-экономических условиях отразилосьдействие не только отмеченных внутрисистемных,но и ряда внешних факторов, в частности то, что оноказался невостребованным рынком. Во-первых, всилу преимущественно оборонной направленностиего производственного, научно-технического,интеллектуального и кадрового потенциала, ненашедшего применения в связи с резкимсокращением расходов на оборону и ослаблениемпозиций России на мировых рынках вооружения ивоенной техники.

Во-вторых, сложная продукциягражданского назначения — радиоэлектроника,электротехника, точная механика, оптика,комплектное технологическое оборудование дляоснащения перерабатывающих, легкой, пищевойотраслей промышленности и т.д. — в основной своеймассе оказалась неконкурентоспособной вусловиях чрезмерной открытости внутреннегорынка для экспансии иностранной продукции (в томчисле и низкокачественной) и слабой защищенностиотечественных товаропроизводителей.

В-третьих, супердорогостоящаяпродукция (гражданская авиация, морские суда ит.п.) на внутреннем рынке не нашла своихпотребителей в силу их неплатежеспособности врезультате резкого снижения жизненного уровнянаселения.

Часть востребованной рынкомпродукции, видимо, оказалась “не по зубам” дляоборонных предприятий. Иначе невозможнообъяснить, почему массовое производствотех же достаточно примитивных с точки зрениявысоких технологий современных видов продукции(шариковых ручек, например, потребность в которыхсоставляет многие миллионы штук ежегодно)повышает благосостояние общества в Южной Корее,Китае или Италии и совершенно невыгодно ужемногие десятилетия в России.

Преимущественная концентрациявысоких технологий в оборонно-промышленномкомплексе оказалась совершеннобесперспективной и не оправданной (трудности егореформирования и реструктуризации в настоящеевремя очевидны) ни с точки зрения рациональнойэкономики, ни с точки зрения мирового опыта,поскольку уровень развития, устойчивость иэффективность многоотраслевой индустриальнойэкономики определяются прежде всего уровнемразвития промышленной базы в целом, а неотдельных, даже достаточно продвинутых, еефрагментов.

Процесс воспроизводства знаний,разработок и практического опыта, приобретенныхв оборонно-промышленном комплексе ценойконцентрации лучших интеллектуальных, трудовых,материальных и финансовых ресурсов государствана реализацию целевых научно-техническихпроектов, в условиях директивного управления неимел мотивационно действующего экономическогомеханизма для своего распространения на целимодернизации других отраслей народногохозяйства и вытеснения отживших неэффективныхтехнологий.

Современные тенденции развитиянаучно-производственного потенциала вэкономически и индустриально развитых странахтаковы, что оборонно-промышленный комплекссовершенствуется и модернизируется главнымобразом за счет инноваций, переходящих изгражданского сектора промышленности, где спрос иконкуренция в области товаров и услуг массовогопотребления, а также их значительно меньший (вомного раз) жизненный цикл по сравнению свооружением и военной техникой лучшестимулируют прогресс в технологическомразвитии. В качестве примера непрерывности истремительности роста технического уровняпродукции широчайшего применения и спроса можнопривести разработку и изготовление микрочипов,производительность которых каждые полтора годаудваивается, а цена вдвое сокращается.

Именно массовое гражданскоепроизводство и сфера услуг, прежде всегоинформационных, в условиях рыночной экономикиобеспечивают необходимые финансовые ресурсы длясоздания научно-технических заделов ираспространения основной массы нововведений вдругие сферы экономики, в том числе и в оборонныепроизводства, а не наоборот, хотя и преуменьшатьинновационный потенциал последних нельзя. В США,например, в 1997 г. общий объем затрат на НИОКРдостиг 205,7 млрд. долл. (2,6% ВВП), при этом абсолютнодоминировали гражданские НИОКР, доля которыхсоставила 2,2% ВВП2.

Сосредоточение модернизационногопотенциала высоких технологий преимущественно врамках оборонно-промышленного комплекса Россииснижало эффективность экономики в целом,поскольку влекло за собой усиление диспропорцийв ее технологической структуре, ограничивалобазу и замедляло темпы общего технологическогообновления и экономического роста.

Сверхмилитаризация экономики (встранах Запада военные расходы в конце 80-х годовне превышали 7-8% ВВП, у нас достигали 13%)отражалась и во все увеличивавшемсяресурсопотреблении — чем интенсивнее работалоборонно-промышленный комплекс, тем большетребовалось ему природных и сырьевых ресурсов,тем больше приходилось направлять их на экспорткак источник средств для его модернизации, атакже для восполнения фонда накопления всырьевых отраслях и на наполнение товарамивнутреннего потребительского рынка.

