Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N2 / 2002

Резервы России

Медиков В.Я.,

На поверхности эффективность курса определяется темпами роста, в том числе ВВП, и размерами федерального бюджета. По этим показателям вроде бы курс в России эффективен.

Мы ежегодно наблюдаем за битвами вокруг бюджета. Особенно за его расходной частью. В последние годы имеем бездефицитный бюджет, даже доходы в 2000 году превысили расходы на 300 млрд. рублей, и в 2001 году имеет место серьезное превышение. Мало того, сам бюджет вырос примерно на 10 млрд. долл. Несомненно, это заслуга Путина В.В. и его команды. Можно привести и другие хорошие показатели.

Но достаточно ли этого, чтобы выйти из прорыва? Не говоря уже о каком-то самостоятельном эффективном курсе. Практика показала: конечно же, нет. Достаточно посмотреть на коллизии вокруг долгов Парижскому клубу и на проблему предполагаемого дефолта.

Бюджет России примерно на треть формируется за счет доходов от нефти и газа: 7 млрд. долл. в него поступают в виде налогов на нефть и газ, 3,5 млрд. долл. — в виде таможенных пошлин на экспорт нефти и еще 0,5 млрд. долл. в виде пошлин на газ.

Если мировые цены на нефть упадут с уровня 2000 г. — 30—38 долларов за баррель до 10 долларов, то бюджет недополучит по разным оценкам 6—7 млрд. долл. С учетом того, что МВФ не выделит 1,7 млрд. долл., уже заложенных в доходную часть бюджета, а Парижский клуб откажется реструктурировать российский внешний долг, а это еще 3,5 млрд. долл. в 2001 году, многие предрекают глобальный экономический кризис в России и полный развал экономики. Предсказывают, что кризис 1998 года покажется детскими шалостями.

Добавим, что в 2001 году Россия должна была заплатить по долгам 13,14 млрд. долл., в 2002 г. — 13,55 млрд. долл., в 2003 г. — 18,15 млрд. долл.

Все заняты этими проблемами. Хотя, на наш взгляд, нужно заниматься совсем другим: в частности поисками и использованием серьезных ресурсов. И эти ресурсы есть. Они, по крайней мере, на два порядка больше нашего бюджета.

1. Российский золотой запас и другие общегосударственные ценности, оказавшиеся за границей сразу после революции

Значительную долю занимает «депонированное» правительством адмирала Колчака золото в Японии, Нью-Йорке, Лондоне, Париже, Гонконге, Китае и др. Известны суммы, которые оставались на личных счетах финансовых агентов к моменту падения Омского правительства и остаются до сего времени. Есть и соответствующие документы по каждому банку.

Вот что говорил в 1993 году (Столица. — 1993. — № 52) вице-президент Всемирного фонда реконструкции и развития С. Афанасьев: «Кстати, чтобы не быть голословным, я покажу Вам некоторые документы. Это о том, кто России должен. Эти бумаги попали ко мне из зарубежных архивов: я работал в Париже, Лондоне, Сан-Франциско и других городах. В России несколько людей занимаются этими вопросами, но для большинства это будет неожиданным.

Вот итоговая опись (1923 года), составленная от руки Валерианом Ивановичем Муравским, последним министром финансов последнего белого правительства. По оценкам зарубежных экспертов, приблизительно с учетом изменения уровня цен на золото и набежавших за 70 лет процентов, этот документ «тянет» никак не меньше, чем на 2 трлн. долл.». Как совсем недавно объяснил автору настоящей статьи Сергей Афанасьев, царские активы могут рассматриваться и без доказательства правоприемничества. Потому что такая юридическая норма необходима для доказательства возврата сравнительно небольших сумм. А фантастически космические активы могут начать работать на Россию при определении геополитических правил взаимодействия, например, с частными финансовыми домами. Ведь в любом случае необходимо задействовать механизмы квази-денег, например, таких, как частный рынок SDR. Есть и другие схемы, по крайней мере четыре варианта было согласовано с владельцами наших активов. Но вся проблема в том, что люди, обличенные властью, не знают всех этих тонкостей, а профессионалы не имеют выхода на высшую власть.

