Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N3 / 2002

США: государственная политика стабилизирования инновационной конкурентоспособности американских производителей

Емельянов С.В.,

Инновационная стратегия правительства США в ХХI веке

Сегодня США стремятся кобеспечению лидерства на всех направлениях научных знаний, укреплению связеймежду фундаментальными науками и национальными целями, развитию эффективногопартнерства между государством, промышленностью и академическими кругами,подготовке ученых и инженеров особо высокого класса для Америки XXI века. Всеэто предпринимается на фоне повышения уровня научно-технических знанийнаселения страны.

По мере усиления международнойконкуренции стратегия научно-технологической политики США подвергаетсярадикальной перестройке. Для обеспечения лидерства США в мировой науке итехнологиях и преодоления растущей иностранной конкуренции как на мировом, таки на внутреннем технологическом рынке широко раздвигаются границытехнологической доктрины «разделения ответственности» о роли государства ирынка в НТП. С середины 90-х гг. государство в равной мере с частным капиталом(промышленностью) обязано финансировать создание новейшей гражданскойтехнологии, отвечающей мировым стандартам, конкурентоспособной на внутреннем имировых рынках с Японией и странами Западной Европы.

Одним из главных приоритетовполитики США стало поощрение научно-технического прогресса. Фундаментальныедостижения в области знаний официально признаны в качестве основыэкономического роста, поскольку согласно имеющимся в США оценкам на 1 доллар,вложенный в НИОКР, приходится 9 долл. роста ВВП. В послании конгрессу «Наука итехнология: формируя ХХI столетие» в 1997 г. президент Клинтон провозгласил:«Сегодня мы движемся в век технологий, информатики и глобальной конкуренции».Задача развития науки и технологий приобрела жизненно-важное значение длядостижения национальных целей. «Передовая технология всегда была сердцемконкурентных преимуществ Америки и сегодня технологическое лидерство понимаетсякак разрыв между успехом и неудачей в новой глобальной экономике».

Роль правительства США отнынесконцентрирована на поддержке перспективных гражданских технологий будущихпоколений, несущих в себе будущее научно-технического потенциала страны в XXIвеке. Это приоритетное направление государственной научно-технологическойполитики наравне с крупными военно-техническими программами. АдминистрацияКлинтона исходила из тезиса о том, что государство должно дополнять рынок,поскольку «рынок лучше функционирует в институциональной среде, котораяопределяет правила свободной конкуренции». Признавая важность, а зачастую иполную незаменяемость рынком государственной поддержки НТП, две политическиепартии США сегодня разрабатывают подходы к обеспечению широкого общественногоконсенсуса в отношении практических принципов распределения государственныхсредств на проведение исследований и разработок в приоритетных для национальнойэкономики направлениях. Сегодня мы видим двухпартийное единство в отношениитого, что только широкий национальный диалог, соединяющий вместе исполнительноеи законодательное крыло государственной власти с частным сектором иамериканскими университетами, может принести реальные результаты.

Соединенные Штаты Америкивступают в третье тысячелетие на пике своего могущества. В основе этого лежат:

  • стабильность и устойчивость американской политической системы;
  • эффективный механизм экономического роста и научно-технического прогресса и широко развитая система социального обеспечения;
  • сбалансированная военная мощь;
  • господствующее положение в системе международных институтов.

С 1998 г. Соединенные Штатывступили в эпоху положительного бюджетного сальдо — профицита. Впервые занесколько десятилетий доходы федерального правительства начали превышатьрасходы. При администрации Клинтона наблюдался беспрецедентно длительный6-летний период экономического роста с минимальным уровнем инфляции,безработицы. Производительность труда в США сегодня на 15-35% выше, чем вдругих развитых странах. В стране сложилась наиболее динамичная модельэкономического развития. Экономический бум 90-х гг. объясняетсятехнологическими изменениями в обществе — инновациями, приведшими к появлениюновых и улучшенных производственно-потребительских продуктов и услуг с меньшимизатратами ресурсов. Технологические изменения затронули область торговли(Интернет-торговля), банковскую сферу и производство продуктов питания илекарств с заданными свойствами (новейшие биотехнологии), позволили расширитьуровень автоматизации в промышленности (промышленные роботы), создали новыеформы досуга (например, развлекательные системы, использующие цифровыевидеодиски), а также привели к появлению новых методов проведения самих научныхисследований (например, создание виртуальных лабораторий). Американскиеэксперты в области науковедения считают, что многие инвестиции, сделанные в развитиеновых технологий 90-х гг., так оживившие экономику США, являются лишь«прелюдией» к дальнейшему прогрессу науки и технологий.

Так можно ли сомневаться, что вэтих условиях США, когда они является такой сильной в экономическом итехнологическом плане державой мира, могут потерять свои позиции мировоголидера НТП? 

Сегодня в конкурентной борьбевыигрывает тот, кто не только быстрее и качественнее производит новые знания итехнологии, но тот, кто быстрее сможет воплотить их в конкретный продукт ивыйти с ним на мировой рынок. Именно в плане сопоставления уровнейинновационной способности нации, отдельных отраслей и компаний следуетрассматривать сегодня угрозы американскому лидерству в мире. 

