Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N1 / 2002

Некоторые проблемы адаптации российских предприятий к условиям ВТО

Бендиков М.А., Фролов И.Э.,

История развития рыночных икапиталистических отношений неразрывно связанас расширением мирохозяйственных связей имировой торговли. За исключением относительнокороткого периода между двумя мировыми войнами втечение, по крайней мере, последних 250 летсреднегодовые темпы роста международнойторговли товарами опережали темпы мировогообщеэкономического развития примерно в 1,5 раза.Еще более быстрыми темпами в последниедесятилетия росла международная торговляуслугами: в 90-е годы среднегодовые темпы роста ихмирового экспорта опережали показателитоварного вывоза почти на 60%. Свидетельствомдальнейшей интернационализации мировойэкономики является и расширение международногорынка капиталовложений. По данным ООН, мировойсуммарный экспорт прямых инвестиций запоследние 20 лет увеличился более чем в 13 раз.

В 2001 г. темпы роста мировой торговли врезультате начавшегося экономического кризиса вразвитых странах, вероятно, снизятся до 2% (посравнению с 12% в 2000 г.). Нынешний экономическийкризис затронул все регионы и отрасли, и это, пооценке специалистов, наблюдается впервые современи нефтяного кризиса 70-х годов

Экономический спад в начале“десятилетия реформ” привел к тому, что участиеРоссии в развитии мирохозяйственных связей,несмотря на резкий рост зависимости ее экономикиот внешнего рынка, сократилось более чемнаполовину. Заметим, что и ВВП сократилсяпримерно также – на 50%. По данным Всемирнойторговой организации (ВТО), к концу 2000 г. доляРоссии в мировом товарном экспорте, несмотря наблагоприятно складывающуюся рыночнуюконъюнктуру, не превышала 1,5%, в импорте – 0,7%. Какэкспортер услуг Россия “весит” 0,7%, как импортер– 0,9%. Доля нашей страны в мировых прямыхинвестициях в годы реформ не превышала 2%

Причины такого положения связаны нетолько с беспрецедентным по глубине ипродолжительности экономическим кризисом, но и стем, что после известных событий 1991 г. Россия(правопреемник СССР) лишилась многих постоянныхпартнеров и союзников. Страна утратилавозможность серьезно влиять на развитиеситуации в Восточной Европе, на Ближнем и ДальнемВостоке, т.е. в тех регионах, которые напротяжении столетий имели для России жизненноважное значение. И на самом постсоветскомпространстве активно развиваютсядезинтеграционные процессы, которые не смоглопредотвратить образование СНГ.

Вступление России во Всемирнуюторговую организацию, присоединение навзаимосогласованных условиях к торговымсоглашениям, достигнутым странами-участницамиэтой организации за полвека, означает формальноеснятие преград на пути российских товаров намировые рынки с одновременным встречнымоткрытием внутреннего рынка для иностранныхтоваропроизводителей. Прорыв на мировые рынкидля российской экономики является насущнойнеобходимостью, шагом, который, какпредставляется некоторым, способен радикальноповлиять на выбор пути и возможности её развития.В связи с этим в исследовании нуждаются вопросыкачества баланса приобретений и утратроссийской экономики в случае присоединения кВТО и оптимизации деятельности предприятий вожидании этого события.

Предполагается, с одной стороны, чтоприсоединение будет способствовать укреплению вроссийской экономике рыночных механизмовсвободной конкуренции товаров и услуг и, какследствие, создаст необходимые условия дляинтенсивного роста производительности труда.Тем самым будет дан импульс в решениикардинальных проблем реструктуризациипромышленности и технологического развития,столь мучительных для российской экономики ужемногие десятилетия. В конечном счете,предпринимаемые усилия направлены на повышениеуровня благосостояния общества.

Вместе с тем, с другой стороны,социально-экономические последствияприсоединения России к ВТО не являютсяравновыгодными для субъектов хозяйствования вразличных отраслях экономики. Для значительнойчасти российских предприятий, выпускающихнеконкурентоспособную продукцию, вступлениестраны в ВТО означает неизбежность выбора: илимодернизация производства или его свертывание.Если предприятие хочет работать, оно обязанонаучиться выпускать конкурентную продукцию.

Для преобразований нужны время,средства, желание и умение, а также – наопределенный переходный период –государственные меры защиты внутреннего рынка итех производителей, которые не подготовлены крезким переменам на этом рынке. А они будут и длямногих участников рынка не менее резкими, чем вовремена “шоковой терапии”.

С чем столкнутся российскиепредприятия, какие трудности их ожидают в случаевступления России в ВТО, какие превентивные мерыадаптации к надвигающимся изменениям им следуетпредпринимать уже сейчас? Для того, чтобывыработать правильные решения по этим вопросам,необходимо понимание, что же представляет собойВТО, ее цели, функции и возможности. Вопрос нестоль наивен, как может показаться на первыйвзгляд: около 50% руководителей крупных и среднихпредприятий имеют об этой организации самыеобщие представления, то есть на уровне раскрытияаббревиатуры.

ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ ВТО

 

Мировое хозяйство – и это все болееочевидно – объективно развивается в направленииглобализации и интеграции на основе единстваэкономического пространства и координациивзаимодействия его структурных элементов –экономик отдельных государств, ихинтеграционных группировок различных видов(например, ЕС, НАФТА, АТЭС, АСЕАН, форум АСЕМ и т.д.).

Международный валютный фонд (МВФ) всвоем экономическом обозрении за 1997г. определилглобализацию как растущую экономическуювзаимосвязь стран всего мира, являющуюсярезультатом увеличения объема и разнообразиясделок на пересекающие границы товары и услуги,движения капитала по всему миру, а также болеебыстрого распространения технологий. Основнымидвижущими силами глобализации выступаюттехнологическое развитие, либерализациянациональных экономик и внутриполитическаястабильность, придающая уверенность в успехепроведения модернизационных преобразований.

Определяющую роль в глобализационныхпроцессах играют новейшие достижения винформационно-коммуникационной сфере,способствующие не только созданию,совершенствованию и эффективному управлениютерриториально-распределенной по разным странамтехнологической и ресурсной базой, оптимизацииресурсопотребления (в том числе труда),регулированию товарных и финансовых потоков, нои поддержанию высокого уровня конкуренции, атакже соблюдению общих правил и культурыторговли в едином экономическом пространстве.

Попытки выработать взаимоприемлемыйсвод правил в торговле и рыночных отношениях,основанный на учете интересов всех участниковрынка, свободы конкуренции и неких этическихнорм честности, увенчались успехом лишь всередине прошлого столетия, когда достижения всфере коммуникаций позволили обеспечить болееменее достоверный, постоянный и оперативныймониторинг за состоянием международной торговлии мировых рынков. Именно тогда с принятием в 1947 г.Генерального соглашения по тарифам и торговле(ГАТТ) были установлены первые системные правилаглобального действия в области международнойторговли. На основе этого соглашения 1 января 1995г. по инициативе США и западноевропейских странбыла основана Всемирная торговая организация.Так в мировом экономическом пространствепоявился одновременно в одном лице законодательчестных правил международной торговли вусловиях свободной конкуренции, и он же арбитр врешении торговых споров. Судить этот арбитрдолжен был, присягнув принятым всеми членамиорганизации торговым соглашениям и сообразуясьс абстрактным кодексом чести.

