Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Особенность обучения менеджменту

Пономарев И.П.,

Развитие бизнеса показывает,
что спрос на хороших менеджеров
растет быстрее, чем возможности
их подготовки.
П. Друкер

В настоящее время управление является такой же профессией, как и все остальные, а обучение менеджменту стало привычным делом в подготовке профессионалов управления. В то же время, развитие навыков управления необходимо всем работникам в организации. Так, курс менеджмента уже преподается во всех вузах и знания теорий и концепций менеджмента достаточно, поскольку от работника требуется лишь понимание своего места и назначения в организации. В другом положении находятся люди, изначально выбравшие профессию менеджера. Для них знание концепций и теорий лишь технология работы. В эпоху постоянных изменений от менеджера требуется умение использовать имеющиеся знания в конкретной ситуации, а так же выбирать направление приложения усилий всей организации.

Часто можно слышать вопрос: «Сколько стоит обучение менеджменту?» Задавать такой вопрос все равно, что пытаться экономить на обучении менеджеров, забывая о том, во сколько обходятся ошибки управляющих. Необходимо смотреть на обучение менеджменту не как на затраты, а как на инвестиции, позволяющие использовать возникающие благоприятные возможности.

Только тогда, когда результаты обучения будут выражаться ростом вознаграждения, способного вернуть вложенные средства, можно ожидать устойчивый платежеспособный спрос на обучение. В свою очередь, зарплата является оценкой выполненной работы, следовательно, обучение должно готовить человека к работе, а результаты обучения проявляться в деятельности человека, что придает обучению смысл. Так, рейтинг школ бизнеса учитывает зарплату выпускников, т.е. качество обучения оценивается по их востребованности, которая зависит от результатов работы. С экономической точки зрения, если результат обучения должным образом не отражается в заработной плате, то нет смысла платить за учебу.

Сдругой стороны, результаты обучения напрямую не зависят от вложенных денег.Оплата является необходимым, но не достаточным условием, посколькуприобретаемые знания и умения — не товар, который можно получить в обмен наденьги, а результат деятельности самого слушателя в процессе обучения. Выможете купить продукты, технику, даже информацию, но никто, ни одна школабизнеса, не зависимо от ее рейтинга, не сможет продать вам знания и приниматьза вас правильные решения в дальнейшей деятельности. Подобный подход кзнанию, как к товару, а к учебному заведению, как к магазину, свидетельствует онепонимании сущности образования и об отсутствии у учащегося чувстваответственности за свои действия в процессе обучения.

Особенности менеджмента

Прежде чем говорить обобучении менеджменту, необходимо отметить принципиальные особенностименеджмента как учебной дисциплины. Во-первых, менеджмент — этоуправление людьми в организации, их поведением и взаимодействием друг с другом,где на первом месте стоит человек с его интересами и возможностями. Во-вторых,это практическая дисциплина, в основе которой лежат не только знания, сколькодействия и умения человека. Т.е. недостаточно объяснять происходящие явления, анеобходимо уметь использовать существующие теории на практике. В-третьих,менеджмент — это междисциплинарная наука, включающая в себя концепцииэкономики, социологии, психологии, антропологии …, до исследования операций,теории систем и математики. В четвертых — истинность теорий и концепцийменеджмента подтверждается успешным опытом деятельности организаций, т.е. ихпрактической значимостью.

Другоеотличие в том, что менеджер принимает на себя ответственность за результатыдеятельности других людей, и в силу этого, обладает необходимыми полномочиями.Поскольку менеджер несет ответственность за получение результата, то ему платятне за размышления и знания, а за умение «добиться» результата от людей в егоподчинении, т.е. за выполненную работу. Таким образом, работу самого менеджераоценивают по результатам работы всей организации.

Всевышеперечисленные особенности необходимо учитывать в содержании программобучения и методике их преподавания.

Ключевыммоментом в обучении менеджменту как профессии, является понятие работаменеджера, которое определяет уровень вознаграждения, и, как сказано выше,служит побудительной причиной к обучению и повышению профессионального уровня.

