Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N5 / 2002

Основные черты современного механизма научно-технологического развития

Багриновский К.А. ,

В настоящее время в мировой экономике происходит постоянное возрастание веса и влияния высокотехнологичных отраслей, в связи с чем возникает естественная задача исследования различных механизмов научно-технологического развития, которые соответствуют современным представлениям о научно-техническом прогрессе.

При этом под механизмом научно-технологического развития понимается система взаимоотношений между государством, научно-технической сферой и рыночными силами, которая обеспечивает постоянное совершенствование и обновление технологической вооруженности производства.

Насущная потребность организации и поддержки такого механизма в России с целью ускорения научно-технического прогресса (НТП) путем эффективного сочетания централизованного и рыночного регулирования была обоснована нами ранее в работе [1].

Опыт развитых стран(см. [2]) показывает, что процесс образования механизма научно-технологическогоразвития общества во многом сходен с процессом формирования регулируемогогосударством потребительского рынка. Отличие состоит в том, что в ролипотребителей наряду с населением выступают участники производственного сектора,т. е. производственные предприятия и целые отрасли промышленности или сельскогохозяйства, заинтересованные в приобретении новых машин и прогрессивныхтехнологий. При этом поставщиками оказываются высокотехнологичные илинаукоемкие производства (фирмы), научно-исследовательские и внедренческиеорганизации, занятые разработкой прогрессивных технологий, новых машин и другихсредств производства. Успех создания такого механизма во многом определяетсяиспользованием целенаправленной политики государства в области хозяйственногозаконодательства и использованием развитой финансовой системы.

Спрос на открытия и изобретениясо стороны производственного сектора является достаточно неоднородным. Этообусловлено прежде всего тем, что элементы сектора (предприятия и отрасли)имеют различные специфические интересы и в чисто инновационной сфере, и вобласти хозяйственного управления. Кроме того, различные экономические агентырасполагают неодинаковыми возможностями (средствами) для оплаты заказа в сфереНИОКР или покупки лицензий.

Экономические интересы агентовпроизводственного сектора и предпринимательские целевые установки порождаютнекоторую систему потребностей производства, которая может иметь сложнуюиерархическую структуру (см. [3]).

К потребностям первого порядка(низшего ряда) обычно относят те из них, которые обязаны своим происхождениеминтересам, непосредственно связанным с функционированием и выживаниемпредприятия.

Сюда принадлежат:

а) потребность в своевременном и надежном обеспечении работы предприятия трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами в необходимых для функционирования объемах;

б) потребность в устойчивом положении на рынках сбыта конечной продукции или услуг, предлагаемых предприятием;

в) потребность в общем порядке в отношениях государства и экономических субъектов, которая может быть обеспечена лишь путем законодательных установлений и обязательного исполнения правил работы предприятия в рыночных условиях.

В состав интересов второго(высшего ряда) следует включить:

г) потребность в усилении роли предприятия в данной отрасли или в регионе его размещения; потребность в расширении или диверсификации производства;

д) потребность в открытии и создании новых рынков сбыта и новых рыночных ниш путем разработки новых прогрессивных технологий;

е) стремление к более высокому положению в социально-экономической сфере; желание стать лидером в своей отрасли или в своем регионе;

ж) потребность участвовать в разработке законодательных положений и подзаконных актов, относящихся прямо или косвенно к условиям работы предприятия.

Предприятие в своей деятельностистремится удовлетворять этим потребностям, поскольку выполнение указанных задачпозволит обеспечить его постоянное развитие. Однако в каждый данный момент всилу ограниченности возможностей и соответствующих ресурсов может идти речь орешении лишь небольшой части поставленных задач. Поэтому фактически предприятиепостоянно осуществляет отбор наиболее важных (приоритетных) интересов ипотребностей, которые следует удовлетворить в первую очередь, во вторую и т.д.Такое ранжирование потребностей можно попытаться представить в строгом виде припомощи некоторого отношения предпочтения или, при выполнении дополнительныхусловий, построить определенную функцию полезности.

Аргументами такой функцииполезности являются объемы благ, т. е. товаров и услуг, а также «количества»тех законодательных решений и социальных сдвигов, которые в определеннойстепени способствуют удовлетворению той или потребности производственногосубъекта.

Естественно считать, что каждоепредприятие ставит своей целью получить наибольший полезный эффект в рамках техограничительных условий, в которых оно находится. При этом, добиваясьудовлетворения своих потребностей, как правило наиболее приоритетных и поэтомуимеющих наибольший вес для достижения максимума полезного эффекта, оноформирует свой спрос на рынках соответствующих благ, имея в виду заплатитьразумную цену.