В настоящее время в организацию входят144 государства, в том числе США, Япония, Канада,все страны – члены ЕС. Организация постоянноувеличивает число своих членов. В ноябре 2001 г. внеё принят Китай, который вел переговоры очленстве в ВТО с 1988 г. Одновременно с Китаем в ВТОв качестве самостоятельного её члена принят иТайвань (как специальная таможенная зона). ВТОрегулирует 92% мировой торговли, а послеприсоединения Китая этот показатель подниметсядо 96% 4.

Странами-учредителями возложены наВТО следующие основные функции:

  • контроль над выполнением торговых соглашений, заключенных членами организации;
  • наблюдение за торговой политикой членов ВТО;
  • разрешение торговых споров между членами ВТО;
  • организация и обеспечение торговых переговоров между странами-участницами ВТО;
  • сотрудничество с другими международными организациями;
  • прием новых членов.

Есть ряд и других важных функций, такихкак рассмотрение вопросов выполнения отдельныхаспектов многосторонних соглашений, соблюденияправил конкуренции, инвестиций, действиярегиональных торговых соглашений, торговыхаспектов защиты окружающей среды и др.

Главная контролирующая функция ВТОзаключается в наблюдении за выполнением трехосновополагающих соглашений: Генеральногосоглашения о торговле товарами, Генеральногосоглашения о торговле услугами, Соглашения оторговых аспектах прав интеллектуальнойсобственности. Более полный список соглашенийВТО и связанных с ними правовых документовпредставлен в табл.1. Условия, требования ипроцедуры, определяемые этими соглашениями,кроме нескольких особо оговоренных, являютсяобязательными для всех членов ВТО.

Таблица 1

Основные соглашения ВТО

 

Наименование соглашения

Краткое содержание

А). Многосторонние соглашения по торговле товарами:

 

Генеральное соглашение о тарифах и торговле 1994 г.

Определяет основы режима торговли товарами, права и обязанности членов ВТО в этой сфере

Соглашение по сельскому хозяйству

Определяет особенности регулирования торговли сельскохозяйственными товарами и механизмы применения мер государственной поддержки про-изводства и торговли в этом секторе

Соглашение по текстилю и одежде

Определяет особенности регулирования торговли текстилем и одеждой

Соглашение по применению сани-тарных и фитосанитарных норм

Определяет условия применения мер санитарного и фитосанитарного контроля

Соглашение по техническим барье-рам в торговле

Определяет условия применения стандартов, технических регламентов, процедур сертификации

Соглашение по инвестиционным ме-рам, связанным с торговлей

Содержит ограничения применения мер, по-ощряющих потребление отечественных товаров в связи с капиталовложением

Соглашение по применению статьи VII ГАТТ 1994 г. (таможенная оценка товаров)

Определяет правила оценки таможенной стои-мости товаров

Соглашение по предотгрузочной инс-пекции

Определяет условия проведения предотгрузочных инспекций

Соглашение по правилам проис-хождения

Определяет принципы происхождения товаров

Соглашение по процедурам импортного лицензирования

Устанавливает процедуры и формы лицензирования импорта

Соглашение по субсидиям и компен-сационным мерам

Определяет условия и процедуры применения суб-сидий и мер, направленных на борьбу с субсидированием

Соглашение по применению статьи VI ГАТТ 1994 г. (антидемпинг)

Определяет условия и процедуры применения мер для противодействия демпингу

B). Генеральное соглашение по торговле услугами

Определяет основы режима торговли услугами, права и обязательства членов ВТО в этой сфере

C). Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности

Определяет права и обязательства членов ВТО в области защиты интеллектуальной собственности

Понимание в отношении правил и процедур разрешения споров

Определяет условия и процедуры разрешения спо-ров между членами ВТО в связи с выполнением ими обязательств по всем соглашениям ВТО

Механизм обзоров торговой политики

Определяет условия и общие параметры обзоров торговой политики членов ВТО

Необязательные для участия всех членов ВТО многосторонние торговые соглашения:

 

Соглашение по торговле граждан-ской авиатехникой

Определяет обязательства сторон по либерали-зации торговли в этом секторе

Соглашение по правительственным закупкам

Устанавливает процедуры допуска иностранных компаний к национальным системам закупок для государственных нужд

 

Полномочия и возможности ВТО уникальны, поскольку она является единственной столь массовой международной организацией, которая устанавливает правила торговли на межстрановых и мировых сегментах рынков для обеспечения её максимально возможной прозрачности и, следовательно, предсказуемости и свободы конкуренции. Кроме того, что не менее значимо, ВТО предпринимает целенаправленные действия по объективному и справедливому разрешению споров между странами-участницами по любым вопросам, касающимся торговли и торговых барьеров. Результаты этих усилий затрагивают интересы как конкретных производителей, так и потребителей продукции и услуг, поскольку устанавливают правила их экспорта и импорта.

Необходимо отметить, что роль каждойстраны в ВТО при формальном всеобщем равенствена самом деле не так равнозначна. ВТО – это неэкономическая ООН, как это иногда пытаютсяпредставить, где каждая страна имеет один голос,а Россия и право вето в Совете безопасности. В ВТОкаждая страна обладает влиянием в соответствии сеё экономической мощью. Экономический потенциалимеет решающее значение в отстаивании своихнациональных интересов. Именно поэтому привступлении в ВТО страны-кандидаты стремятсязаручиться поддержкой в первую очередь США истран ЕС. Фактически деятельность ВТО, если еерассматривать с политико-экономической позиции,построена так, что экономически наиболееразвитые страны обладают возможностями диктатав отстаивании своих национальных интересов. И,соответственно, их главные усилия устремлены надостижение следующих целей:

  • на “либерализацию” международной торговли в интересах стран-лидеров, которые, с одной стороны, последовательно расширяют высокотехнологичный экспорт, взимая соответствующую ренту (действует закон “возрастающей доходности”), а, с другой, – переводят в страны экономической периферии экологически несовершенные и имеющие низкую капиталоотдачу добывающие и перерабатывающие производства с минимальной долей добавленной стоимости;
  • на сокращение внутрифирменных издержек транснациональных компаний, конкурентоспособность которых в значительной степени определяется высотой и крепостью межгосударственных торговых барьеров.