Инновационная способностьиграет доминирующую, а возможно, и решающую роль, в определении круга техучастников конкуренции, кто будет процветать на мировой арене. Для компанийинновации создают стратегические преимущества в наиболее конкурентных областях.Для стран способность эффективно использовать инновации не только длядостижения национальных целей (национальная безопасность, здравоохранение изащита окружающей среды), но и для повышения производительности труда ипривлечения международных инвестиций, является ключом к постоянному улучшениюуровня и качества жизни.

Глобальные процессы в мировойэкономике сегодня оказывают значительное влияние на способы ведения бизнесаотдельными компаниями и экономическое процветание стран. Каковы же главныеглобальные факторы, оказывающие сегодня основное влияние и создающие главныеугрозы глобальной конкурентоспособности США?

В документах Белого дома,Конгресса, Совета по конкурентоспособности США были намечены направлениягосударственной научно-технологической политики США для повышения конкурентоспособностиамериканской экономики, науки и технологий на мировом рынке на рубеже XXI века.Эта политика охватывает следующие направления:

1. Федеральное правительстводолжно осуществлять долгосрочную политику стимулирования гражданских НИОКР в передовыхобластях науки и технологий.

Обязанность государства недолжна заключаться только в укреплении обороноспособности нации и защитеобщественного здоровья. Федеральные инвестиции в НИОКР должны рассматриватьсяне как простая передача средств частному сектору или же оплата государственногозаказа на товары и услуги, а как инвестиции, имеющие серьезные экономические исоциальные последствия. В то же время другим основным назначениемгосударственной научно-технологической политики США должно быть стимулированиеисследований, требующихся для сохранения страной экономическиконкурентоспособных позиций в областях исследований, связанных с критическимитехнологиями, которые частный сектор не в силах проводить своими силами. Приэтом государство, промышленность и академические организации должны совместноопределять указанные критические технологии.

2. Федеральное правительстводолжно создавать благоприятный предпринимательский климат для осуществленияНИОКР.

США обладают одним из самыхвысоких в мире уровней предпринимательской активности. По оценкам американскихэкономистов более 70% экономического роста страны определяетсяпредпринимательской деятельностью. Новые и развивающиеся фирмы служат основным источником занятости вэкономике: несмотря на общее сокращение занятости с 1980 г. по настоящее времяболее чем на 5 млн. чел. в 500 наиболее успешно функционирующих компаниях, заэтот же период в экономике США было создано более 34 млн. новых рабочих мест,причем большая часть этой занятости была создана в основном впредпринимательском секторе. В 1996 г. в сфере малого бизнеса было создано 64%или 1,6 млн. из 2,5 млн. новых рабочих мест. Именно предпринимательская среда обеспечивает конкурентоспособныепреимущества страны в области передовых технологий в условиях усиленияглобальной конкуренции. Роль развития предпринимательской среды для усиленияинновационных пре имуществ американской экономики особо подчеркнута в докладеПрезидента США по экономике 1999 г. (Приложение 16).

3. Государство должноактивизировать формирование и деятельность исследовательских партнерств длярасширения промышленных инноваций.

Федеральное правительстводолжно поощрять кооперацию в проведении НИОКР в различных формах —государство-промышленность, государство-университеты илигосударство-промышленность-университеты. В частности, государство можетувеличить свой вклад через:

  • участие в партнерствах, например в передаче технологий федеральными лабораториями, межведомственном партнерстве по созданию нового поколения транспортных средств и в Программе передовых технологий Министерства торговли США. Государство должно использовать опыт участия в научно-технологических партнерствах для реализации новых форм организации инновационного процесса;
  • улучшение доступа промышленности и университетов к результатам НИОКР, финансируемых из средств государственного бюджета (в частности, в рамках СКИР).

4. Федеральные исследованиядолжны ориентироваться на удовлетворение потребностей экономики исоответствовать возможностям бюджета.

5. Федеральное правительстводолжно продолжать оказывать поддержку университетам Америки и совершенствованиюшкольного и вузовского образования. Федеральное правительство в 1993 г.обеспечивало 55,5% всего финансирования НИОКР, проводящихся в академическихинститутах, в то время как в 1980 г. оно отвечало за 67% НИОКР, а в 1970 г. —за 70%. 

Данные направления в целомотражают базовые условия приобретения и удержания инновационных итехнологических преимуществ.

Соединенные Штаты функционируютв мировом хозяйстве  как наиболеетехнологически динамическая экономика, объединяющая мощность новшества скомплексом экономических учреждений, которые поддерживают быстрое принятиеновых технологий всей экономикой. И создание, и распространение  новшеств — сложные экономические процессы,зависящие от сложного набора учреждений. Соединенные Штаты, например, развилибогатый набор учреждений и в общественном, и в частном секторах, чтобыподдерживать высокий уровень технологического новшества, в то время как многиедругие страны испытывают недостаток учреждений, чтобы дать даже элементарнуюподдержку инновационным процессам.