Здесь следует иметь в виду, чтосамо понятие «рынка благ» приходится использовать в весьма широком смысле,поскольку, как это было показано выше, потребности предприятия значительноразличаются по своему содержанию и направленности. Они простираются от сугубоматериальных (потребности в капиталах, сырье и трудовых ресурсах) допотребностей высшего ряда, которые могут быть удовлетворены толькоинтеллектуальными средствами и способами.

Тем не менее именноформирование эффективного (платежеспособного) спроса со стороныпроизводственного сектора и населения на блага, предлагаемыенаучно-исследовательскими организациями, внедренческими фирмами, определяетдинамику механизма научно-технологического развития производства. Дело в том,что активные владельцы или производители требуемых, в том числе инновационных,благ интенсифицируют свои усилия по мере повышения спроса на эти блага, а следовательно,сообразно с ростом их востребованности и общественной ценности.

Как правило, этот процесснаходит свое непосредственное выражение в повышении рыночных цен и доходовпроизводителей, если речь идет о материальных благах и повышении роли, значенияи престижа организаций, которые способствуют удовлетворению потребностейвысшего ряда. Важно заметить, что и в том, и в другом случае происходитулучшение положения организаций инновационной сферы и органов хозяйственногорегулирования, участвующих в работе механизма научно-технологического развития.

Все многообразиеэлементов инновационной сферы можно попытаться выразить в трех основных видах:рыночной форме, когда взаимодействие рычагов и стимулов хозяйственнойдеятельности между участниками процесса происходит на основе конкуренции; ввиде государственного управления, которое осуществляется на базе властныхправовых полномочий, а также в формах, согласованных с существующими в обществетрадициями, менталитетом, нравственными и этическими нормами.

Общая схема взаимодействияэлементов механизма научно-технологического развития представлена на рисунке.

Особенности развития наукоемких отраслей

Главными представителямипроизводственного сектора в активной созидательной части механизманаучно-технологического развития являются высокотехнологичные (наукоемкие)отрасли производства.

Наукоемкая отрасль производстваможет быть охарактеризована повышенным, по сравнению со средним, уровнемнаукоемкости, т. е. высоким отношением затрат на НИОКР к общему уровню производственныхзатрат (см. [4]).

В соответствии с этим и другимипризнаками наукоемких производств в качестве наукоемких отраслей промышленностиРоссии могут быть представлены следующие:

а) некоторые отрасли оборонного комплекса, а также авиационная, ракетно-космическая, радиоэлектронная, промышленность средств связи, атомное судостроение и т. п.;

б) научное приборостроение, производство сложного медицинского оборудования, производство композитных материалов и т. п.

Любая наукоемкая отрасль тесносоединяет в своей деятельности экономическую и социальную функции. Еесоциальное значение состоит прежде всего в том, что продукция такой отрасли,как правило, способствует наилучшему удовлетворению имеющихся потребностейнаселения и созданию новых направлений в потребительском секторе. Постоянный исущественный рост спроса населения и других отраслей на новые виды еепродукции, значительный их вклад в улучшение качества жизни, а также возможноеперераспределение производственных ресурсов с целью поддержки наукоемкой отраслиделают актуальной задачу описания (построения вербальной модели) еефункционирования в условиях переходной и рыночной экономики.

Общая схема механизма научно-технологического развития
Общая схема механизма научно-технологического развития

Рис. 1. Общая схема механизма научно-технологического развития

Одним из главных факторовразвития наукоемкой отрасли является непрерывное повышение еенаучно-технического уровня. Поэтому отрасль должна занимать заметное место вфедеральных расходах на научные исследования и опытно-конструкторскиеразработки. Как правило, значительный вклад в повышение научно-техническогоуровня вносят смежные отрасли, которые обеспечивают производство современнойтехники и готовят прогрессивные материалы для производства продукции наукоемкойотрасли. В процессе развития материальной базы отрасли важнейшую роль играюткак повседневные рационализаторские изменения, так и крупные достижения вобласти разработки новых экономичных технологий, которые обязаны своимпроисхождением достижениям фундаментальной и прикладной науки.

Структура современнойнаукоемкой отрасли может представлять собой широкоформатный комплекспроизводств различного масштаба и уровня, начиная от предприятий малогобизнеса, мастерских и специальных опытно-конструкторских организаций до крупныхфабрик, заводов и научно-исследовательских организаций.