Возможности “дирижизма” со сторонымогущественных стран резко усложняют процедурувступления в ВТО для тех кандидатов, которыеспособны поколебать сложившуюся в ней иерархиювлияния и отстаивания интересов. ВТО, в отличиеот многих влиятельных международныхорганизаций, той же ООН, не имеет Устава, подписавкоторый можно было бы стать членом этойорганизации. Страна-кандидат, подав заявку оприсоединении к соглашениям ВТО, должна вестидвусторонние переговоры с теми ее членами,которые желают заранее урегулировать своиторговые отношения с новичком. И только послесогласования всех позиций со всемизаинтересованными странами решается вопрос опринятии претендента в ряды ВТО.

Известно, что глобализациясовременной экономики наряду с либерализациеймеждународной торговли приводит к повсеместномуужесточению конкуренции. Конкурентные позициина мировом и внутреннем рынках во все большеймере обеспечиваются за счет использованиянаукоемких технологий, причем борьба за рынкипостепенно перемещается из мира материальныхтоваров и услуг в мир знаний, идей и информации.Именно достижениями в новых областях знанийсильны экономически развитые страны и этипреимущества они стараются применять вмаксимальной степени, используя, в том числе, имеханизм ВТО.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВТО

 

Основных официально провозглашенныхпринципов деятельности ВТО, которых все её членыобязаны неукоснительно придерживаться, всегодва: принцип наиболее благоприятствуемой нации ипринцип национального режима. Следование этимпринципам означает предоставление членаморганизации равных конкурентных возможностей, атакже режима наибольшего благоприятствования вторговле, открытость торговой политики,разрешение экономических споров путемконсультаций и переговоров и др.

На практике это означает, что всоответствии с первым принципом нельзяпредоставлять каким-либо торговым партнерампреимущественный доступ на свой внутреннийрынок. В соответствии со вторым принципомимпортные товары, ввезенные в страну, не должныдискриминироваться по сравнению с такими жетоварами местного производства.

ВТО распространила эти принципы наторговлю услугами, а также на защитуинтеллектуальной собственности. Кроме того, ссозданием ВТО впервые официально запрещеноиспользование демпинга и государственногосубсидирования экспорта, как двух главных формнечестной конкуренции во внешней торговле.

При принятии в ВТО требуетсяприведение в соответствие с нормами организацииряда экономических параметров (тарифов, пошлин ит.п.), а также в соответствие с нормамимеждународного права – внутреннегозаконодательства страны-кандидата (центральногои регионального). В первую очередь это касаетсяюридической защиты прав собственности,тарифного, таможенного, трудового, земельного,банковского и иного регулирования. Только тогдаэкономика страны-кандидата может получитьстатус “рыночной”. Существенно то, что процессадаптации к требованиям ВТО может начинаться пофакту принятия с учетом особых обстоятельствкаждой страны, не влечет обязательногопредварительного выполнения всех требований идопускает заранее согласованный переходныйпериод для постепенных изменений.

Так, по каждому из тарифов в процессепереговоров России с ВТО фигурируют четыре цифры– нынешний уровень таможенной пошлины, егозначение на момент вступления в организацию,уровень на переходный период, который займет вразных отраслях от 3 до 6 лет, и конечный уровеньпошлины, который будет действовать послеадаптации.

Условия принятия в ВТО многих другихстран также были сугубо индивидуальны. Например,Болгария, принятая в организацию в 1996 г., получилапри вступлении следующие временныепреференции 5 напереходный период:

  • тарифные уступки по сельскохозяйственным товарам – 34,9% (в основном от 15 до 63%), переходный период в 5-6 лет, применение системы защитных мер по некоторым товарам;
  • тарифные уступки по другим товарам – 12,6% (в основном от 5 до 25%), переходный период до 15 лет;
  • агрегированные меры поддержки сельского хозяйства – снижение на 79% за 2 года;
  • экспортные субсидии по сельскому хозяйству – снижение по реальным выплатам на 35,8% и по ассигнованиям на 22,0% за 6 лет.

Отказ от выполнения каких-либотребований ВТО является принципиальнонедопустимым для всех участников и кандидатов навступление в ВТО.

Следует отметить, что членство в ВТО негарантирует, например, от антидемпинговыхразбирательств. Однако в рамках ВТО все спорырешаются, как правило, оперативно и путемпереговоров. Кроме того, члены ВТО застрахованыот введения против них санкций (в виде, например,заградительных пошлин) в одностороннем порядке.

Действия ВТО, как всякого арбитра,осуществляется по формальным правилам. Самаорганизация считает, что ВТО – это системаправил открытой, честной и свободной отпостороннего вмешательства конкуренции. Рольправил играют достигнутые членами организациисоглашения, а роль арбитра выполняет Генеральныйсовет, в котором представлены всестраны-участницы.

Члены организации при вступлении в нееобязуются подчиняться решениям совета. В случаевозникновения торгового конфликта советпредлагает странам-участницам спора некоевзаимоприемлемое решение, а если компромиссневозможен, назначает с помощью секретариата илигенерального директора ВТО специальноеразбирательство с участием независимыхэкспертов.

По итогам этого разбирательства советвырабатывает рекомендации. Эти рекомендацииобязательны для участников спора. Если ответчикв споре отказывается их исполнять, ВТО разрешаетистцу (истцам) применить против него карательныемеры, например, увеличить импортные пошлины.Высшей мерой наказания считается полноезакрытие рынка страны-истца для товаровстраны-ответчика.

Следует отметить и новый важныйпрецедент, созданный в последний день работыминистерской конференции ВТО в Дохе (Катар,ноябрь 2001 г.): право бедных стран на защитуздоровья населения поставлено выше правмеждународных фармацевтических гигантов наинтеллектуальную собственность.

ЦЕЛИ ПРИСОЕДИНЕНИЯ РОССИИ К ВТО

 

Россию в переговорах о присоединениипредставляет Министерство экономическогоразвития и торговли, которое и сформулировалосвое видение целей присоединения. Министерствосчитает, что участие в ВТО дает России целый рядпреимуществ. Получение этих преимуществ иявляется основной задачей присоединения. Врезультате, как считают специалисты и экспертыминистерства, должны быть достигнуты следующиеконкретные цели:

  • получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российских товаров и услуг на зарубежные рынки;
  • доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
  • создание более благоприятного климата для инвестиций в результате приведения законодательства в соответствие с нормами международного права;
  • расширение возможностей для российских инвестиций в странах–участницах ВТО, в частности, за счет улучшения положения в банковской сфере;
  • создание условий для повышения качества и конкурентоспособности российской продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на внутренний рынок;
  • участие в разработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
  • улучшение имиджа России в мире как надежного и полноправного участника международной торговли.

По мнению правительства, все этодолжно помочь проведению экономических реформ иустранит препятствия на пути российскогоэкспорта на мировые рынки, главным образом,западные 8.