Посколькурезультаты обучения выражаются в деятельности, то будущего менеджера необходимоподготовить к предстоящей работе. Важно отметить, что о работе менеджера судятне потому, что он делает и чего добивается, а по тому, как работают и какихрезультатов добиваются люди в его подчинении. Но в чем заключается и с чемсвязана работа самого менеджера? Каким образом можно научить выполнению работы?

Работаменеджера включает в себя задачи, которые необходимо выполнить, чтобыорганизация достигла поставленных целей. Кроме того, именно работа, какдеятельность, направленная на получение результата, является критериемоценки менеджера, главным измерителем его профессионализма и должна бытьстержнем, вокруг которого выстраивается обучение. Подтверждением этому служитоценка выпускников школ бизнеса, основанная на их годовой зарплате, чтоявляется естественным и объективным измерителем качества обучения, содержанияучебной программы и самих школ бизнеса в целом.

Понятиеработы, как деятельности, направленной на получение результата, поТ. Котарбинскому[1]  можно разложить наэлементы, присущие деятельности человека и выявить ее основные составляющие,которые представлены на рис. 1.

Работа как деятельность

Рис. 1. Работа как деятельность

Работа — это, прежде всего результат,который можно измерить, оценить, использовать в другой работе или продать.Кроме того, любой работе свойственно преобразование исходного материала вготовое изделие, которое осуществляется по определенной технологии.Поскольку работа рассматривается как деятельность человека, то необходимо особоотметить работника, как человека, имеющего определенные намерения иосуществляющего действия в направлении достижения результата. Важным элементом,объединяющим человека и результат работы, является инструмент,применение которого позволяет воздействовать на материал, а способ воздействияотражает степень владения инструментом и определяет уровень получаемогорезультата.

Таким образом, если обучениеявляется подготовкой к работе, то необходимо добиться понимания ее смысла,содержания, структуры, результата. Качество обучения в этом случае будетвыражаться в знании технологии, владении инструментом и наличии намерений ипроявляться в полученном результате.

Работа менеджера

Развитие кадров управленияявляется в настоящее время ключевым элементом, позволяющим организацииадаптироваться к изменениям и устойчиво развиваться. Для осознания происходящихво внешней среде преобразований и проведения организационных изменений нужныменеджеры, которые будут в состоянии ставить собственные цели и самостоятельнопринимать решения, а не ждать указаний свыше или копировать действия других.

Содержание работы менеджера

Содержание работы менеджераможно представить как набор задач и вопросов, которые находятся на «повесткедня». Проанализировав многообразие задач, можно выявить ключевые задачи,свойственные только работе менеджера, и не зависящие от уровня и стиляуправления, выполнение которых позволяет объединить ресурсы в «живой иразвивающийся организм», т.е. преобразовать материалы в изделие под названием организацияи добиться поставленной цели. Согласно П. Друкеру[2]  можно выделить общие длявсех менеджеров и характерные только для их работы пять основных задач.

  1. Постановка целей. Эта задача включает постановку целей, определение их характеристик и подразумевает умение не только решать, что нужно сделать для достижения цели, но и найти, и сформулировать общую цель.
  2. Организация работы — это анализ необходимых действий, решений и отношений, классификация и разделение работы, построение организационной структуры для координации выполнения работы.
  3. Мотивация и общение — это комплексная задача по созданию из множества людей единомышленников, построению отношений с людьми, отношений их к работе и группового взаимодействия, стимулирование и вознаграждение за хорошую работу.
  4. Измерение показателей — заключается в установлении показателей и критериев, отражающих эффективность выполнения отдельной работы и организации в целом, проведении анализа эффективности каждого работника, оценке и интерпретации.
  5. Развитие своих подчиненных — заключается в развитии и профессиональном совершенствовании работников, помощи в раскрытии способностей, укреплении их личностных качеств и создании условий для саморазвития.