Создание инновационныхконкурентных преимуществ зависит от сложного взаимодействия базисной науки,открывающей двери к новым технологиям и коммерциализации технологий в новыхизделиях и процессах производства. Фундаментальная наука не может быть сферойодних лишь рыночных отношений: рынок не часто полноценно воспроизводитинновационный процесс, поскольку изобретения в отличие от материальных активовотносительно легко «перехватываются» и «заимствуются».

Защита интеллектуальнойсобственности и патентование решают эту проблему, но лишь отчасти. Основнуюнагрузку фундаментальных исследований несут нерыночные учреждения. Примероммогут служить федеральные лаборатории (как, например, Национального институтаздравоохранения) и академические центры — университеты. Конечно, научныеисследования проводятся и лабораториями корпораций, но, как правило,прикладные.

Инновационный процесс зависитот базисной науки, которая продвигается к коммерциализации новых изделий ипроцессов. Этот шаг почти неизбежно происходит в рыночных учреждениях — главнымобразом на предприятиях, которые могут получать доход от  коммерциализации изобретательнойдеятельности через патентные права, авторские гонорары или просто преимуществапервого пользователя новых продуктов.

Эффективный процесскоммерциализации зависит от нескольких факторов.

Во-первых, должно иметьсязащищенное от внешнего вмешательства взаимодействие фундаментальных иприкладных исследований. Оно может быть обеспечено, например, через тесноесотрудничество между университетскими центрами и фирмами.

Во-вторых, должны иметьсязащищенные права интеллектуальной собственности, поощряющие предприятия делатьбольшие вложения в многолетнюю научно-исследовательскую деятельность, преждечем продукт выйдет на рынок. И экономика должна быть достаточно гибкой, чтобыподдерживать быстрое принятие и распространение новых технологий. Например, капиталпредприятия должен быть доступен инновационной фирме, чтобы коммерциализироватьиспользование новой технологии.

Кроме того, никакаягосударственная монополия (как, например, в секторе энергетики или телесвязи)не должна блокировать новшества с помощью монопольной власти.

Соединенные Штаты добилисьрешения каждой из этих задач. Во-первых, правительство США вместе с частнымифондами и благотворительными организациями обеспечивает обширное финансированиефундаментальных научных исследований. Текущие федеральные расходы  на НИОКР в 1999 г. составили около 85 млрд.долл., или около 1% от  ВВП США. Этирасходы обеспечили научную деятельность во многих критических областях, включающихинформационные технологии (например, Интернет, биотехнология, и исследованияновых материалов). Они поддерживают НИОКР в федеральных лабораториях, а также в академических учреждениях.

Во-вторых, Соединенные Штатыподдерживают прогрессивные формы кооперации бизнеса, занимающегося прикладнымиНИОКР, с университетами, специализирующимися на фундаментальных научныхисследованиях. Наука получила возможность участвовать в частном секторепредприятий, и университетам — патентовать разработанные ими изделия.Патентование обеспечило существенную долю финансирования фундаментальной науки.Этот пример защищенных связей деловых кругов и университетской науки отличен отситуации в значительной части Европы, где университеты являются чистогосударственными предприятиями с ограниченными контактами с частнойпромышленностью. Факультеты там  — чащевсего государственные структуры без права занятия коммерческой деятельностью, ауниверситеты не могут стать патентодержателями собственных изобретений.

В-третьих, Соединенные Штатыимеют в высшей степени энергичную систему инновационных капиталов предприятий,которая может мобилизовать миллиарды долларов финансирования для создания икоммерциализации новых изделий. Кроме того, с начала дерегулирования ключевыхсекторов инфраструктуры в Соединенных Штатах (транспорт, энергия и связь) иликвидации монополий типа AT&T в 1980-х вновь создаваемые инновационныефирмы получили возможность конкурировать со старыми, известными и крупными. Вомногих других частях мира монополии имеют власть и стимул замедлять развитиеновых технологий.

В целом Соединенные Штаты значительновыделяются как наиболее технологически и инновационно динамичная экономика.Западная Европа и Япония также показывают высокую степень инновационности, посравнению с остальными странами, но и Европа, и Япония отстают от  США в связях университетов и бизнеса, при званныхвовлекать в хозяйственный оборот новые идеи, получая  новые изделия и новые рынки, а также в энергичности, с которойрынки капитала  реализуют и поддерживаютпродвижение новых предприятий и новых изделий.

Механизмы государственной поддержки создания новшеств

США входят в XXI век снаименьшими потерями для экономики и научно-технологической сферы, нежелидругие развитые страны. Сегодня в число главных государственных приоритетовпоставлена задача создания, распространения и использования новых технологий.Для усиления конкурентоспособных позиций экономики в государственнойнаучно-технологической политике используются такие инструменты, как научно-технологическоепрогнозирование, определение критических технологий, большая прозрачностьрасходования бюджета.

При этом учет реальных условийпроведения исследований и разработок в тех или иных отраслях и регионахявляется важным фактором формирования политики государства. Для разных отраслейи регионов применяется своя научно-технологическая политика и свой наборрегулирующих инструментов.