СОСТОЯНИЕ ВНЕШНЕТОРГОВОГО БАЛАНСА РОССИИ С ПОЗИЦИИ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО

 

После девальвации российского рубля вавгусте 1998 г. в России началось экономическоевосстановление, которое в 1999-2000 гг. происходило вбольшой степени за счет роста экспорта продукциии крайне выгодной мировой ценовой конъюнктуры.Так, несмотря на то что в 1999 г. внешнеторговыйоборот (по методологии платежного баланса)России снизился на 13,3% по сравнению с 1998 г. исоставил 115,23 млрд. долл., однако при этомположительное сальдо баланса товаров и услугвозросло с 16,87 млрд. в 1998 г. до 36,16 млрд. долл. в 1999 г.В 2000 г. внешнеторговый оборот России увеличилсяна 44,3% по сравнению с предыдущим годом и составил166,27 млрд. долл., положительное сальдо балансатоваров и услуг возросло до 60,7 млрд. долл. РейтингРоссии в международной торговле поднялся с 20-гоместа на 17-е.

Объем импорта в 1999 г. составил 39,5 млрд.долл. (68,1% от уровня 1998 г.), а экспорт остался на томже уровне – 75,7 млрд. долл. (против 74,9 млрд. долл. в1998 г.). В 2000 г. импорт незначительно возрос – до 44,9млрд. долл. (77,3% от уровня 1998 г.), а экспорт выросрезко – 105,6 млрд. долл.9

Столь резкое увеличениеположительного сальдо баланса товаров и услугпроисходило в связи с падением импорта и резкимвозрастанием экспорта за счет улучшения мировойконъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты, а такжена цветные металлы, лесоматериалы и некоторыевиды химической продукции. Так, например,стоимостной прирост экспорта продукциитопливно-энергетического комплекса по сравнениюс 1999 г. за счет роста физического объема экспортасоставил лишь 5%, а за счет увеличения цен – 71%.

Все это способствовало существенномупосткризисному росту российской экономики: в 1999г. ВВП России вырос на 5,4%, а в 2000 г. – на 8,3%.

Однако, действие факторов, вызвавших“импортозамещающую” волну подъема экономикиРоссии в настоящее время заканчивается, чтовидно из динамики экспортно-импортных операций.По итогам первых восьми месяцев 2001 г.положительное сальдо внешнеторгового балансаРоссии сократилось до 35,9 млрд. долл. против 39,3млрд долл. за январь-август 2000 г. Прогнозныеоценки положительного сальдо внешнеторговогобаланса на 2001 г. приводятся в интервале 54-56 млрд.долл., а рост российского ВВП на 2001 г. – 5,5-5,8%, а на2002 г. – 2,5-4,3%.12

Анализ макропоказателейвнешнеэкономической сферы и внутренних рынковсвидетельствует о замедлении процессаимпортозамещения и позволяет прогнозировать нетолько замедление экономического роста, но ивозврат через несколько лет в депрессивноесостояние. Ведь в структуре российского экспортаустойчиво доминируют сырье и металлы (около 70%общего объема экспорта), на готовую продукцию –машины и оборудование – приходится около 10% (вмировом экспорте на первую группу товаровприходится 15%, а на вторую – около 40%).

Следовательно, опять встаетнерешаемая на протяжении всего последнегодесятилетия проблема формирования стратегииразвития российской экономики, обеспечивающейне только долговременный устойчивый рост, но иновое качество этого роста за счет интенсивныхфакторов.

Новое качество роста возможно наоснове экономической стратегии, котораясформирует технологическую структуру экономики,нацеленную на последовательное сокращение долиэкспорта (и, возможно, наращивание импорта)первичных ресурсов и энергоносителей, наувеличение объемов их эффективной внутреннейпереработки с последующим наращиванием экспортапродукции с более высокой долей овеществленноготруда (добавленной стоимости). Иначе говоря,стратегия должна реализовать развитиетехнологической структуры экономики внаправлении опережающего роста объемовзавершающих стадий технологического цикла. Этотпуть избрали все промышленно развитые страны:ведь рынки высокотехнологичной продукции пообъему и темпам роста значительно опережаютресурсно-сырьевые рынки и тенденция такова, чтоэтот разрыв постоянно увеличивается.

Сценарии осуществления такойстратегии уже исследуются и могут быть развиты врамках дискуссии об условиях вступления России вВТО.13

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ДЛЯ РОССИИ ВСТУПЛЕНИЕ В ВТО

 

Вступление в ВТО является для Россииактом стратегического значения,свидетельствующим о её решимости включиться вглобализационные процессы, занять болеедостойное место на рынках готовой продукции иуслуг. Этот шаг означает наступление новогоэтапа не только в современномсоциально-экономическом состоянии государства иобщества, он в значительной мере определит роль иместо России в будущем мироустройстве имирохозяйственных связях на многие годы вперед.Решение связано с выбором главного вектораразвития России, ее научно-технического,производственного, агропромышленного,ресурсно-сырьевого и кадрового потенциала.Следовательно, его реализация должнабазироваться на научно-промышленной политике истратегии России, в которых должны быть четкоопределены приоритеты и основыконкурентоспособности различных отраслей.

Свернуть с выбранного пути Россиибудет еще сложнее, нежели сейчас встать на этотпуть, поскольку принятие условий ВТО и процессинтеграции в мировую экономическую системусопряжены с последующими неизбежными серьезнымиизменениями в структуре экономики, в системе еерегулирования, в законодательстве,инфраструктуре и менталитете предпринимателей.Существует опасность, что часть экономическогопотенциала (в первую очередь в дорогостоящейнаукоемкой сфере) после длительного периодакризисного развития и нарушения нормальногоцикла воспроизводства при вступлении в ВТО будетв короткие сроки окончательно утрачена. Дажеполагая, что ничего невозможного нет, но и тогданамерение вновь восстановить некоторые важныеотрасли обойдется стране за сверхвысокую цену. Вкачестве примера можно привести мощнуюэкономику Германии, которая многие послевоенныедесятилетия не может воссоздать свои некогдапередовые авиационную и ракетную науку,технологию и производство.

Именно поэтому приверженцы ускореннойинтеграции в мировую экономику посредствоммеханизма ВТО утверждают, что после выработки исогласования ими (главным образом с США иведущими странами Европы) окончательных условийвступления России в эту организацию, потребуется“политическое решение” государственногоруководства: не все эти условия будут однозначновыгодны для экономики и общества и не всепоследствия этого акта будут достаточнопредсказуемы, оптимистичны и безопасны.

По оценкам Минэкономразвития РФ,только в 2000 г. Россия потеряла от введения противнее ограничительных мер со стороны зарубежныхпартнеров 2,36 млрд. долл. Другие эксперты называютцифры от 2 до 20 млрд.

По мнению экспертов министерства, приграмотном отстаивании своих интересов в рамкахВТО мы сможем добиться отмены или смягченияпримерно половины действующих сегодняограничений. В итоге наш потенциальный выигрышможет составить 1-1,5 млрд. долл. в год (минусиздержки, связанные с ведением судебных споров,для которых, в частности, нужнывысококвалифицированные юристы, услуги которыхочень дороги).14Немало, конечно, но и отнюдь не “многократныйрост российского экспорта” (сегодня он,напомним, превышает 100 млрд. долл. в год).