Примат столь расточительного инерационального в мирное времяресурсопотребления, свидетельствуя онедальновидности политической и экономическойстратегии государства, хотя и был возможен, но,что существенно важно, ограниченное инепродолжительное, с точки зрения историческогоразвития, время.

Ограничение по времени проистекает изтого неизбежного факта, что последовательнаяреализация этой стратегии создаетфундаментальные угрозы основам национальнойбезопасности государства, в том числе иэкономического характера, часть из которых ужереализовалась, а другая часть в условияхэкономического кризиса продолжает накапливатькритическую массу. В первую очередь этоотносится к высокотехнологичному секторуотечественного машиностроения.

Оказавшись без заказов и инвестиций наконверсию и перепрофилирование своих основныхпроизводств, ставших излишними,оборонно-промышленный комплекс начал быстродеградировать. Тяжесть деградации усугубиласьобвальным спадом экономики и финансовымкризисом в результате осуществления политики“шоковой терапии” и монетаристских подходов кфинансовой стабилизации.

Проблема рационального использованияи воспроизводства созданного ранее потенциалавысокотехнологичных отраслей остаетсяактуальной уже продолжительное время, не находясвоего решения. Решить проблему крайне важно,поскольку деградация высокотехнологичного ядрароссийской промышленности сопряжена с труднопредсказуемыми последствиямидеиндустриализации федеративного государства, вкотором многоотраслевая высокоинтегрированнаяиндустрия (в противовес региональномуобособлению ресурсно-сырьевых отраслей итенденциям разобщения таким образом единогоэкономического пространства) является одним изсамых сильных средств укрепления его единства.

Утрата такого ядра недопустима,поскольку предприятия и отрасли, егосоставляющие, обладая передовыми технологиями,высокой производственной дисциплиной иинновационной восприимчивостью, способны ипризваны при определенных условиях игратьстратегическую роль в обеспечении новогокачества и темпов экономического развитияРоссии, в поступательном укреплении ееэкономики, социальной стабильности ибезопасности. Тем самым они способствуют иобеспечивают решение задач повышения жизненногоуровня за счет интенсивных факторов:роста производительности труда, сниженияотносительного уровня потребления и повышенияэффективности использования невосполнимыхприродных ресурсов. Кроме того, эта рольопределяется решающим вкладомвысокотехнологичных отраслей в обеспечениелидерства и превосходства в противостоянииконкурентным технологическим достижениямдругих стран.

Отрасли, составляющие прогрессивныйнаучно-промышленный комплекс, будучи наиболееорганизованными и динамичными структурами,интегрированными со всей экономикой, обладаютповышенной чувствительностью к ее общемусостоянию и тенденциям развития, так какпоследние генерируют активность рынка ихпродукции и услуг, воздействуют на силумежотраслевых и межрегиональных кооперационныхсвязей (укрепляют или разрушают их), определяютинвестиционный климат в стране.

Наиболее сильное индуцированиекризисных проявлений происходит ворганизационно-экономических структурах сдлинными цепочками многоуровневой имногоотраслевой кооперации разработок ипроизводства сложной продукции, поскольку помере возрастания кооперационных связей резкоувеличивается как уровень их взаимозависимостиот воздействия различных факторов, и,следовательно, мультипликативный эффект спада,так и степень открытости таких структур длявнешних воздействий.

Тем не менее, несмотря на всепревратности своей реформации,высокотехнологичные производства и отраслипродолжают обладать большими потенциальнымивозможностями в силу инерциального проявленияряда своих специфических свойств и принциповвнутренней самоорганизации и сложившихсятенденций развития, основными из которыхявляются:

  • возможность и способность получения, освоения, использования и развития результатов научно-технического прогресса и создания новых научно-технических заделов;
  • умелое пользование программно-целевой методологией планирования своей деятельности, сочетающей целевую направленность исследований, разработок и производства на конкретный результат с перспективными направлениями работ общесистемного, фундаментального назначения;
  • способность поддержания высокой динамичности производства, проявляющейся в постоянном обновлении ее элементов (объектов исследований, разработок и производства, технологий, схемных и конструктивных решений, информационных потоков и т.д.), в изменении количественных и качественных показателей, в совершенствовании научно-производственной структуры и системы управления;
  • способность осуществления активной и эффективной инвестиционной и инновационной деятельности (в производстве темпы обновления активной части основных производственных фондов должны достигать 10—13%, в научно-экспериментальной базе — 30—40% в год, что соответствует общемировой практике);
  • наличие высококвалифицированного научного, инженерно-технического и производственного персонала, абсолютно преобладающего в общей численности занятых;
  • наличие уникальных научных школ и опытно-конструкторских коллективов, способных создавать конкурентную на мировом рынке продукцию, удерживать лидерство в развитии необходимых для этого научных направлений и технологий и др.