Эти основные задачи — базовыеэлементы содержания работы любого менеджера. Каждая из задач требует особыхкачеств и квалификации. Умение решать одну из задач еще не делает человекаменеджером. Знание основных задач позволит оценить и сконцентрированностьнаправленность программ обучения и развить умение решать подобные задачи напрактике, т.е. обеспечить готовность менеджера к работе. Каждый работник можетулучшить свою деятельность в качестве менеджера, совершенствуя выполнениеименно этих задач, поскольку при отсутствии умения решать одну из задачневозможно считать себя настоящим менеджером. Интересно отметить, что эти пятьзадач, слабо корреспондируются с 20—30 предметами, обычно представленными впрограммах обучения менеджменту. Таким образом, для эффективной работы вкачестве менеджера необходимо концентрировать свое внимание на выполненииосновных задач, а при выборе или составлении программ обучения уделять вниманиевозможности развития знаний и умений, способствующих решению этих задач.

Структура работы менеджера

Однако, помимо содержательнойстороны работы, знания того, что делать, чему учить и какие предметы вводить впрограмму обучения, существует процессуальная сторона обучения, которая нетолько показывает, как надо делать, но и является основой для построенияметодики обучения. Учитывая наличие содержательной стороны деятельности — ввиде пяти основных задач и процессуальной — в виде методов обученияменеджменту, можно представить работу менеджера в рамках предложенной Т. Котарбинскиммодели работы (рис.2).

Что является инструментомменеджера: организация, теории, люди или информация?

Организация не может бытьинструментом, поскольку сама является изделием и создается в процесседеятельности менеджера. Теории и концепции скорее являются ориентиром длядействий менеджера, технологией использования инструмента. Если же считатьлюдей инструментом, то получается, что человек лишается самостоятельнойактивности, свободы действия, что может ввести менеджера в заблуждение. Однимиз важных умений менеджера является способность слушать и читать, говорить иизлагать свои мысли на бумаге, умение доводить до людей свои мысли и идеи ипонимать других людей. На этом основывается умение мотивировать работников, безкоторых менеджер не может рассчитывать на успех.

Работа менеджера

Рис. 2. Работа менеджера

Такимобразом, инструментом менеджера является информация в виде написанного илипроизнесенного слова, с помощью которого он организует, направляет и мотивируетлюдей для эффективного выполнения работы.

Материал в работе менеджера, вотличие от большинства других профессий, представляет собой человека, и менеджеррешает, как лучше его всего «использовать». Преобразование материалаосуществляется при помощи информации, которая позволяет построить отношениямежду людьми, что, в конечном счете, приводит к созданию организации. Можетпоказаться, что это техническая задача, которая предполагает каждому человекусвое место в «механизме» под названием организация. Ограниченность такоготехнократического подхода состоит в том, что такие качества человека, какинициатива, творческая активность и предприимчивость остаются невостребованными при создании организации и не используются в ее работе. Человексам в состоянии не только контролировать количество и качество проделаннойработы, но и решать, что и как ему делать.

Технологией в работе менеджераявляются знания, следование которым приводит к преобразованию материала визделие. Другими словами, многочисленные теории и концепции лишь показывают,что и как нужно сделать, для того чтобы создать организацию и добиться ееэффективной работы.

Способом и методом в работе менеджераявляются образцы поведения, роли, которые позволяют эффективно использоватьимеющийся инструмент и достичь поставленной цели. Многообразие поведенияменеджера заключается в трех направлениях: непосредственном действии,воздействии на людей и управлении информацией. Ролевой аспект поведенияменеджера описан Г. Минцбергом в виде трех основных ролей — по принятиюрешений, межличностной и информационной.

Результатом работы менеджераявляется создаваемый организацией продукт, который служит основанием дляполучения соответствующего вознаграждения, что собственно, и заложено впрограммах долевого участия в прибылях, бонусах, опционах, которые являютсяестественной оценкой работы менеджера.