2. Золото партии

Об этом много написано как у нас, так и за рубежом. Оценка — от десятков миллиардов долларов до 1—2 трлн. долл. Несомненно одно: «золото» есть, и это весьма существенный для России резерв. Например, фирма «Кролл Ассошиэйтс», в 1992 г. нанятая правительством Гайдара для поиска «золота партии», настаивала на сумме в 100 млрд. «зеленых». Если учесть признание М. Горбачева в интервью «МК», что мы истратили на гонку вооружений десять триллионов долларов, то «золото партии» может существенно потяжелеть.

3. Собственность за рубежом

Порядок начал наводиться совсем недавно после выхода Указа Президента. Началась инвентаризация и выработка норм, согласно которым эта собственность будет использоваться. До этого, по словам В.И. Кожина — управляющего делами Президента, «… был полный винегрет, хаос. Страна теряла деньги, и очень большие. Многие объекты много раз переходили из рук в руки, ими распоряжались кто как хотел. … Управляют объектами десятки совершенно разных организаций. И те, что остались от СССР, и те, что возникли в новой России» (Известия. — 21.12.2000 г.).

В серьезном докладе докторов наук М.А. Холдина и В.Д. Андрианова о бегстве российского капитала (Общество и экономика. — 1996. — № 6.) показано, что Россия имеет собственность за рубежом на сумму примерно 300 млрд. долл.

4. Внешние долги

Сейчас общий долг России составляет 166 долл. млрд., причем официально утверждают, что долг СССР составляет 68%, т.е. более 100 долл. млрд. Последний председатель Совета министров СССР В.С. Павлов, который до этого длительное время был министром финансов СССР, утверждает, что на последний день СССР был должен 32,6 долл. млрд. Возникает вопрос: откуда такая разница — 70 млрд. долл. — два российских бюджета? Кто их взял, и куда они могли исчезнуть?

Нам же другие страны были должны гораздо больше 100 млрд. долл.

Так, А. Булатов в статье «Вывоз капитала из России: вопросы регулирования» (Вопросы экономики. — 1998. — № 3.) отметил, что за рубежом еще в период существования СССР в виде кредитов по линии военной и экономической помощи оставалось от 200 до 300 млрд. долл. и несколько миллиардов долларов вложено в предпринимательскую сферу в виде так называемых смешанных обществ.

Удивительно, но многие страны готовы начать возвращать нам миллиарды и десятки миллиардов долларов. В частности Корея, Ирак, Пакистан, Ливия и др. Но не менее удивительно, что с нашей стороны не делаются даже намеки, о чем говорят сами должники.

5. Беглые капиталы новой России

Речь идет о многих сотнях миллиардов долларов. Данные разных источников очень сильно разняться. Так, академики Л. Абалкин, Н. Петраков ведут речь о 150—200 млрд. долл., профессор С. Глазьев о 300 млрд. долл., Мэлор Стуруа — о 300—500 млрд. долл. По оценке А. Булатова, общая сумма убегающего капитала за 1992—1996 годы могла составлять 180—210 млрд. долл. Из них около 20—30 млрд. долл. — прямые инвестиции, 30—40 млрд. долл. составляют портфельные инвестиции, около 70 млрд. долл. находятся на зарубежных счетах и депозитах, 30—40 млрд. долл. вложено в личную недвижимость за рубежом.

В российской печати встречались и более высокие оценки экспорта капитала из России за послереформенные годы — от 1 трлн. долл. у Л. Макаревича до 1,4 трлн. долл. у П. Бородина (Г. Ханин, ЭКО. — 2001. — № 1.).

Разные данные дают и официальные органы: ФСБ, МВД, Минфин — от 15 до 30 млрд. долл. в год. А, например, по данным Центробанка только за 9 месяцев 1998 года через оффшорные зоны было вывезено 62,5 млрд. долл., т.е. в расчете на год более 80 млрд. долл. А это уже более двух бюджетов России. Близкие к этим цифрам дают и зарубежные специалисты.

Более того, по мнению М. Холдина и В. Андрианова, «бегство» российского капитала началось еще до перестройки с середины 50-х годов. Его инициировали государственные внешнеэкономические, финансовые, транспортные структуры и связанные с ними частные лица и представители теневой экономики. По приводимым данным, полученным из оценок зарубежных экспертов, к моменту развала СССР за его пределами уже находилось около 100 млрд. долл. советского теневого капитала.