В соответствии с этими характернымипризнаками в наукоемкий сектор промышленностиРоссии прежде всего входят отрасли оборонногокомплекса, включая авиационную,ракетно-космическую, атомную, радиоэлектронную,атомное судостроение, а также ряд гражданских(фармацевтическая, биотехнологическая, выпусккомпозитов, научное приборостроение,производство сложного медицинскогооборудования и др.).

Радикальное изменение условийхозяйствования, слом старого управленческогоаппарата и некомпетентность нового,инвестиционный кризис и инфляция, а подчас исвоекорыстные интересы череды сменяющихсявладельцев собственности предприятий, неозабоченных их судьбой, привели к потереуправляемости и резкому спаду научныхисследований и разработок, сокращениюопережающих научно-технических и инвестиционных(капитальное строительство) заделов, играющихключевую роль в научно-техническом развитии.

Инвестиционный потенциалпромышленности стал явно недостаточен длярасширенного воспроизводства. Стоимостьосновных фондов промышленности оценивалась в 1998г. в 3465,7 млрд. руб. Чтобы их обновлять хотя бы на 5%в год, требуется производить капитальные затратыв объеме 173,3 млрд. руб. Однако фактически всеинвестиции в основной капитал составили 135,2 млрд.руб., при этом удельный вес машиностроения винвестициях стабильно снижался с 8,3% в 1990 г. до 3% в1998 г. Эта тенденция очевидно неблагоприятна длярешения проблем обновления и рестуктуризациипроизводственного аппарата.

За период 1990-1997 гг. падениепроизводства в отраслях высоких технологийсоставило 50,4%, что почти вдвое снизило долюдобавленной стоимости в продукциимашиностроения. Степень износа основных фондовмашиностроения в 1998 г. достигла 53,2%, в ОПК и тогобольше — 72%. Доля производственного оборудованиястарше 10 лет достигла в 1998 году 75,8%. Коэффициентобновления основных фондов в промышленностиснизился с 6,9 в 1990 г. до 1,0 в 1998 г., в машиностроении— с 6,6 до 0,4. Многие годы выбытие основныхпроизводственных фондов превышает их ввод, врезультате чего происходит сжатие какпромышленного потенциала, так и основногокапитала.

И до 1990 г. далеко не рациональнаяотраслевая структура промышленности претерпелак 1998 г. резкое качественное изменение в пользутопливно-энергетического комплекса (табл. 1). Приэтом удельный вес машиностроения иметаллообработки снизился в 1,8 раза, а легкойпромышленности, также являющейся барометромздоровья экономики, и того больше — в 7,8 раза.

Рост доли энергетики произошел из-замасштабного увеличения производства вдобывающей и перерабатывающей промышленности иподдержания экспорта сырья и материалов,поскольку энергоемкость в этом секторе в 8-15 развыше, чем в промышленности, сфере услуг,строительстве3. (Кстати, в этом кроется частичныйответ на вопрос: почему при двукратном паденииВВП потребление электроэнергии не было столь жезначительным. Несчастье помогло...)

Таблица 1

Изменения в отраслевой структуре промышленной продукции 4 

 

Изменения в отраслевой структуре промышленной продукции

Неуклонно снижается инновационныйпотенциал промышленности, то есть освоение новойпродукции, новых типов машин, оборудования,средств автоматизации. Доляинновационно-активных предприятий сократилась в13—14 раз с 65—70% в конце 80-х гг. до 5% в начале 1999 г.

Также неуклонно сокращаетсяколичество предприятий, осуществляющихтехнологические инновации. За четыре года (1995-1998)спад составил: по промышленности — 10,7%, помашиностроению — 8,2%. Из года в год сокращаютсязатраты на технологические инновации, а такжечисло предприятий, приобретающих новыетехнологии (технические достижения).

Сокращается не только численностьперсонала, занятого исследованиями иразработками (с 1532,6 тыс. чел. в 1992 г. до 855,2 тыс. чел.в 1998 г.), но и численностьпромышленно-производственного персонала — с 8767тыс. чел. до 4856 тыс. чел., в том числе рабочих — с 6814тыс. чел. до 3633 тыс. чел. соответственно. Низкиеинновационные возможности, наряду с сокращениеми старением кадрового потенциала, препятствуюттехническому перевооружению промышленности.