Если посмотреть на структуруработы менеджера (рис.2), то можно выделить три характерные области, которыеявляются составляющими успешного выполнения работы и предметами обучения,освоение которых должно гарантировать владение работой, следовательно, иполучение высоких результатов и соответствующего вознаграждения. К этимхарактерным областям можно отнести следующие. Первое, самое очевидное инаиболее часто встречаемое в учебных программах — область знаний, отражающаятехнологии, используемые в работе менеджера. Второе — область умений и навыков,которые заключаются во владении инструментом и способах его применения длядостижения цели. Освоение умений требует методики, основанной на практическихдействиях со стороны слушателя. Третье — область намерений и поведения,которые меньше всего предоставлены программами и методами обучения, но играющиеключевую роль в получении результата, а значит и во всем обучении менеджменту.Наличие трех составляющих работы подтверждается разными ролями, присущимименеджерам, которые представляют собой владение менеджером разнымисоставляющими работы: знанием концепций, умением пользоваться инструментом исобственными намерениями.

Способы выполнения работы

В подтверждениевышесказанному можно отметить три стиля управления по Г. Минцбергу[3] ,различающиеся способом выполнения работы. Первый, внешний, поддающийсянепосредственному наблюдению способ — это управление посредством действийсамого менеджера. В этом случае, содержание работы менеджера — это анализситуации и принятие решений, участие в проектах и ведение переговоров. Второй —управление людьми, посредством их побуждения к выполнению тех или иныхдействий. Третий — управление информацией, через которую оказываетсявоздействие на работников.

Преобладание того или иного способауправленческого воздействия определяет стиль управления. Практика показывает,что разные менеджеры в разной степени владеют компонентами своей профессии.Можно выявить административный, межличностный и деятельный стили, каждый изкоторых опирается соответственно на функцию контроля, лидерские качества илиосязаемые действия. Так, менеджеров можно разделить на деятелей, лидерови администраторов.

Администратор — этоменеджер, стиль управления которого основан на управлении с помощью информации,где она является основным инструментом, а управление заключается в построенииорганизации и разделении информационных потоков. Для организации администраторявляется «нервным центром», а его работа в этом случае — это работа синформацией, организация процессов коммуникации и контроля, построениеорганизации.

Лидер — это менеджер,стиль управления которого основан на управлении с помощью людей, не только внаделении их полномочиями и правами, но и мотивировании, обучении,воодушевлении и развитии. Работа в этом случае направлена на построениемежличностных отношений и побуждение людей к определенным действиям. Менеджермотивирует, вдохновляет, тренирует, воспитывает своих сотрудников, а такжесоздает группы и формирует необходимую организационную культуру. Для организациилидер является энергетическим центром.

Деятель — это менеджер,стиль которого основан на непосредственных действиях, участии в публичныхмероприятиях, представлении организации, принятии решений и ведениипереговоров, т.е. менеджер действует сам, а не через других людей. Те действия,которые менеджеры продолжают выполнять, как привычную работу до того, как ихперевели на руководящую должность, являются в равной мере и коммуникативнымканалом, позволяя держать руку на пульсе и являясь способом воздействия личнымпримером на людей в организации.

Такимобразом, можно получить представление о работе менеджера как о совокупностивсех компонентов: информации, людей и действий, причем эти части неразделимы.Любое пренебрежение одной из слагаемых работы менеджера приводит к дисбалансу иснижению эффективности других действий. Например, увлечение лидерскимифункциями ведет к тому, что деятельность руководителя становитсябессодержательной и лишенной цели. Чрезмерное внимание к информации и связямприводит к тому, что менеджер отрывается от внутренних корней. Ориентациятолько на дела приводит к потере их эффективности, отрыву от реальности. Поэтомуобучение менеджменту, в первую очередь, должно вырабатывать всестороннее ицелостное представление о предстоящей работе.

Успешноефункционирование организации является результатом работы менеджера иосуществляется путем непосредственного воздействия менеджера на людей и черезинформацию, оказывающую влияние на работников. Подобная многосторонность стилейи взглядов подчеркивает сложность явления управления, которое представляетсяодним человеком.