А. Правительственные программы поддержки НИОКР

Традиционно роль федеральногоправительства, заключающуюся в поддержке долгосрочных фундаментальных иприкладных исследований и технологических разработок, отвечающих направлениямдеятельности федеральных ведомств. Функционирование этих программ оказываетсильное воздействие на развитие научно-технологической сферы США. В целомпрограммы прямой государственной поддержки НИОКР в США в 90-х гг. XX векаохватывали следующие статьи федерального бюджета США (номера статей бюджетауказываются в скобках):

Таблица 1

Программы прямой федеральной поддержки исследований и разработок в США в 90-х гг.[1]

Программа

Национальная оборона (050)a

Проект технологического реинвестирования
Производственные технологии
Технологии компьютерных систем
Материалы и электроника
Полупроводниковые производства
Оборонные науки
Другие программы двойного назначения
Передовые методы моделирования

Общие науки, космос и технологии (250)

Национальный научный фонд

Высокопроизводительные вычисления и коммуникации
Проектирование, производство и промышленные инновации
Инженерные исследовательские центры

НАСА

Исследования и разработки в области аэронавтики
Исследования в сфере наук о микрогравитации
Космические летательные аппараты и дистанционное исследование Земли
Высокопроизводительные вычисления и коммуникации
Программа Landsat
Программа передачи технологий
Центры коммерциализации космоса
Космическая обработка

Энергетика (270)b

НИОКР в области энергоснабжения
НИОКР в области твердых ископаемых источников энергии
НИОКР в области сохранения энергии
Экологические чистые угольные технологии
Снабжение и обогащение урана
Корпорация синтетических видов топлива

Природные ресурсы и окружающая среда (300)

Министерство внутренних дел (геологии)

Бюро освоения земель

Программа строительства
Функционирование и эксплуатация

Бюрошахт

Министерство сельского хозяйства

Программа сохранения заповедников
Лесная служба

Исследования леса
Государственные и частные лесные хозяйства

Службасохранения природных ресурсов — Программа по заболоченным землям

Сельское хозяйство (350)c

Агентствофермерского обслуживания

Корпорация по товарным кредитам
Заработная плата и расходы
Федеральная корпорация страхования урожая

Служба кооперативных исследований, образования и содействия в штатах
Служба сельскохозяйственных исследований
Инспекция контроля здоровья животных и растений
Служба генерального менеджера по продажам и внешних сельскохозяйственных услуг
Служба сельскохозяйственного маркетинга
Администрация по инспекции зерна, заготовкам и скотопригонным дворам

Коммерческий и жилищный кредит (370)

Министерство торговли

Службы научно-технических исследований и строительства научных установок Национального института стандартов и технологий
Службы промышленных технологий
Администрация международной торговли — 

Функционирование и администрирование

Агентство развития бизнеса меньшинств
Экспортная администрация — Функционирование и администрация
Администрация путешествий и туризма Соединенных Штатов

Администрация малого бизнеса

Заработнаяплата и расходы

Транспорт (400)d

Морскаяадминистрация

Транспортные субсидии
Океанские фрахтовые операции

Управления Секретаря — Платежи воздушным перевозчикам
Федеральная администрация железных дорог — исследования и разработки для железнодорожного транспорта

Местное и региональное развитие (450)

Министерство жилья городского развития

Гранты на местное развитие
Заработная плата и расходы

Министерство торговли, Администрацияэкономического развития

Программы содействия экономическому развитию
Заработная плата и расходы

Министерство сельского хозяйства

Службасельского бизнеса и кооперативного развития

Заработная плата и расходы

Грантына предприятия сельскохозяйственного бизнеса

Здравоохранение (550)e

Национальные институты здравоохранения — прикладные биомедицинские исследования

Примечание:

a. Министерство обороны
b. Министерство энергетики
c. Министерство сельского хозяйства
d. Министерство транспорта
e. Министерство здравоохранения

Таблица 2

Расходы на реализацию кооперационных технологических программ[2]

(млн.долл.)

Источник поддержки

1992

1993

1994

Министерство сельского хозяйства

429,4

442,2

450,8

Министерство торговли

0,4

88,3

233,4

Министерство обороны

692,9

1257,3

1101,7

Министерство энергетики

55,3

71,1

72,0

Министерство здравоохранения

100,3

123,4

133,1

Министерство труда

0,4

1,0

1,6

Министерство транспорта

64,3

189,4

349,6

Агентство по охране окружающей среды

19,9

20,4

56,8

НАСА

128,6

191,0

168,6

ННФ

127,1

135,5

149,4

Общая федеральная поддержка

1673,6

2519,6

2717,0

Общая поддержка штатов

306,4

315,5

384,5

Совокупная поддержка федерального правительства и штатов

1980,0

2835,1

3101,5

Источник: Partnerships: A Compendium of State and Federal Cooperative Technology Programs, Columbus Ohio: Battelle Memorial Institute, 1995.