В 1992—1997 гг. расходы правительства нанауку сократились в 6 раз. Целевое финансированиефундаментальных и поисковых исследований (ФПИ) врамках федеральных государственных программ,как правило, не предусматривается. Если ФПИ ифинансируются, то из собственных средств НИИ, КБ,предприятий, из внебюджетных источников. Врезультате истощаются ранее созданныенаучно-технические заделы и, как следствие:

  • увеличиваются расходы на стадии ОКР, снижается качество продукции, увеличиваются сроки разработок и производства;
  • снижающееся качество продукции и услуг наукоемких производств влияет на их конкурентоспособность на мировом и даже внутреннем рынке;
  • снижается интеллектуальный и кадровый потенциал наукоемких производств: сокращается количество высококвалифицированных специалистов, молодые специалисты в науку не идут из-за низкой престижности профессии, растет средний возраст работников.

Государство, претворяя в жизньлиберальный экономический курс, не смоглопо-хозяйски распорядиться высокотехнологичнымсектором экономики, оказавшись плохимсобственником, неэффективным управляющим. Ноболее компетентного управляющего в перманентноменяющихся условиях приватизационного бума поразным причинам у предприятий этого сектора неоказалось. Хорошо еще, что в определенный моментсыграл свою роль инстинкт самоохранения забезопасность у самого государства, увидевшегокак быстро разрушался некогда единый потенциалпредприятий, в результате приватизацииподвергавшегося новыми собственникамифрагментации на обособленные производствапродукции низкого технического уровня иливообще превращавшегося в инфраструктурунепроизводственного сектора.

Слабость или даже полное отсутствие угосударства последовательнойнаучно-промышленной политики (стратегии) с четкообозначенными целями, средствами, методами иэтапами ее реализации не позволили обеспечитьуправляемую переориентацию высокотехнологичныхотраслей на обновление производственногоаппарата технологически отсталых отраслей, наимпортозамещение, на выпуск продукциипотребительского спроса, что негативным образомсказывается как на потенциале самих наукоемкихпроизводств, так и на тех сферахжизнедеятельности, для обеспечения и развитиякоторых они предназначались. Сокращениепотенциала резко ослабилоконкурентоспособность российской экономики.

Рассмотрим некоторые меры, которыемогут, по-нашему мнению, способствовать выходуэкономики из создавшегося положения.

4. Диверсификация — путь к устойчивостиэкономики

 

Важным направлением адаптациипромышленности к меняющимся экономическимусловиям, к сокращению или изменению спросовыхограничений является диверсификация разработоки изменение специализации производства.Необходимо создать экономические предпосылкидля энергичной диверсификациинаучно-производственного потенциалавысокотехнологичных предприятий, доведя долюпрофильной продукции в общем объемепроизводства до 25-35%, как на большинствеаналогичных американских фирм. У нас она выше.Это стало одной из основных преград на путиустойчивости российской индустрии.

Узкая специализация производств вусловиях действия некоторых экзогенных факторов(таких, например, как практическинепрекращающийся процесс принятиямеждународных обязательств по взаимномуограничению деятельности в той или иной области,частые внутриполитические коллизии и связанныес ними колебания в государственныхпотребностях), от воздействия которыхпромышленность не застрахована, всегда будетослаблять их экономическую устойчивость иобрекать на повышенную чувствительность кизменениям в структуре и объемахгосударственного заказа и в конъюнктуре рынка.Этот путь и во времена жесткого противостоянияСССР и США, приоритетного государственногофинансирования всех высокотехнологичныхпредприятий с экономической точки зрения не былэффективным — государству приходилосьфинансировать параллельные проекты, постояннорасширялся видовой состав эксплуатируемойтехники в ущерб ее унификации и стандартизации.Во всем мире он давно отвергнут какнеперспективный.

Отсекая производство продукциимассового спроса от наукоемких технологий,тенденция к чему прослеживается, мы обрекаем этупродукцию на неконкурентоспособность и лишаемтоваропроизводителей мощного источникасобственных финансовых ресурсов. В США и Европекартина иная. Крупнейшие американские концерныодновременно действуют в 30-50 отраслях. Среди ставедущих компаний Англии многоотраслевых — 96, вИталии — 90, во Франции — 84, в ФРГ — 78. Отсюда ихвнушительная мощь и конкурентоспособность.

Этот подход предполагает активнуюструктурную перестройку на основе создания иобъединения высокотехнологичных сфердеятельности, исходя из требованиядиверсификации разработок и производства и,следовательно, их устойчивости при резкихизменениях структурной политики или конъюнктурырынка. Тем самым разрывается порочный кругинерции использования отживающих технологий.Именно по этому пути пошли крупнейшие корпорацииво всем мире.

В табл. 2 приведены данные5,характеризующие степень диверсификациикрупнейших зарубежных высокотехнологичныхпроизводств — ракетно-космических корпораций ипревращения их в межотраслевые объединения ссамым широким спектром деятельности: от авиа-,ракето- или аппаратостроения до электроники.