Проблемы в обучении менеджменту и их решение

Подготовкаменеджера — это не передача знаний от преподавателя — студенту, асамоподготовка, т.е. получение знаний из собственного опыта, гдеответственность за результат обучения лежит целиком на самом обучающемся.Обучение менеджменту связано с побуждением к совершенствованию, развитию нетолько профессиональных, но и личностных качеств, свойственных менеджеру,повышению требований к самому себе, а также развитию и обучению других, чтоявляется одной из главных задач менеджера. Никто не сможет толком научитьсясам, пока не начнет учить других.

Лучшиепрограммы обучения менеджменту, учитывающие особенность менеджмента какпрактической дисциплины, представляются не только в содержательном, но иприкладном аспекте для развития необходимых умений менеджера. Практически ни водной программе не заложен механизм развития концептуальной области,позволяющий участникам выработать намерения, умения ставить цели и проявлятьсамостоятельность в действиях. Динамика происходящих изменений в деловой средетребует от обучения менеджменту не столько повышения квалификации, сколькоразвития концептуальной способности понимать логику бизнеса, видеть местоорганизации и возникающие возможности во внешней среде.

Реалии обучения менеджменту

До сих пор программы обученияменеджеров основное внимание уделяют отдельным фрагментарным знаниям в видемногочисленных курсов, необходимых и используемых в работе менеджера. Ноотсутствие представления о работе менеджера и специфике его деятельностиприводит учащихся в процессе изучения множества разнонаправленных курсов кнепониманию сущности будущей работы. А менеджер — это не звание, не табличка,не атрибуты власти в виде большого офиса, служебного автомобиля, секретаря идаже не название должности. Менеджер — это человек, деятельность которогонаправлена на выполнение работы при помощи других людей, это управление людьми,их поведением. Каким образом тогда учить и готовить к работе, и что должноизмениться в содержании обучения и методах преподавания?

Известно,что в первых школах бизнеса США слушатели обучались предпринимательству. Этоспособствовало выходу страны на передовые позиции в мире. Затем, в обучениименеджеров стали доминировать функциональные направления, т.е. превалироватьт.н. «технологический подход», обучение тому, как делать правильно. А чтоделать, и какое дело правильное? Существующее разделение на функциональныеобласти знаний и разнообразие названий учебных курсов не способствует формированиюцелостного понимания управления, как не могут части дать представление о целом.Стержнем, вокруг которого можно объединить курсы в единое целое и сформироватьсобственное понимание менеджмента, могла бы стать исследовательская работа, накоторой выросли и получили свою известность университеты и школы бизнеса.

Однако,до сих пор нет единого мнения и понимания места исследований в менеджменте исоответственно в учебных программах. Этот вопрос требует отдельного освещения,поскольку исследования остаются прерогативой ведущих университетов и передовыхкомпаний. С другой стороны, к исследованиям относятся как к деятельности, неимеющей отношения ни к управлению, ни тем более к бизнесу. В действительности,в бизнесе каждый шаг, каждое решение можно рассматривать как эксперимент.Исследования — это не прихоть профессоров и не соображения коньюктуры, апопытка выявить закономерности мира, направление развития и предсказатьбудущее. Учеба должна готовить к решению будущих задач, а обучение безисследований, в лучшем случае, представляет собой «натаскивание» на решениезадач сегодняшнего дня.

Функциональныйподход, распространенный в обучении, пытаются реализовать, преодолеваяизолированность предметов друг от друга, меняя содержание программ, вводяобщие, объединяющие предметы, реализуя в методике обучения активные методы,интегрированные кейсы и группы по решению проблем.