В табл. 2 приводятся обобщенныеданные о расходах федерального правительства и правительств штатов нареализацию кооперационных технологических программ. Приводимые цифры отражаютузкое определение кооперационных технологических программ:государственно-частное сотрудничество правительства, частной промышленности иуниверситетов в области разработки и использования технологий, направленное напоощрение отдельных компаний и групп с целью достижения общего экономическогороста. В приведенных данных не включены расходы на реализацию основныхфедеральных программ, таких, как, например, Программа высокопроизводительныхвычислений Управления по науке и технологической политике (УНТП) Белого дома.Несмотря на относительно малую долю в этих программах, участие в них штатовимеет сильное стимулирующее значения для вовлечения промышленности вкооперационные программы.

Важнейшийисточник научно-технических знаний и основной канал проведения прямой политикиправительства в создании инноваций — федеральные лаборатории и другиенаучно-исследовательские учреждения государства. Они обладают уникальнымнаучным оборудованием, незаменимым для исследовательской деятельностиуниверситетов, частных корпораций и осуществления научно-технических функцийправительства, сохранения конкурентоспособных позиций американскойпромышленности на мировом рынке. В настоящее время общее количество федеральныхлабораторий, действующих на территории США, — более 700.

Послеокончания «холодной войны» федеральные министерства и ведомства США началиосуществление переоценки направлений, объемов и эффективности деятельностифедеральных научных лабораторий. В частности, в последнее время в условияхбюджетных ограничений федеральные лаборатории проводится реорганизация структурлабораторий для их лучшего соответствия требованиям организациинаучно-технологических партнерств. При этом осуществляется модернизация всейнациональной исследовательской инфраструктуры США.

Не менееважный источник новшеств в экономике — университеты. Федеральная поддержкаНИОКР в университетах представляется особенно важной, поскольку именно тамосуществляется большая часть долгосрочных стратегических научных итехнологических исследований, их потенциал является привлекательным для частныхкорпоративных лабораторий и промышленных предприятий, для студентов из США и совсего мира. Университеты США играют незаменимую роль в процессе формированиинационального человеческого капитала в области науки и технологий. Всядеятельность университетов, в том числе и научная, должна быть подчиненаобразовательным целям. Подготовка высококвалифицированных специалистов должнабыть расширена. Университеты должны быть превращены в национальные центрыпревосходства в специализированных областях науки, критичных для экономики США.При этом они должны разрабатывать свою собственную политику в отношениисоздания научно-технологических партнерств с промышленностью. Современныетехнологии и глобализация усилили значения квалификации рабочей силы какфактора конкурентоспособности. Национальная экономика США нуждается врасширении подготовки квалифицированных кадров не только для того, чтобыконкурировать на мировом рынке, но и для преодоления негативной тенденции к сокращениюих числа в предстоящие десятилетия.

Всовременной Америке более 10% молодых людей не заканчивают школу и имеетсясущественная часть просто неграмотного населения. Насущной задачей для СШАстало усиление математической подготовки в школах, расширение участиянациональных меньшинств в образовательном процессе и создание системыпостоянной переподготовки кадров в быстро меняющемся технологическом мире.

Б. Роль Федеральной контрактной системы и других государственных институтов

Следует также отметить, чтовыполнение государственных заказов на создание новой техники и технологии,проведение гражданских и военных программ НИОКР рассматриваются федеральнымзаконодательством как важнейшая экономическая функция государства. В рамкахэтого законодательства государство предоставляет частным корпорациям, егоподрядчикам и бесприбыльным корпорациям широкий диапазон льгот и преимуществ посравнению с корпорациями, оперирующими на общенациональном рынке. Постоянноподдерживая уровень конкуренции на своем рынке, государство предоставляеткорпорациям-подрядчикам — исполнителям программ НИОКР, — следующие права:безвозмездного использования промышленного оборудования и научных лабораторийгосударства, экспериментальных и научно-исследовательских стендов; льготы напокупку сырья, материалов и других видов товаров промышленного инепромышленного назначения на частном рынке; приобретения сырья и материалов польготным ценам от государственных ведомств и из государственных фондов; особойналоговой скидки на прибыли корпораций; авансовые платежи по заказам; досрочнойамортизации основных фондов; займы и авансы под заказ, безвозмездной арендыгосударственной земельной собственности; расходования средств на «собственныеНИР», относимые на общую стоимость государственного гражданского и военногоконтракта на НИОКР (от 10 до 12%); перестройки производства и профессиональнойпереподготовки кадров при переходе на новый государственный научно-техническийили военно-технический заказ или на выпуск новой гражданской или военнойпродукции с оплатой всех затрат, связанных с подобной структурной перестройкойпроизводства либо передислокацией предприятий или научных центров в другиерайоны на территории США; приобретения сырья, материалов, промышленногооборудования, приборов и научных инструментов за рубежом, если они по своемууровню превышают соответствующие образцы США; переподготовкинаучно-технического и производственного персонала и специалистов на зарубежныхфирмах, в научно-исследовательских центрах или университетах в связи свыполнением государственных программ НИОКР. Все эти расходы списываются наобщую сумму государственного заказа, выполняемого данной фирмой или университетом,как «допустимые по закону» или «согласованные по контракту»[3].