Таблица 2

 

Крупнейшие зарубежные космические фирмы в1995 году

Крупнейшие зарубежные космические фирмы в 1995 году

Например, корпорация “Рокуэллинтернешнл” смогла заместить снижение объемапродаж авиационной техники быстрым ростомвыпуска электроники, доведя ее до 40% торговогооборота корпорации. В результате электронноепроизводство вышло на первое место по объемупродаж, что привело к изменению специализациикорпорации с аэрокосмической на электронную.Другая крупнейшая аэрокосмическая корпорация“Локхид” также резко увеличила выпускэлектронной продукции, доведя ее до 50% всегооборота корпорации6. Американские корпорацииявляются крупнейшими в мире производителями иэкспортерами космической техники (КТ).Диверсификация аэрокосмической промышленностиСША позволила ей вступить в новую фазу освоениянаукоемкой продукции при сохранении инаращивании потенциала космическихисследований и разработок.

Проблема инвестиций для инновационнойдеятельности в настоящее время является остройдля российских предприятий. Банковской системе вусловиях финансовой нестабильности не выгодны“длинные” кредиты и она с трудом работает наниве стратегического инвестирования. Значит, напервый план должны выйти меры, стимулирующиепоявление таких инвесторов и ихзаинтересованность в поддержке инновационногопроцесса. Рассмотрим некоторые из них.

4. Стимулирование инновационной деятельности — путь к экономическому росту

 

В свое время, изначально, ввысокотехнологичном секторе экономики былисозданы условия для активной инновационнойдеятельности, функционировала эффективнаясистема распространения научно-техническихновшеств с действенным контролем ростатехнического уровня производства иустановлением ответственности за егообеспечение. В менее приоритетных отрасляхпромышленности средств на разработку ивнедрение нововведений выделялось значительноменьше, поэтому и система их распространениябыла менее эффективной, что влекло за собойконсервацию отживающих технологических укладови сохранение их многообразия. Оказывало своевоздействие на распространение новшеств иотсутствие конкурентной рыночной среды, слабаявосприимчивость директивно управляемойэкономики к научно-техническому прогрессу.

Новые технологии, разработанные в ходереализации государственных программ НИОКР,являются национальным достоянием, способнымулучшить не только конкурентный инаучно-технический уровни продукциигражданского назначения, но и общую ситуацию напотребительским рынке. Эти технологии могутприменяться в процессных и продуктовыхинновациях.

Первое, что нужно сделать дляповышения эффективности использованияимеющихся передовых разработок, так это решитьряд организационных задач в деле наведениядолжного порядка в учете и оформлении этихразработок, восполнить имеющиеся пробелы взаконодательстве в части расширениявозможностей передачи закрытых разработок вгражданскую сферу. Для этого необходимо провестиих полную инвентаризацию, правильноеюридическое оформление прав интеллектуальнойсобственности и регистрацию, чтобы документациядля распространения нововведений имелазаконченный товарный вид.

Известно, что в области оформлениясвоих достижений необходима большаяскрупулезность, тщательность и кропотливость, начто у нас, как правило, не хватало сил и желания —в нерыночной среде в этом не было особойнеобходимости: все было государственным игосударство без особых “церемоний” решало что,как, кому и где использовать. Достаточно былоиметь качественное описание технологическихпроцессов, иной технической документации. А этобыло. Техническая культура была (и пока есть) навысоком уровне. Не было инновационного рынка испециалистов по продвижению нововведений на немкак разновидности специфического товара.

Также известно, что новой Россиидосталось незавидное правовое наследство вобласти охраны и использования интеллектуальнойсобственности. Поэтому нужно ускорить принятиетретьей части Гражданского кодекса РФ,упорядочивающего и регулирующего отношения вобласти интеллектуальной деятельности, а такжефедеральных законов о секретных и служебныхизобретениях.

Необходимо установитьзаконодательную норму, согласно которой поистечении определенного срока (но не более пятилет, например) новая разработка должна бытьпредоставлена для использования в гражданскойсфере.

Чтобы обеспечить преемственность втехнологическом развитии, нужно применять такиеспособы выживания и меры прямой и косвеннойгосударственной поддержки высокотехнологичныхпроизводств, которые позволяют в большей степенииспользовать внутренние способностисамоорганизации этих производств в условиях,предоставляемых им возможностями экономическойсамостоятельности, свободы целесообразноговыбора форм корпоративного построения иинтеграции сил в борьбе за рынки.