Главным объектом торговых спороввыступает так называемая недобросовестнаяконкуренция, под которой понимается главнымобразом демпинг со стороны компаний-экспортеров.

По количеству примененныхантидемпинговых мер, Россия входит в первуюдесятку стран мира (возглавляет этот списокКитай). Во многом это объясняется тем, что Россияне является членом ВТО и не признана страной срыночной экономикой большинством западныхгосударств. В 1992-1999 годах число ограничительныхмер, принятых зарубежными партнерами поотношению к России, значительно возросло. Поданным ВТО, количество антидемпинговых мер поотношению к нашей стране увеличилось с 27 в 1990-1994гг. до 47 в 1995-1999 гг.

Ограничительные меры в отношенииРоссии применяли 24 страны: государства ЕС, США,Индия, страны Центральной и Восточной Европы,Украина, Китай и другие. Из товаров российскогоэкспорта защитные меры наиболее частоприменялись в отношении продукции чернойметаллургии, химической и целлюлозно-бумажнойпромышленности. В список российских товаров,подпавших с 1990 года под антидемпинговыепроцедуры в ЕС – крупнейшемторгово-экономическом партнере России, входятферрохром, чугун, мочевина, карбид кремния,хлористый калий, магний, трансформаторная сталь,бесшовные трубы, древесные плиты и ряд другихтоваров.

Демпинг остается довольнораспространенным явлением в международнойторговой практике, о чем, в частности,свидетельствует значительное числоантидемпинговых мер, принимаемых странами –членами ВТО.

В 1990-1999 гг. было начато 2483антидемпинговых дела, соответствующиеуведомления о которых были направлены в ВТО.Почти половина этих дел была начата ЕС,Австралией, США и Канадой. В США по состоянию на 1января 2000 г. действовало 315 окончательныхантидемпингвых мер.16

Антидемпинговые меры практикуются иразвивающимися странами. В 1995-1999гг. из 1229 начатыхантидемпинговых процедур 47% было инициированоразвивающимися странами. Но, с другой стороны, напрактике именно антидемпинговые меры зачастуюстановятся скрытым орудием протекционизма,используемым для защиты национальнойпромышленности от конкурирующего импорта. Такимобразом, антидемпинг из инструмента борьбы снедобросовестной конкуренцией сам подчаспревращается в инструмент недобросовестнойконкуренции, только в первом случае этотинструмент используют компании, а во втором –правительства. При этом правительства действуютчаще всего под нажимом отечественногопромышленного лобби, стремящегося к устранениюиностранных конкурентов. Так, по мнениюроссийских экспертов, начатое в 1998 г. в СШАантидемпинговое расследование в отношениироссийской металлопродукции было осуществленопод нажимом крупнейших металлургическихкомпаний США, так называемой большой стальнойшестерки (U.S. Steel Group, Bethlehem Steel Corp., LTV Steel Co., National SteelCorp., Ispat Inland Inc., Nucor Corp.).17

Следует отметить, что ответныезащитные меры (реторсия) с точки зрениямеждународного права представляют собой вполнеправомерные действия государства в ответ надискриминационные действия других государств.Не стоит бояться их применять. Несмотря насуществующую уже в течение ряда лет необходимуюзаконодательную базу (Федеральный закон “Омерах по защите экономических интересовРоссийской Федерации при осуществлении внешнейторговли товарами” определил основные условия ипринципы применения указанных мер защиты), вРоссии пока не было применено ни однойантидемпинговой меры в отношении иностранныхтоваров. Вместе с тем, по экспертным оценкам,предметом антидемпинговых расследований вРоссии вполне могли бы стать импортируемыеалкоголь, табак, косметика, товары народногопотребления, экспортные цены на которые частодекларируются на таможне ниже оптовых цен рынковпроисхождения.

Несомненно, что в недалеком будущемроссийские предприятия и их квалифицированныеспециалисты, наученные негативным опытомограничительных мер, применяемых к российскимтоварам за рубежом, и вооруженные необходимымзаконодательством, начнут инициировать подобныемеры в отношении конкурирующего импорта. Врезультате новый рынок получат юридическиеорганизации, в том числе иностранные имеждународные, специализирующиеся на торговыхспорах членов ВТО.

Нужно заранее подготовиться к тому,что в результате открытия внутреннего рынкамогут быть окончательно утрачены целые ведущие,системообразующие отрасли, определяющиеэкономическую и оборонную мощь страны, продукциякоторых окажется недостаточноконкурентоспособной. Сейчас этаконкурентоспособность поддерживается, восновном, существенно меньшими (в два и болеераз), чем принято в странах-членах ВТО,энерготарифами и зарплатой (если сравнивать сСША, то российские энерготарифы ниже в 5-7 раз,уровень зарплаты производственного персонала –на порядок меньше). К числу таких отраслей ужесейчас можно отнести автомобильную, авиационную,станкостроительную, радиоэлектронную,сельскохозяйственную, фармацевтическую, ряддругих отраслей, главным образоммашиностроительных.

Следует отметить еще один аспектпроблемы: вступив в ВТО, Россия откроет свойвнутренний рынок для зарубежных компаний,которые придут к нам не только за природнымиресурсами, но и за и научно-техническимидостижениями. Первые результаты начинающейсязарубежной патентной экспансии российскаяэкономика уже ощутила – у гордостиотечественной авиации вертолета Ка-50 “Чернаяакула” возникли серьезные проблемы спроизводством и экспортом, посколькуюридические права на соосный винт и способ егоуправления оформлены соответствующимипатентами на иностранную компанию. Обладаяподобным патентом, можно наложить правовое ветона продажу вертолета.18

Наш неосвоенный и ничем пока незащищенный совокупный “патентный портфель” приумелом управлении может приносить большиеприбыли. При существующем в России на настоящиймомент положении дел в области управленияинтеллектуальной собственностью, когдаинновационные разработки часто не востребованы,когда не хватает специалистов, способных оценитьэти разработки, защитить их и запустить вхозяйственный оборот, иностранным компаниямбудет довольно легко установить контроль надприглянувшимся российским предприятием. Дляэтого им будет вполне достаточно оформить правана объекты интеллектуальной собственностипредприятия, на применяемые технологии, наоборудование, на продукцию и тем самым, установивконтроль над его активами, использовать их всвоих интересах.

Стоит рассмотреть и такие механизмызащиты внутреннего рынка как национальныестандарты на продукцию. В частности, известнаистория о том, как США заблокировали импортшвейцарского сыра, установив стандарт на размердырок в сыре. В принципе никто не мешает и намустановить на те же автомобили или авиатехникутакие стандарты, которым в большей степенисоответствовали бы российским условиям изаставляли бы зарубежные корпорации вкладыватьинвестиции в модернизацию российскойпромышленности, а не в экспорт своей готовойпродукции.