В качестве общих направленийгосударственной политики по поддержке предпринимательства в инновационной сфереНациональная ассоциация губернаторов США выделяет следующие[4]:

  • обеспечение доступности финансовых инвестиционных средств,
  • оказание технического содействия,
  • совершенствование регулирования в области ценных бумаг,
  • упрощение процедур регистрации и лицензирования,
  • реформирование схем регулирования предпринимательства,
  • создание интеллектуального капитала в университетах штатов,
  • формирование промышленных кластеров,
  • создание благоприятной налоговой среды,
  • совершенствование системы обучения предпринимателей,
  • информационное обеспечение предпринимателей,
  • обеспечение общественного признания заслуг предпринимателей.

В настоящее время вопросыповышения конкурентоспособности промышленности США входят в круг ведения многихфедеральных органов управления НТП. Не вдаваясь в исследование организациифедерального управления развитием науки и технологий в США, отметим, что однимиз главных органов в структуре федеральных органов США, прямо занимающихсявопросами промышленной конкурентоспособности и формированием инновационнойсистемы США, кроме Совета по конкурентоспособности США, является Управление потехнологической политике (УТП) министерства торговли США. Этот орган служитфорумом для обсуждения ключевых вопросов в этой области на общенациональномуровне. Здесь вырабатываются предложения по разработке соответствующейгосударственной политике и законодательства, направленные на улучшениепредпринимательского климата и развитие инновационной деятельности.

В частности,УТП рассматривало и подготавливало рекомендации по решению проблемыувеличивающейся потребности США в квалифицированных специалистах в областиинформационных технологий; проводило всестороннюю оценку конкурентоспособностиразличных отраслей промышленности США, что послужило для различных федеральныхисполнительных органов и Конгресса США основой для разработки политикистимулирования конкурентоспособности в этих отраслях. УТП подготовило, вчастности, доклады, оценивающие уровень конкурентоспособности широкого кругапромышленных отраслей США: химической и биотехнологической отраслей,производства автомобилей, стали, а также в области обеспечения защитыокружающей среды. В вопросах оценки эффективности государственнойэкономической, нормативно-правовой, торговой и иной политики, направленной настимулирование инновационной деятельности и устранение барьеров на путитехнологического развития и коммерциализации результатов исследований иразработок, УТП работает в тесной кооперации с промышленностью. В 90-х гг. впромышленности США были разработаны направления политики в области ценныхбумаг, задолженностей предприятий, антитрестовского регулирования ифинансирования создания и освоения (коммерциализации) технологий и влияния этихвопросов на инновационный процесс.

Одним измеханизмов, которые УТП использует для формирования политики в областиконкурентоспособности промышленности, является программа Инновационногопартнерства США (US Innovation Partnership Initiative). Эта программа нацеленана мобилизацию всех ресурсов промышленности США, академической общины,федеральных, штатных и местных органов власти для согласования различныхдополняющих друг друга программ в области инновационного развития.

УТПосуществляет мониторинг научной и технологической политики зарубежных стран сцелью определения интересов и позиций промышленности США на мировомнаучно-технологическом рынке, уровня и путей повышения ееконкурентоспособности.

В. Налоговые кредиты и амортизационная политика

Члены Совета поконкурентоспособности США считают, что целью государственной политики США вобласти создания благоприятного инновационного и предпринимательского климатадолжно быть поощрение самостоятельного финансирования НИОКР частным сектором.Государственное регулирование должно поощрять, а не мешать проведению НИОКРчастным сектором США. При этом необходимо проводить оценку стоимости мергосударственного регулирования и получаемых от его использования эффектов.Примером нерациональной политики может служить использование Администраций попродовольствию и лекарственным средствам нормативов, резко увеличивающихстоимость клинических испытаний лекарственных препаратов и медицинскогооборудования. Американские экономисты также отмечают как нерациональноетребование казначейства к ТНК, выдвигаемое для поощрения НИОКР за рубежом,рассматривать часть расходов на НИОКР, проводимых в стране, как расходы наНИОКР, проводимые за рубежом.

В связи сэтим важную роль помимо прямых методов — капиталовложений федерального бюджетав науку и технику — должны играть и косвенные.

Яркимпримером скоординированного использования косвенных средств государственногорегулирования НТП является разработка и реализация Программы национальнойинформационной инфраструктуры США и технологий Интернет. Разработка этойпрограммы проводилась не традиционными ранее методами директивногоадминистрирования. Роль государства не сводилась только к государственномуфинансированию и разработке необходимых организационных структур и процедур —почти каждый государственный орган или ведомство имел и имеет право участвоватькак в разработке программы, так и в совершенствовании или изменении отдельныхее направлений.