Поддержка и раскрытие возможностейпредприятий, направленных на усилениестимулирования их инновационной деятельности,могут осуществляться различными способами и ихсочетаниями. К конкретным мерам укрепленияресурсной (в первую очередь финансовой,организационной, нормативно-правовой) базыпредприятий на цели развития можно отнестиследующие.

1. Льготное налогообложение икредитование:

 

  • исключение из налогооблагаемой базы полностью или частично той части полученного дохода, которая идет на инвестиции в собственное технологическое развитие, то есть на новые разработки и техническое перевооружение;
  • предоставление инвесторам (в первую очередь покупателям, потребителям, но не производителям, что не оправдало себя на практике) наукоемких продукции и услуг целевых инвестиционных налоговых кредитов, в том числе и синдицированных, на условиях их возврата из дохода, полученного от использования указанных продукции и услуг;
  • перечисление части доходов, получаемых от использования продукции высокотехнологичных производств, не в “общий котел” доходной части федерального бюджета, а на специальные счета развития этих производств;
  • освобождение (полностью, частично, на определенное время) высокотехнологичных производств от уплаты налогов в федеральный и/или местный бюджеты в случае, если эта мера противодействует спаду производства, способствует сохранению и созданию новых рабочих мест;
  • установление для высокотехнологичных производств, обладающих крупной научно-экспериментальной базой в общей структуре ОПФ, такого порядка налогообложения основных фондов, землепользования и т.д., который позволял бы им направлять дополнительные финансовые ресурсы в инвестиции в основной капитал, поддерживая тем самым конкурентоспособность своей продукции на внутреннем и внешнем рынках.

2. Бюджетное дотирование:

 

  • предоставление целевых бюджетных дотаций предприятиям, осуществляющим перспективные разработки и производство наукоемкой продукции для правительственных нужд.

3. Таможенное регулирование(таможенные преференции):

 

  • таможенная защита внутреннего рынка для тех отечественных товаропроизводителей, которые способны на качественно новой основе заполнить внутренний рынок сложной продукции российскими образцами (в первую очередь это касается электроники, иной бытовой и оргтехники).

4. Эффективная амортизационнаяполитика:

 

  • использование нелинейной (прогрессирующей) амортизации, при которой большая часть стоимости приобретенных основных средств списывается в начальный период их эксплуатации (но не позднее срока выполнения проекта (задания) или срока морального износа).

5. Совершенствование системыценообразования:

 

  • установление и применение правил полной капитализации затрат на НИОКР, включая затраты на приобретение лицензий, патентов и т.п., для поставок продукции вне рамок государственного заказа.

6. Законодательная защитаотечественных товаропроизводителей и их правинтеллектуальной собственности,государственный протекционизм:

 

  • поддержка различных форм производственно-финансовой интеграции российских товаропроизводителей и зарубежных корпораций, оказание протекционистской поддержки продвижению российской продукции на мировом рынке.

7. Нормативно-правовое регулирование иадминистрирование:

 

  • разрешение высокотехнологичным производствам, находящимся в государственной собственности, реализации в установленном порядке излишних ликвидных запасов технологического оборудования и площадей в целях собственного развития;
  • предоставление отсрочек по уплате налогов в случае задержки оплаты выполненного государственного заказа;
  • создание на коммерческой основе государственной сети (с правом последующей приватизации) инновационно-внедренческих и информационных центров для передачи и распространения разработок в области новых технологий в других отраслях экономики;
  • вытеснение устаревших технологий с помощью установления государством или регионами нормативных сроков их использования исходя из целей ресурсосбережения, экологии и т.п.;
  • изменение действующего порядка процедуры банкротства и прекращение процедуры банкротства в отношении высокотехнологичных предприятий и производств, прежде всего работающих в интересах обороны, поскольку это разрушает сложившуюся технологическую кооперацию;
  • установление порядка, гарантирующего предприятиям, обладающим наиболее важными, так называемыми критическими и ключевыми технологиями, определенную долю прибыли от эксплуатации и использования своей продукции, выпущенной по государственному заказу, высокоприбыльными коммерческими организациями (например, операторами систем связи, навигации и т.п.);
  • формирование и стимулирование платежеспособного спроса на товары и услуги, как основы восстановления финансового, кадрового и научно-производственного потенциала высокотехнологичных производств;
  • предоставление негосударственным предприятиям прав на результаты исследований и разработок, полученных по финансируемым государством программам НИОКР или ФПИ;
  • расширение области использования новых для нашей экономики финансовых технологий, таких, например, как лизинг, венчурные фонды и т.п.