Таким образом, цена вопросазаключается в том, что приобретет общество вконечном результате, и с чем и какими надеждамиему придется расстаться. Вот почему к выяснениюэтой цены, наконец, решено привлечь не толькочиновников, но и независимых экспертов – ученыхи специалистов. Нужно более глубокопроанализировать все последствия вступленияРоссии и ВТО. Соответствующее поручениепредседатель правительства М. Касьянов далМинистерству экономического развития иторговли: произвести “объективный и независимыйанализ возможных положительных и отрицательныхпоследствий присоединения России к ВТО по всемотраслям и секторам экономики”. С учетомрезультатов этого анализа необходимо определятьи отстаивать уже окончательные условиявступления в ВТО.

Необходимо отметить, что решениевопроса о членстве России в ВТО имеет и другиеважные аспекты. Это принципиальный вопрос и отом, может ли Россия оставаться в стороне отмировых процессов глобализации экономическогоразвития, равноправного участия в мировойторговле и цивилизованных способов разрешениявозникающих на этом пути противоречий,конфликтов и споров.

Вступление России в эту организацию,как видим, – сложная для нее политическая исоциально-экономическая проблема с далекоидущими последствиями, связанная с адаптациейкак сложившейся структуры собственнойэкономики, так и её регулятивной системы кзаконам открытой и честной конкуренции, рядуиных международных требований и стандартов. Это,с одной стороны. А, с другой стороны, жить вмировом экономическом сообществе с амбициямивеликой державы и не иметь решающего влияния наформирование и установление торговых правилобщежития – это трудно оценить иначе какнонсенс. Изоляция препятствует отстаиваниюэкономических интересов России, а значит ипротиворечит им. Это касается, например, такихновых для ВТО вопросов, как торговля и окружающаясреда (экологический демпинг), торговля исоциальные вопросы (социальный демпинг), особыеправила торговли в энергетической сфере и др.

Следовательно, с прагматической точкизрения речь должна идти, во-первых, опоследовательности действий и, во-вторых, опереходных условиях тактического характера привступлении и “вживании” в эту организацию, ачерез нее в мирохозяйственные связи.

России, у которой сейчас около третиВВП приходится на международную торговлю икоторая, следовательно, значительную частьсвоего потенциала уже интегрировала в мировойрынок и намерена укрепить и расширить своипозиции на нем, вступление в ВТО позволитучаствовать в разработке правил, по которым этотрынок живет. Это тем более важно, что наращиватьсвою долю в международной торговле Россиянамерена путем завоевания новых сегментоврынков высокотехнологичной продукции, имеющейболее высокую степень добавленной стоимости,нежели продукция сырьевых отраслей,составляющая основу текущего экспорта России.

Таким образом, насущно необходимыисследования с позиций системного анализа, какиеже трудности имеются на пути вступления России вВТО, способы и тактика их преодоления, каковбаланс положительных и отрицательныхпоследствий такого вступления, имея в виду, чтостратегическая цель руководством страны ужеопределена – вступать в ВТО. Остается нерешеннымглавный вопрос: на каких условиях Россия можетпозволить себе вступить в ВТО?

СОСТОЯНИЕ ПЕРЕГОВОРНОГО ПРОЦЕССА

 

Россия приняла эстафету попереговорам о присоединении к ГАТТ, а затем овступлении в ВТО у СССР, который вел такиепереговоры 10 последних лет своего существования.Затем уже правительство России в 1993 г. заявило освоем намерении присоединиться к ГАТТ, направивофициальную заявку. Это инициировало созданиеВсемирной организацией в 1995 г. специальнойРабочей группы по присоединению России к ВТО.Рабочая группа ведет переговоры и консультации сроссийской стороной уже шесть лет, в июле 2001 г.состоялось её двенадцатое официальноезаседание.

Переговоры заметно активизировались ссередины 2000 г., когда Президент В. Путин поставилцель: достичь фазы договоренностей уже к концу 2001г., а в течение 2002 г. реализовать их вмеждународных документах.

Оценку текущему состоянию переговоровПрезидент В. Путин дал на саммите “Россия –Евросоюз”: “На сегодняшний день от нас требуютеще до вступления в ВТО привести в соответствие стребованиями этой организации все нашезаконодательство... Мы все изменим, а примут насили нет, – это еще большой вопрос. …В итоге нашипартнеры в Европе выиграют больше от вступленияРоссии в ВТО, чем российский бизнес”. Поэтому,заявил Президент, Россия вступит в ВТО толькона своих условиях, то есть общепринятых.Основное требование при формулировании иобосновании этих условий: они должны отвечатьнациональным интересам России. Для этого, какзаявил министр экономического развития иторговли Г. Греф, баланс прав и обязательствРоссии при вступлении в ВТО долженспособствовать экономическому росту, а ненаоборот. Министр не уточнил очень существеннуюдеталь, – каково будет качество этого роста…

Для вступления России в ВТО требуетсявыполнить следующие условия:

  • снижение или полная отмена импортного тарифа;
  • отказ от экспортных пошлин;
  • соблюдение норм ВТО при дотировании сельского хозяйства;
  • сокращение бюджетного субсидирования ряда отраслей;
  • упрощение норм и процедур, связанных с техническими барьерами в торговле;
  • допуск иностранных компаний на внутренний рынок услуг.

Сейчас переговоры ведутся по тремнаправлениям20:

а) общие условия присоединения России к ВТО: какие обязательства принимает на себя Россия по изменению нормативной базы, как, в какие сроки и что именно мы обязуемся усовершенствовать, чтобы законодательно-нормативная база соответствовала требованиям и положениям ВТО;

б) условия доступа иностранных товаров на российский рынок: какой будет максимальный уровень таможенных пошлин после присоединения России к ВТО, какими должны быть принципы и реальные механизмы применения таможенных процедур, какие правила и каким образом мы можем использовать в части стандартов, сертификатов, санитарных, экологических, ветеринарных и всех прочих нормативов;

в) условия доступа на российский рынок услуг зарубежных поставщиков и на западные рынки – российских.

К настоящему времени определиласьпозиция России по всем трем необходимым дляприсоединения к ВТО документам

  1. Перечень тарифных уступок (в нем указываются ставки ввозных таможенных пошлин, согласованные в ходе переговоров между присоединяющейся страной и членами ВТО, которые в дальнейшем не должны повышаться). Сейчас согласованы ставки по 30% позиций товарной номенклатуры (общее число позиций превышает 11000), по 40% – найдены общие подходы, а по остальным 30% (в числе которых самые чувствительные для России товары: самолеты, автомобили, машины и оборудование, мебель, текстиль, одежда, пиво, фармацевтическая продукция и др.) – остаются значительные разногласия. В Минэкономразвития полагают, что по этим группам товаров правительство должно принять политическое решение.
  2. В частности, достигнуто понимание по товарам химической промышленности, лесопромышленного комплекса. Предстоит работа по изделиям из бумаги, но здесь осталось согласовать всего пять-семь позиций. Существенно сблизились позиции в области текстиля и изделий из него, готовой одежды. Практически достигнуто взаимопонимание по изделиям из черных металлов. Уменьшились разногласия по изделиям из цветных металлов. Почти полностью согласована позиция в области продукции машиностроения, электротехники и электроники.