К главнымкосвенным способам поощрения инновационной активности относятся налоговыекредиты и льготное налогообложение для корпораций, осуществляющихгосударственные или собственные программы НИОКР. Налоговый кредит — это правосписания затрат на НИОКР (при условии если корпорация увеличила свои расходы наНИОКР в течение 3-х предшествующих лет хотя бы на 5%) в виде трехкратногоисключения этих расходов из суммы годовой прибыли корпорации, подлежащейфедеральному налогообложению. Американские эксперты признают целесообразностьсделать налоговый кредит на средства, вкладываемые в НИОКР, постоянным, ииспользовать его для стимулирования образования научно-технологическихпартнерств и консорциумов. Налоговый кредит должен оказывать стимулирующеевоздействие на эффективное проведение в университетах долгосрочных исследований,критически важных для промышленности. Налоговый кодекс должен использоватьсядля отслеживания тенденций к увеличению числа краткосрочных исследований вобщем объеме научных работ, заказываемых частными фирмами университетам.Налоговые кредиты имеют позитивное влияние на ранних стадиях развития фирм.Сегодня в некоторых штатах используются налоговые кредиты, достигающих 25% отинвестиций. При этом неиспользованные кредиты могут пролонгироваться до ихисчерпания. Под действие налогового кредита в разных штатах также попадают:

  • инвестиции в объединения компаний стартового капитала, обеспечивающих финансирование разработки экспериментальных образцов продукции или процессов предприятиями малого бизнеса;
  • проведение маркетинговых и технико-экономических исследований для новых продуктов или процессов;
  • разработки бизнес-планов создания и производства новой продукции и услуг.

Также вконтексте улучшения предпринимательского климата представителяминаучно-технических и деловых кругов признается важность для корпораций СШАсписывать текущие расходы на собственные НИОКР и исключать их из суммы годовойприбыли корпораций, подлежащей налогообложению, а также проводить ускореннуюамортизацию их основного капитала — производственных фондов.

Г. Поддержка кластеров, венчуров и малого бизнеса в инновационном развитии

Опыт США показывает, чтоэкономическое развитие регионов зависит от сложной системы взаимосвязанныхфакторов, среди которых территориальное расположение и высококвалифицированныйперсонал играют немаловажную, однако не исключительную роль. Кроме того, ниотраслевая структура, ни наличие новых высокотехнологичных отраслей неопределяют в полной мере экономический рост региона. Анализ показывает, чтонаиболее динамичное развитие получают те регионы, где сформировались такназываемые промышленные или инновационные кластеры — комплексы предприятий(промышленных компаний, исследовательских центров, научных учреждений), органовгосударственного управления, профсоюзов общественных организаций и пр. на базетерриториальной концентрации сетей специализированных поставщиков, основныхпроизводителей и потребителей, связанных технологической цепочкой. Этикомплексы выступают альтернативой секторальному (отраслевому) подходу.

Высокуюконкурентоспособность и стабильный экономический рост прежде всего определяютфакторы, стимулирующие распространение новых технологий, прежде всего характери структура взаимодействия науки, образования, финансирования, государственнойполитики и промышленности. Наиболее жизнеспособные кластеры инновационнойактивности формируются на основе диверсификации межсекторальных (межотраслевых)связей. Разнообразие различных источников технологических знаний и связейоблегчает комбинацию факторов производства и становится предпосылкой любойинновации.

Территориальныеинновационно-промышленные кластеры имеют в своей основе определенную устойчивуюсистему распространения новых знаний, технологий и продукции — так называемуютехнологическую сеть. Они опираются на совместную научную базу. Предприятиякластера имеют дополнительные конкурентные преимущества за счет возможностиосуществлять внутреннюю специализацию и стандартизацию, минимизировать затратына внедрение инноваций. Важной особенностью таких кластеров является наличие вих структуре гибких предпринимательских структур малого бизнеса, позволяющихформировать так называемые инновационные «точки роста».

Территориальныепромышленные кластеры имеют чрезвычайно важное значение для развитияпредпринимательства по нескольким причинам. Прежде всего они дают возможностьфирмам иметь высокую степень специализации. Это позволяет предпринимателямсоздавать новые фирмы, обслуживающие конкретную промышленную нишу. При этомменьшая степень вертикальной интеграции структур внутри кластера облегчаетвхождение в кластер новых фирм. В кластерных структурах облегчается доступ ккапиталу, т.к. географическая концентрация фирм имеет большую притягательнуюсилу для «ангелов бизнеса» и венчурных капиталистов, многие из которых сделалисвою карьеру в расположенных в этих кластерах отраслях промышленности. Близостьбольшого количества фирм облегчает обмен идеями и передачу знаний отспециалистов входящих в кластер фирм, начинающих свое собственное дело.

Задачаформирования и укрепления региональных инновационных кластеров в США былапоставлена в число важнейших национальных приоритетов в последнем докладеНационального совета по конкурентоспособности США 2001 г. В нем говорится: «Вэпоху, когда национальные границы становятся менее важными по мере глобальногодвижения капитала, технологий и таланта, двигатели инноваций, как никогда,приобретают локальный характер»[5].

Важным направлениемгосударственной поддержки на всех уровнях является содействие развитиювенчурного предпринимательства. Эффективность венчурного бизнеса в СШАподтверждается примерами успешного развития предприятий ведущих промышленныхотраслей. Так, большинство компаний в области компьютерной техники итехнологий, уже являющихся ведущими в этой области, такие, например как HewlettPackard, были профинансированы в свое время венчурными фондами. В США оборотыпредприятий, пользующихся поддержкой венчурного капитала, растут быстрее, чем у500 крупнейших (по списку журнала «Fortune») американских промышленныхкомпаний. Успех этих фирм обусловлен тем, что они осуществляют более высокиерасходы на НИОКР в расчете на одного работающего.