8. Патентно-лицензионная деятельностьв целях распространения нововведений:

 

  • передача лицензий на новые разработки “в долг” на условиях возмещения затрат из будущей прибыли предприятия — получателя “ноу-хау” или на других взаимно согласованных условиях;
  • создание совместных акционерных предприятий, предусматривающее участие во владении ими поставщика лицензии на технологию (что облегчает доступ к местным и внешним рынкам);
  • развитие сети организаций технологического лицензирования (в целях передачи результатов исследований и разработок в сферы практического применения);
  • требование в заданиях на новые исследования и разработки по оборонной тематике об указании “двойного” (гражданского) применения полученных результатов, а также о будущей утилизации или второй жизни продукции, полученной с помощью этих результатов.

9. Участие в проектах, результатыкоторых имеют “двойное” применение:

 

  • создание системы распространения научно-технических и технологических новшеств, стимулирование передачи более совершенных технологий “двойного” применения из оборонной промышленности в гражданское производство.

10. Адаптация инновационных проектов крегиональным условиям:

 

  • стимулирование закрепления высококвалифицированных кадров, их переподготовка, обучение и привлечение молодых специалистов для работы по новым технологиям.

11. Страхование рисков:

 

  • включение в стоимость инновационного проекта страховых взносов, как платы за риски при его реализации.

Стимулирование инновационнойдеятельности должно осуществляться на всехэтапах жизненного цикла разработки ипроизводства наукоемкой продукции, включаяфундаментальные исследования, ираспространяться в том числе на ее инвесторов.

Перечисленный набор средств поддержкипередовых производств, искусством применениякоторого в различных сочетаниях нужно учитьсяовладевать, необходимо подкрепить мерамиподдержки реального сектора экономики намакроуровне, такими как оздоровление финансовойсистемы и приведение банковской ставки процентаза кредит к приемлемому для долгосрочныхинвестиций уровню, проведение реформы налоговойсистемы в интересах отечественныхтоваропроизводителей, приближение валютногокурса рубля к его реальной покупательнойспособности и др.

Если для научных организацийнекоторые льготы для стимулирования новыхисследований и разработок имеются, в частности, вобласти налоговой политики (например, приисчислении налога на прибыль как самихорганизаций, так и для их инвесторов;освобождение от налога на имущество, земельногоналога, налога на добавленную стоимость;исключение из налогооблагаемой базы средств,направляемых на НИОКР), то для промышленныхпредприятий подобные льготы не предусмотрены.

К тому же предоставление этих льготобставлено рядом жестких условий. Одно из них —законодательно установленное соотношение (70:30%)удельных весов основной научно-технической и неосновной деятельности.

Уже одно это требование препятствуеттехнологическому развитию, превращению научныхорганизаций в современные предприятия,деятельность которых могла быть направлена напроизводство наукоемких продукции и/или услуг.Условия для этого многие крупные научныеорганизации имеют, поскольку централизованнаяэкономика способствовала концентрацииисследований и созданию при них соответствующихнаучно-экспериментальных баз илиопытно-производственных мощностей. Однако, такаятрансформация научных организаций сразу лишаетих своего привилегированного статуса и,соответственно, перечисленных льгот.

Система льготного налогообложениянаучной и инновационной деятельности, нераспространяясь на промышленные предприятия, неускоряет их технологическое развитие, посколькуне способна преодолеть межведомственныебарьеры, которые препятствуют превращениюполучаемых научных результатов в конкретные иэффективные инновации, развивающие отрасль иэкономику в целом. Тем самым проведение ивнедрение научных и поисковых работ сковываетсяуже на начальном этапе инновационнойдеятельности, то есть в организациях, где этиработы являются главными.

?аким образом, система стимулированияинновационной деятельности, сформировавшаясяпри вступлении на путь рыночных преобразованийна основе предоставления субъектам научныхисследований и разработок налоговыхпреференций, ориентировавшаяся на перманентносокращающееся госбюджетное финансирование,исчерпала свои потенциальные возможности: всовременных условиях технологическое развитиедолжен обеспечивать комплекс мер, включающийадресную поддержку приоритетных направленийинновационной деятельности; созданиеблагоприятного экономического климата,стимулирующего заинтересованность во внедрениинаучно-технических достижений и притокинвестиций в основной капитал; законодательнуюохрану прав интеллектуальной собственности и др.

Мотивация технологического развития вплановой и рыночной экономиках различна. Вплановой экономике создание и внедрениеновшеств осуществлялось через системугосударственных приоритетов внаучно-промышленной политике (при этом напрактике внедрение новшеств зачастую не имелоэкономической мотивации и они десятилетиямимассово не внедрялись, как, например,прогрессивная технология непрерывной разливкистали, которая нашла преимущественноеприменение в Японии и других странах. Совсемпо-другому обстояло дело с разработкой ивнедрением новшеств в оборонно-промышленномкомплексе, где упор делался не на экономическуюцелесообразность, а на конфронтационноелидерство и производственно-техническоепревосходство любой ценой).