  3. Перечень специфических обязательств Российской Федерации по услугам. ВТО настаивает на снятии всех ограничений по доступу иностранных услуг и иностранных поставщиков услуг на страховой рынок России, добиваются либерализации рынка телекоммуникационных услуг путем ликвидации монополии национального оператора “Ростелекома”, снятия ограничений на предоставление иностранными поставщиками аудиторских и бухгалтерских услуг, транспортных услуг.
  4. Протокол по сельскому хозяйству. Стороны договариваются о том, в каком объеме допустима государственная поддержка сельского хозяйства в виде субсидий и других мер. Это связано и с уровнем тарифов на сельскохозяйственную продукцию: чем больше поддержка, тем, в принципе, можно ниже опускать тарифы, и наоборот. Российской делегацией представлены данные о лимитах ежегодных субсидий для сельхозпроизводителей в объеме 16,2 млрд. долл. в год и экспортных субсидий в объеме 0,7 млрд. долл. в год. На фоне других стран, таких как США, Канада, страны ЕС и ряд других, это не много.

Наиболее серьезные разногласия междуРоссией и основными торговыми партнерами –членами ВТО имеются по соглашению о торговле вобласти гражданской авиации. Согласно ему должныбыть устранены все таможенные и другие сборы симпорта авиационной техники гражданскогоназначения, а также с работ по ее ремонту;госорганам запрещено оказывать давление нанациональные компании с целью приобретения имикаких-либо видов самолетов, обеспечивая полнуюсвободу торговли с учетом только чистокоммерческих и технических факторов. Нетруднопредставить, какая судьба ожидает отечественнуюавиапромышленность, если Россия подпишет этосоглашение. Эта проблема для авиационной отраслинастолько серьезна, что требует отдельногорассмотрения и исследования.

Ключевым фактором является то, чтороссийская промышленность готовится квступлению в ВТО в неблагоприятных для себяусловиях. Согласно международному рейтингу,страна занимает 45-е место поконкурентоспособности. По даннымМинэкономразвития, до 80% наших производственныхкомпаний не готовы к вступлению в этуорганизацию 22.

Анализируя международный опыт, в томчисле некоторых стран СНГ, с высокой степеньювероятности можно утверждать, что ускоренноевступление в ВТО будет иметь для Россииследующие последствия:

  • разделение экономики на два неравных сегмента: а) экспортно-ориентированные отрасли, для которых вступление в ВТО станет дополнительным стимулом для развития; б) большая часть машиностроения, легкая промышленность, частично сфера услуг, которые в лучшем случае, ожидает долгая стагнация;
  • новое существенное перераспределения собственности российских предприятий в пользу ТНК;
  • резкое падение доходов бюджета вследствие существенного сокращения таможенных поступлений;
  • замедление процесса наметившейся интеграции со странами СНГ и странами – членами Таможенного союза;
  • создание для зарубежных компаний гораздо более выгодных возможностей по продвижению в России готовой продукции, чем для инвестирования.

В этой связи основные усилияотечественных компаний следует направить нарасширение не только внутреннего российскогорынка, но и рынков стран СНГ, на увеличение своейдоли на этих рынках за счет производстваконкурентоспособных продукции и услуг.

ВОЗМОЖНЫЕ СРОКИ ВСТУПЛЕНИЯ И ПЕРЕХОДНОГОПЕРИОДА

 

Политическое решение о присоединенииРоссии к ВТО, судя по заявлениям руководствастраны, принято: присоединяться нужно, но толькона определенных условиях. В ходе переговорногопроцесса между Россией и ВТО достигнутыдоговоренности по значительному числу позицийэтих условий. Вступление в организациюпланируется осуществить в 2003 г.

Следующим важным вопросом являетсяопределение сроков и этапов переходного периода(адаптации) для минимизации возможного ущербакаждой отрасли из разряда неконкурентных. Резкоеснижение пошлин может привести к свертываниюэтих отраслей, не готовых пока к жесткойконкуренции с иностранными производителями.

Должна существовать государственнаяподдержка системообразующих отраслей на периодприсоединения к ВТО и адаптации к новым условиям,но она должна постепенно минимизироваться сучетом реалий рыночной экономики.

Большая часть отраслей российскойпромышленности и сферы услуг через два года ещене будет готова к равной конкуренции сзарубежными производителями. Поэтому срокивступления в действие договоренностей поразличным отраслям должны быть, во-первых,растянутыми, как минимум, на 3-4 года, а для рядаотраслей и до 12-15 лет, во-вторых, поэтапными(постепенными), в-третьих, согласованными междусобой.

Столь длительный переходный периоднеобходим для приведения в соответствиеразвитым экономикам такого базового показателяконкурентоспособности, как производительностьтруда. В 2001 г. производительность труда в Россиисоставила 12% от аналогичного показателя в США, 18%– в Германии, 16% – во Франции, 23% – вВеликобритании. Реальное партнерство возможнотолько при повышении наших показателей.Существующий уровень производительности трудане оставляет России шансов прорыва на рынкивысокотехнологичных продуктов.

Получается, если подходить к решениюпроблемы вступления России в ВТО самым серьезными конструктивным образом, стране необходимы нетолько приемлемые условия присоединения к ВТО,ей необходима в первую очередь четкаястратегическая программасоциально-экономического развития, направленнаяна подъем экономики на равные рубежи синдустриально развитыми странами. Успехреализации такой программы будет напрямуюзависеть от степени наполнения её реальнойконкретикой (а не фантазиями на заданную тему,как уже было много раз), минимизирующей энтропию,то есть: направления работ и мероприятий, ихисполнители, этапы и сроки реализации,финансовые сети и ресурсные потоки,нормативно-правовое обеспечение, системауправления и хозяйственного регулирования, мерыжесточайшего контроля над выполнением каждойработы и этапа, ответственность исполнителей.

Таким образом, во главу угла должнобыть поставлено не вступление как таковое, авступление в ВТО на таких условиях, которыепозволят России повысить производительностьтруда как минимум в 3-4 раза. Российскаяпромышленность должна стать болееконкурентоспособной на рынках готовойпродукции, для которых, собственно, и имеют смыслвсе процедуры ВТО. Для этого необходимо, чтобыпромышленная политика была направлена наизменение структуры экспорта России,способствовала созданию рабочих мест и роступроизводительности труда, продвижению нашихтоваров за границей, отражая тем самымнациональные интересы России

В противном случае условия ВТО,безусловно, наиболее выгодны крупнымтранснациональным корпорациям, способнымнаводнить сколь угодно большие рынки своейпродукцией. Таких возможностей у России сегоднянет, зато есть отечественные предприятия,которые выполняют не только производственную, нои ответственную социальную функцию, и которыеможет быстро разорить непродуманная инепросчитанная отмена протекционистскихзащитных барьеров со всеми вытекающимипоследствиями для социальной сферы. Известно,что США и Канаде понадобилось 9 лет, чтобыотменить таможенные тарифы, Швеция запросила 7лет на приведение своего законодательства всоответствие с правилами ВТО.