Преодолениепроблемы функциональной разрозненности обучения возможно путем формированиямеждисциплинарных курсов, которые позволят учиться применять знания и навыки впрактической деятельности, где продолжает существовать функциональноеразделение, высокая специализация, а организации продолжают состоять из «узких»специалистов. Объединение всех специалистов единой целью для эффективногоприменения их знаний и умений — основная задача менеджера — пока остается бездолжного внимания, а обучение менеджменту, по-прежнему — делом рук самихменеджеров.

Рассматриваемаяранее структура работы менеджера позволяет упорядочить имеющееся многообразиепредставлений о деятельности менеджера и сфокусировать обучение на развитиинеобходимых качеств.

Самаябольшая сложность в обучении менеджменту состоит в формировании таких качеств,как «видение», умение ставить цель. Эти качества столь же сложны для понимания,как и интуиция, и проявляются в смелости, предприимчивости, умении вдохновлять,находить новое, быть непредсказуемыми. Развитие подобных качеств в настоящеевремя не представлено ни содержанием программ обучения менеджменту, ниметодикой обучения. Важно отметить, что наличие намерений и умение ставить целисущественно отличается от умений принимать решение, вести переговоры иразрешать конфликты. Это область качественно отличается от знаний и умений,приобретенных в процессе обучения, и ее освоение скорей всего нельзя разрешитьни содержанием программы, ни методикой преподавания.

Личностныекачества менеджера, амбиции, характер, его философия бизнеса и этическиевоззрения имеют большее значение для формирования будущего, чем егокомпетенция. Бесполезно руководить, следуя только техническим навыкам и навыкамобщения, делать вещи правильно, но вести людей в неправильном направлении.Менеджеру необходимы, в первую очередь, концептуальные навыки, он долженвидеть, что нужно сделать, чего нужно добиться, поставить цель, а уже потомпотребуется умение заинтересовать людей и обеспечить выполнение поставленныхзадач.

Сложность в том, что содержаниепрограмм, как правило, технологическое и сегментированное, способствующееприобретению знаний о менеджменте. Для получения и развития качеств,позволяющих обеспечить целостность организации и применение знаний на практике,необходимо изменение самой методики обучения, добавление практических,тренинговых курсов, закрепление знаний в действиях. Это позволит не столькопроверить на практике полученные знания, сколько из собственной деятельностиполучить знания и приобрести новый опыт. Если главное в методике — этовыработка целостного понимания работы менеджера, то обучение должноспособствовать приобретению слушателями собственного видения, т.е. направленияприложения своих усилий, умения ставить цели, что отличает работу менеджера отвсех других специальностей. Приобретение собственного видения — это, скорее всего,вопрос не к содержанию программы и даже не методике обучения, скорее всего этоценности, дух и культура учебного заведения.

Решитьпроблему формирования намерений и самостоятельности в действиях можно только вкомплексе, развивая умения и навыки. Добавление курсов по искусству, дизайну,актерскому мастерству, развитию личности позволит развить у слушателей иучастников программ обучения необходимые качества.

Самостоятельность в действиях

Знанияи навыки помогают выполнить работу, но ничего не говорят о том, какой работадолжна быть. Легко и просто учить людей решать и выполнять задачи вчерашнегодня, но значительно сложней находить ответы на вопросы, которые будущее толькоготовит.

Так,технические знания можно приобрести сравнительно легко, им посвящены всеучебные курсы, книги, экзамены. Навыки общения приобретаются труднее, им нельзянаучиться по книгам — можно научиться только на собственном опыте, в действии.Но выработать самые важные для менеджера концептуальные навыки — сложнее всего.Именно они позволяют ставить цели, искать пути их достижения.

Оспособах развития важнейших для менеджера концептуальных навыков известноменьше всего. Чаще всего присутствует такой подход, что они либо есть учеловека, либо их нет. Таким образом, под сомнение попадает идея полученияобразования в области менеджмента. Можно найти следующее объяснение подобнойситуации: концептуальным качествам нельзя научить, они являются врожденными.Таким образом можно сказать, что менеджерами рождаются, а не становятся. Другоеобъяснение: концептуальным качествам пока нельзя научить из-за недостаткавремени, либо отсутствия подходящего метода, либо эти навыки приобретаются враннем детстве, и человек приходит с уже готовыми представлениями. Третьимобъяснением является то, что сам факт желания научиться менеджменту ужеозначает наличие соответствующих намерений и свидетельствует о самодеятельностии принятии на себя ответственности за результаты обучения.