Можно разделить эту проблему на две части: первая — возврат уже «убежавших» капиталов; вторая — остановка или сокращение вывоза новых капиталов. Даже если на 10—20% сократить вывоз, это уже позволит решить проблему и с Лондонским, и с Парижским клубами, и с другими долгами, и, конечно же, ни о каких дефолтах речи не будет. Что удивительно, в России есть программа возврата беглых капиталов. Как отмечает Н. Петраков, она не основана на запугивании или на всеобщей амнистии.

Это взвешенная, цивилизованная система реинвестирования с учетом частных и общенационального интересов. Но эта программа не востребована.

6. Капитализация российских предприятий

Суммарная оценка всего российского рынка корпоративных ценных бумаг составляет около 40 млрд. долл., что в сотни раз меньше их реальной цены. Любая крупная американская корпорация оценивается во много раз больше, чем вся российская промышленность. Например, капитализация Газпрома составляет 6,4 млрд. долл., в то время как рыночная стоимость американской компании Exxon, имеющей запасы в 6 раз меньше, чем у Газпрома, превышает 310 млрд. долл. Реальная рыночная цена Газпрома, рассчитанная исходя из запасов газа, по мнению аналитиков должна составлять 2,1 трлн. долл.

Столь заниженная оценка российских предприятий является следствием многих причин, в том числе и негативного имиджа России. В то же время она является причиной хищнического отношения к собственности, ее черного передела со всеми вытекающими отсюда последствиями. Ясно, что ни о каких серьезных инвестициях речи быть не может.

Трудно рассчитывать, что принимаемые Правительством меры, в том числе разработка Кодекса корпоративного управления, смогут остановить столь динамичный передел собственности в России без серьезных изменений в исполнительной, законодательной и судебной ветвях власти. Основные надежды могут быть связаны с активностью человека, с выработкой национальной идеи, с реформами Президента.

7. Сбережения россиян

Гениальнейшее изобретение американцев — печатать необеспеченные доллары (бумажки, фантики) и распространять по всему миру, в первую очередь в России. При этом принудить весь мир считать, как говорил американский экономист Носсбаум, что доллар — это бог всех валют. А взамен брать нефть, газ, металл, золото, алмазы, мозги, интеллект и все, что захочешь. У нас доллар стал у населения основным средством накопления. По разным оценкам, от 60 до 100 миллиардов долларов находится в чулках. Только папуасов так обманывали.

В российских банках наши соотечественники держат (по данным июня 2000 года) около 400 млрд. рублей. Конечно, не то что, в «стеклянных банках», но все-таки. Создается впечатление, что государство сознательно ничего не делает, чтобы вовлечь эти средства в оборот.

Напомним, в тяжелые для США времена президент Рузвельт обратился к народу с просьбой вкладывать сбережения в отечественные банки, а не держать их под подушкой. Одновременно запретил вывоз золота и серебра за рубеж, что не замедлило самым благоприятным образом сказаться на экономике.

8. Диаспора

Практически никто не изучал этот вопрос. Можно только отметить, что небольшая по сравнению с Россией югославская диаспора способна в кратчайшие сроки мобилизовать сотни миллиардов долларов. Как комментирует эту проблему С. Афанасьев, югославский вопрос разрабатывался мировой закулисой еще в 80-е годы, когда Слободан Милошевич был американским банкиром. И сейчас она завершена «расчисткой территории» для нового плана Маршалла и подготовкой площадки для капитализации доллара.

А что касается наших соотечественников, то мало кто знает, что среди них и создатели голливудских звездных войн, и пресловутого Интернета, а также руководители крупных международных корпораций, таких, например, как «Фиат». И все они благоволят России. Для России нужна только воля руководства и соответствующие условия для использования этих резервов, оцениваемых в гораздо больших размерах. Российских патриотов не меньше, чем югославских.

Перечень стратегических резервов можно было бы продолжать, одна только теневая экономика чего стоит. Почему-то напрочь забыли, что только в 2000 году положительное сальдо внешнеторгового оборота составило 69,1 млрд. долл., что золотовалютные резервы — около 28 млрд. долл. Но, как заметил Н. Петраков, в стране «глухих» руководителей это занятие теряет всякий смысл. Хотя при правильном формировании команды с использованием новейших технологий, в том числе и засекреченных, при наличии российской национальной идеи — рывок (а не догонялки с Западом) вполне реален.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».