В рыночной экономике движущая силаинновационной деятельности — конкуренция,которая заставляет предприятия выбирать болеесовершенные способы развития, гарантирующие имвыгодную позицию на рынке, ее удержание и/илирасширение. Каждый субъект хозяйствованияопределяет стратегию своего развития,сообразуясь, во-первых, с общими для всехправилами поведения, устанавливаемымизаконодателем, во-вторых, с собственнымиинтересами, целями и возможностями и, в-третьих, стеми позициями на рынке, которые предоставляетконкурентная борьба. В США чрезвычайно развитпроцесс превращения изобретений и научныхрезультатов в успешный технологический бизнес.Объемы экспорта наукоемкой продукции приносятСША около 700 млрд. долл. в год, Германии — 530,Японии — 400.

В современной, динамично меняющейсяэкономике прогрессивные изменения втехнологическом развитии определяются главнымобразом темпом создания и распространениянововведений и наращиванием потенциала сложных,высокотехнологичных производств, которые,будучи наиболее интегрированными в общуюструктуру экономики, являются основной движущейсилой ее роста за счет интенсивных иресурсосберегающих факторов.

В связи с этим одним из определяющихтребований к стратегическому планированиюнаукоемких производств на современном,кризисном этапе развития является не тольконеобходимость технико-экономическогообоснования эффективности управления ресурсами(в условиях избыточности производственныхмощностей этот комплексный критерий перестаетбыть самодостаточным и главным), но и определениемер по сохранению и развитию созданногопотенциала, прежде всего поиск дополнительныхисточников ресурсного (финансового) обеспеченияинвестиционного процесса, а также способовконкурентной борьбы и завоевания прочныхпозиций в различных сегментах внутреннего ивнешнего рынков наукоемкой продукции.

В сложившихся экономических условияхзадачей государства в области наукоемкихпроизводств является коренной перелом вустойчивой тенденции сокращениянаучно-технического и производственногопотенциала промышленности путем увеличения дооптимальных пропорций (темпов) инвестиционной иинновационной активности, снятие всехпрепятствий на пути этого процесса, прежде всегосодействие привлечению негосударственныхинвестиций, проведение эффективнойамортизационной и налоговой политики.

Востребованность рынкомвысокотехнологичной продукции обусловленапостоянным возрастанием значения высокихтехнологий в решении государственных оборонных,народнохозяйственных и научных задач,имеющимися реальными возможностямииспользования научно-технического итехнологического потенциалавысокотехнологичных отраслей промышленностидля технического перевооружения и модернизациипроизводственного аппарата других отраслейэкономики.

Главной проблемойвысокотехнологичных отраслей промышленности всложившейся в стране экономической ситуацииявляется поиск и эффективное размещениересурсов, главным образом — инвестиций в ихшироком понимании (финансовые средства, ценныебумаги, технологии, машины, оборудование,лицензии, имущество или имущественные права,интеллектуальные ценности, вкладываемые вобъекты предпринимательской и других видовдеятельности в целях получения прибыли (дохода) идостижения положительного социального эффекта).

Масштаб и состояние современныхроссийских технологий и промышленности таковы,что бюджетное финансирование не в состояниирешить эту главную экономическую проблему.Предприятия для обеспечения собственноговыживания и эффективного функционированиязаинтересованы в многоканальности источниковинвестиционного обеспечения, которое можетосуществляться за счет привлечения какбюджетных, так и внебюджетных средств.

Для восстановления определяющей роливысокотехнологичных отраслей как основытехнико-экономического развития необходимачеткая и последовательная научно-промышленнаяполитика с ясно выраженными целями и задачами, сдейственными социально-экономическимимеханизмами адаптации производств к работе вновых условиях хозяйствования в соответствии сзапросами меняющегося рынка, в создании иразвитии многоканальной системы финансирования,в принятии мер поддержки отечественноготоваропроизводителя и защиты внутреннего рынка.

__________________

1 Статья подготовлена при финансовойподдержке РФФИ (проект № 00-06-80356).

2 Супян В.Б. Американская экономика: особенностисовременной модели. — М.: США и Канада. 1999, № 3—4.

3 Кузовкин А. Потенциал энергоснабжения. — М.:Экономист №5, 2000.

4 Российский статистический ежегодник: Стат. сб.— Госкомстат России. — М:. 1999.

5 Данные получены на основании «Space News»(1996, vol. 7, № 28, p. 10).

6 Барабанов М., Грешнев М. Конверсия военнойпромышленности и национальная безопасностьРоссии//МЭМО. — 1995. — №12.

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».