Отсутствиеконцептуальных качеств проявляется в вопросах: «Что дает бизнес-образование?»или «Гарантирует ли оно трудоустройство?», что означает отсутствие собственнойцели или желания брать ответственность за свои действия. Развитиеконцептуальных качеств пока остается неохваченным программами обучения, иосновное внимание по-прежнему сосредоточено на методах обучения и содержаниипрограмм.

Одиниз способов развития концептуальных навыков — обучение методом сравнения —предложил Ч. Ханди. Суть этого метода состоит в следующем: «Нужно увидеть,как делают нечто другие, сравнить с тем, что делаем мы сами, и заставить себяобъяснить отличия». Обучение методом сравнения практикуется в рамках научныхконференций, участники которых сравнивают организации с организациями, вкоторых сами работают. Сопоставление организации с обязательным объяснением икомментарием отличий, позволяет выявить определенный образ мышления, чтоприводит к концептуализации полученного опыта, но это должны быть собственныеконцепции, основанные на личном опыте. Сама необходимость объяснения, почему тыделаешь то, что делаешь, причем тем, а не иным образом, концентрирует сознание,заставляет студентов развивать концептуальное мышление. Подобное изменениеустановок позволяет отойти от испытанных способов решения проблем, известных изпрошлого опыта. Обучение через сравнение способствует приобретению новогоопыта, пониманию и изменению восприятия. Концептуальные навыки позволятпо-новому взглянуть на то, что мы делали, делаем и продолжаем делать, а главное,помогут выбрать правильное направление действий.

Актуальные проблемы и их решение

Работаменеджера была и остается ключевой в работе организации, а развитие кадровуправления является важным условием успешного развития бизнеса. Обучение должнобыть подготовкой к работе, что позволит сделать его востребованным, как состороны руководителей организаций, так и людей, осваивающих профессиюменеджера.

Особенностиработы менеджера делают обучение традиционными методами неэффективным, так какзнание менеджмента еще не делает человека менеджером. Работа менеджераоценивается по результатам работы всей организации, ему платят не заразмышления и знания, а за умение добиться результата от людей в организации.Особенность работы менеджера необходимо учитывать в содержании учебных программи методике их преподавания.

Качествообучения выражается в знании технологии решения этих задач, владенииинструментом и наличии намерений. Представление обучения менеджменту черезпризму содержания и структуры его работы позволило выявить элементы проблемы,препятствующие повышению эффективности обучения и снижающие готовностьслушателей к предстоящей работе в качестве менеджера.

Развитиясамостоятельности в действиях можно добиться и через изменение направленностиобучения, от стиля «мышление-деятельность» — через замыслы к результату, кстилю «деятельность-мышление» — сначала действовать, экспериментировать,получать опыт, а затем осмысливать результаты действий. Помощь в освоении этогостиля могут оказать исследовательские программы и обучение методом сравнения.

Главным при формировании эффективной программы обучения менеджменту[4] является объединение содержательной, методической и концептуальной областей обучения единой логикой работы менеджера, которая заключается в постановке цели и достижении нужного результата с использованием способностей других людей.


[1] Котарбинский Т. Трактат о хорошей работе. — М.: Экономика, 1975 г.

[2] Друкер П. «Практика менеджмента». — М.: Вильямс. 2000 г.

[3] Минцберг Г. «Профессия — менеджер»//«Стратегический процесс». — СПб.: Питер, 2001 г.

[4] Представляется, что удельный вес и значение отдельных областей обучения являются различными для менеджеров высшего, среднего и низшего звеньев управления. Программы обучения для них должны быть различными (примечание гл. редактора).


Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».