Принципиальнаясхема механизма венчурного финансирования такова. Венчурный фонд илиуправляющая компания от его имени приобретает долю (пакет акций) венчурногопредприятия по их минимальной стоимости и вводит в его орган управления своихпредставителей, являющихся, как правило, профессиональными менеджерами.Последние принимают активно участие в регулировании инновационного процесса иконтроле за расходованием средств. Так обеспечивается блокирующий пакетвенчурного инвестора при сохранении свободы предпринимательской инициативыосновных владельцев предприятия.

Анализпрактики венчурного инвестирования в США показал, что, несмотря на то, чтовенчурное инвестирование продолжительно по сроку (венчурное предпринимательствопо высокотехнологичным проектам охватывает в среднем 5-7 лет, что требует политическойи экономической стабильности в стране) и характеризуется повышенными рисками,оно соответственно отличается более высокими доходами на капитал. Венчурныеинвестиции в предприятия, акции которых, как правило, не зарегистрированы нафондовой бирже и не участвуют в свободном обращении на фондовом рынке,используются преимущественно для проведения НИОКР, увеличения оборотногокапитала, приобретения новых компаний или улучшения структуры баланса дляполучения инвесторами прибыли после выхода акций венчурных предприятий нафондовый рынок или продажи доли в предприятии.

Наиболееактивными участниками рынка венчурного бизнеса являются частные инвесторы икрупные финансовые организации, образующие венчурные фонды и нанимающуюуправляющую компанию, которая от имени инвесторов осуществляет инвестиции, какправило, во вновь созданные малые и средние предприятия, ориентированные наосвоение новых технологий.

В случаефинансирования стратегически важных высокотехнологичных и наукоемких проектов вСША используются схемы партнерского участия государства и частных инвесторов,реализуемые, в частности, посредством создания специальных венчурных фондов.Эти фонды образуются на паритетных началах с одной стороны, за счет равных посумме средств, бюджетных, а с другой, банков, страховых компаний, пенсионныхфондов и иных финансовых институтов.

Отдельного рассмотрениязаслуживает всеобъемлющая система государственной поддержки малого бизнеса вСША, координируемая федеральным органом — Администрацией малого бизнеса. Малыйбизнес в США, особенно инновационный, выступает одним из важнейших факторовдинамизма и стабильности американской рыночной модели. В 1994 г. почти 4 млн.частных предприятий имели число занятых от одного до четырех человек, а напредприятиях с персоналом до 20 человек было занято свыше 25 млн. работников[6].

Д. Другие косвенные инструменты поддержки создания новшеств

Эффективное участие государствав процессах укрепления конкурентоспособных позиций частного секторапромышленности США обусловливает активное использование широкого наборакосвенных средств регулирования НТП для привлечения частных инвестиций в сферунауки и технологий. К числу таких средств прежде всего относятся следующие.

Внешнеторговаяполитика. Внешнеторговая политика заключается в регулировании и стимулированииэкспорта и прямых иностранных инвестиций или же ограничении доступаамериканских компаний к иностранным технологиям и ограничении иностранныхинвестиций в национальные исследования и разработки.

Регулированиеиспользуемых нормативов. Это средство является эффективным инструментомстимулирования частных инвестиций в инновации. При этом такое регулированиедолжно быть гибким и учитывать возможные последствия, в частности в областиэкологии.

Упрощениеразработки стандартов. Стимулирование установления коммерчески опробованныхстандартов (в отличие от директивно устанавливаемых) способствует процессуинновационного развития и развитию рынка.

Законодательствооб охране интеллектуальной собственности. Патентная политика и политика вобласти авторских прав является интегральной частью федеральной технологическойполитики при создании государственно-частных партнерств.

Федеральнаяконтрактная система. Громадная покупательная способность государства являетсямощным рычагом для создания новых высокотехнологичных рынков. В рамкахпартнерств государство может выступать также заказчиком научно-технологическойпродукции и услуг.

Антимонопольноезаконодательство и политика в области конкурентоспособности. Глобализация идругие факторы изменили природу современной конкуренции. Политики учитываютмеждународную конкуренцию и новые, кроме ценовых, конкурентные параметры. Приэтом расширяются условия создания новых технологических партнерств.

Анализ научно-технологическойполитики и достижение консенсуса при ее формировании. Учет мнений различныхобщественных кругов при выработке государственной научно-технической политикиявляется очень важной отличительной чертой системы формирования государственнойнаучно-технологической политики США.

[1]Материалы Бюджетного управления Конгресса США (Congressional Budget Office).

[2] State-Federal TechnologyPartnership Task Force Report, 1995

[3] Code of Federal Regulations.— U.S. Gov. print. off., Wash., GPO 1996.

[4] Thom Rubel, Scott Palladino. NurturingEntrepreneurial Growth in States Economies. NGA, Wash., 2000.

[5] Michael E. Porter, Debra van Opstal. U.S. Competitiveness 2001:Strength, Vulnerabilities and Long-Term Priorities. Council ob Competitiveness.2001, p.ii.

[6] Statistical Abstract of the UnitedStates 1997, pp.544, 545.


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».