Поспешность с вступлением в ВТО можетугрожать даже вполне конкурентным отраслям,относящимся к тому же топливно-энергетическомукомплексу. Согласно европейской энергетическойхартии, страны-члены ЕС в своем энергобалансе немогут быть зависимыми от какой-то другой страныболее чем на 30 процентов. А такие страны какВенгрия и Болгария, страны Балтии, вступающие вЕС, почти целиком живут на российскихэнергоносителях, в частности, газе. В результатеРоссии, если в хартии в её отношении не будетсделана соответствующая оговорка, грозитснижение объемов поставок энергоносителей втакие страны.

Государственная поддержкасистемообразующих отраслей на периодприсоединения к ВТО и адаптации к новым условиямдолжна существовать, но она должна постепенноминимизироваться с учетом реалий рыночнойэкономики.

ПРИВЕДЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИИ ВСООТВЕТСТВИЕ С НОРМАМИ И ПРАВИЛАМИ ВТО

 

Проблема приведения законодательстваРоссии в соответствие с нормами и правилами ВТО внастоящее время является одной из важнейших.Наибольшее количество вопросов и претензий устран-членов ВТО возникает в области таможенногоадминистрирования, стандартизации, сертификациии подтверждения соответствия, трудового иэкологического законодательства и стандартов,применения санитарных и фитосанитарных норм,норм государственного субсидированияпроизводства, финансовой отчетности, практикиприменения прав интеллектуальной собственностии их защиты, а также в отношении мер валютногорегулирования и валютного контроля.

Заниженные по отношению к западнымнормы и стандарты (например, по зарплате илирасходам предприятий на экологию) могутинтерпретироваться конкурентами какдемпинговые.

Для решения этой проблемыправительство РФ своим распоряжением от 8августа 2001 г. № 1054-р утвердило “План мероприятийпо приведению законодательства РоссийскойФедерации в соответствие с нормами и правиламиВТО”. Частично эта работа уже проведена, вчастности, это касается специальногороссийского законодательства в области защитыправ интеллектуальной собственности всоответствие с действующим в ВТО Соглашением оторговых аспектах прав интеллектуальнойсобственности.

Так, Роспатентом совместно сзаинтересованными федеральными органамиисполнительной власти подготовлен и внесен нарассмотрение Государственной Думы ФедеральногоСобрания РФ пакет законопроектов, которые вносятизменения в действующее законодательство. Вданный пакет вошли следующие проектыфедеральных законов:

  • “О внесении изменений и дополнений в Патентный закон Российской Федерации”;
  • “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”;
  • “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О правовой охране топологии интегральных схем”;
  • “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных”;
  • “О внесении изменений и дополнений в закон Российской Федерации “Об авторском праве и смежных правах”.

Указанные законопроекты в целомсоответствуют нормам и правилам ВТО, к тому жеони одобрены специалистами Всемирнойорганизации интеллектуальной собственности ирядом независимых экспертов.

Процесс приведения российскогозаконодательства в соответствие с нормами ВТОидет достаточно успешно: из десяти необходимыхпервоочередных законопроектов восемь ужепрактически готовы и согласованы со всемизаинтересованными ведомствами. Кроме того,вступление в ВТО потребует от Россиикорректировки свыше 100 действующих законов инескольких сотен подзаконных актов.

Приведение законодательства всоответствие с нормами и правилами ВТОнеобходимо России не только и не столько в связис присоединением к этой организации. В этом остронуждается для своего развития экономика самойРоссии, чтобы бизнес не зависел от решений техили иных административных органов (принятиеблока законов по дебюрократизации экономики,упрощение системы регистрации предприятий,единая стандартизация всех товаров и услуг).Большая часть этой работы уже сделана:Государственной Думой принят Земельный кодекс,подготовлен к рассмотрению Таможенный кодекс,другие законопроекты. Все это необходимо дляРоссии и в контексте присоединения к ВТО.

ПОДГОТОВКА КАДРОВ ПРЕДПРИЯТИЙ ДЛЯ РАБОТЫ ВУСЛОВИЯХ ЧЛЕНСТВА РОССИИ В ВТО

 

Общие экономические условия свступлением страны в ВТО будут меняться, причембыстро. Для зарубежных компаний рыночная средаявляется привычной и они умеют работать в еёусловиях, наши – нет, большинству из них этомунужно учиться.

Согласно исследованию, проведенномуодной из социологических служб, лишь около 6%руководителей крупных и средних предприятийдостаточно хорошо представляют себе правиладеятельности ВТО. Только в 15% предприятий естьспециалисты, которые обладают компетенцией всвоей области менеджмента или права наобщепринятом в международной торговле уровне, востальных таких специалистов нет.

Как считают в правительстве, лишь 30%предприятий готовы обучать специалистов,понимая, что работа в условиях жесткойконкуренции потребует владения новыми знаниямии технологиями. И лишь 4% производственныхпредприятий выделяют средства для обучениясвоих сотрудников 24.

Это означает, что большая частьроссийских предприятий автоматическиоказывается в менее выгодных условиях, чемзападные компании. Поэтому главная задачаправительства сейчас – убедить их в том, чтонужно готовить специалистов, обновлятьпроизводство.

В этих целях в системе образованиянеобходимо создавать такие учебные курсы,которые в ближайшем будущем будут востребованыновыми производствами. Существуют и другиевозможности. Большую роль в переподготовкекадров могут играть консалтинговые компании. Врамках президентской программы попереподготовке кадров ежегодно готовится около 5тысяч специалистов в области финансов,маркетинга и менеджмента. Необходимо несколькопереориентировать эту программу и увеличитьколичество специалистов, которые будутвостребованы после открытия рынков.

Сейчас наши экспортеры, когдасталкиваются с антидемпинговыми процедурами,вынуждены нанимать иностранные компании длязащиты своих интересов. Они признают, что своимисилами справиться с особенностями работы навнешних рынках не в состоянии. Поэтому очевидно,что будет потребность в квалифицированныхюристах, финансистах, технических экспертах.

В условиях открытости рынков нашимпредприятиям потребуется система мониторинга заслучаями недобросовестной конкуренции, демпингаили противоречащих нормам ВТО государственныхсубсидий отдельным предприятиям и целымотраслям. Для создания и поддержания системыинформации и противодействия будут необходимысоответствующие специалисты, а такжеорганизационное и техническое обеспечение.

Большой проблемой в современнойэкономике России является качество менеджмента.Очевидно, что потребуютсяспециалисты-управленцы новой

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».