Например, радиоэлектроннаяотрасль Российской Федерации включает в себя электронную промышленность,промышленность средств связи, радиопромышленность и научное приборостроение. Всоответствии с этим она представляет собой совокупность предприятий (фирм),научно-исследовательских и опытно-конструкторских организаций по разработке,производству, ремонту и модернизации оборудования и аппаратуры для радио,телевидения и связи, ЭВМ, научного оборудования и приборов.

С содержательной точки зрениявсякий инновационный процесс выглядит как последовательное выполнение трехсоставных частей: фундаментальные исследования, прикладная научная работа ипрактические (опытно-конструкторские) разработки. Однако в настоящее времяимеется немало примеров того, что чисто теоретические работы, главным образом втаких областях, как медицина, биология, создание новых производственныхматериалов, быстро обнаруживают важное прикладное значение, а многие прикладныеисследования дают богатую пищу для фундаментальных изысканий.

Институциональная структуранаукоемкой отрасли может быть многоукладной, поскольку продукция отрасли, какправило, предназначается для удовлетворения весьма различных потребностейобщества.

Предпринимательский секторзанимает известные позиции в отрасли в качестве предприятий малого бизнеса,специализирующихся на ремонте, модернизации и приспособлении новых изделий кконкретным условиям эксплуатации. Источниками доходов таких организацийявляются научные знания, профессиональный опыт, а также определенные навыки,авторитет, приобретаемый в результате успешной работы в некоторой области.Предприятие малого бизнеса достаточно самостоятельно в принятии решений поопределению и изменению профиля своей деятельности, может быстро и точноопределять набор предоставляемых услуг, состав и уровень оплаты персонала, атакже виды и размеры технического оборудования.

В настоящее время оченьраспространены случаи, когда малое частное предприятие плотно сотрудничает сбольшой фирмой, выполняя ее постоянные поручения по распространению исервисному обслуживанию ее продукции. Подобный симбиоз оказывается полезным дляобеих сторон, поскольку он позволяет более тщательно учитывать разнообразныеинтересы и требования потребителей и тем самым расширять рынок производимойпродукции.

Вообще говоря, частный сектор полезендля развития наукоемкой отрасли тем, что он способствует привлечениюдополнительных финансовых ресурсов, усиливает способность к рискованнымрешениям, позволяет работать с венчурными компаниями и получать целевые грантыразличных фондов. Существенно также и то, что малые частные предприятия оченьполно и точно определяют объемные, структурные и качественные характеристикиспроса и, исходя из стремления к высокой прибыли, разрабатывают илиспособствуют появлению ряда дополнительных новшеств технического илипотребительского типа, которые впоследствии входят в практику крупныхпроизводителей.

Очень большое значение внаукоемкой отрасли может иметь неприбыльный (некоммерческий) сектор.Материальная основа неприбыльных предприятий обычно создается при общественнойподдержке, при помощи и за счет средств местной администрации и ее партнеров:университетов, частных фирм, заинтересованных в разработке и продвижении новойнаукоемкой продукции, потребительских организаций, научных фондов. Ихпоследующее развитие происходит за счет собственных средств на основесамоокупаемости, с опорой на получение определенного дохода. Статусбесприбыльности означает не то, что у предприятия не может быть прибыли, нолишь особый порядок ее использования. Дело в том, что прибыль в этом случаенаправляется только на нужды предприятия и не может быть распределена междуадминистраторами, персоналом и т. п. Таким образом, основная цель такогоучреждения — это не извлечение прибыли, а достижение некоторой определеннойцели, например распространение новых видов телевизоров (цифровых) средималодоходных групп потребителей в данной местности. Общество можетспособствовать развитию организаций такого типа путем предоставления им ряданалоговых льгот.

 В этом секторе управление предприятием обычно имеет особыйхарактер. Здесь общее руководство осуществляет попечительский совет, которыйработает на общественных началах и образуется из влиятельных лиц местности, т.е. представителей администрации, общественных организаций, деловых кругов и т.п. Совет определяет стратегию и основные направления деятельности предприятия,назначает его администрацию, осуществляет контроль над финансовойдеятельностью. Текущим управлением занимаются профессионалы — менеджеры. Неприбыльныеорганизации действуют в общей рыночной среде с частными предприятиями;подчиняясь законам рынка, они ориентируются на потребительский спрос. Вценообразовании учитывается необходимость возмещения издержек и получениядополнительного дохода для финансирования дальнейшей деятельности.

Решающую роль в развитиинаукоемкой отрасли играют предприятия полностью государственные или имеющиезначительную долю государственной собственности. В этот государственный секторвходят организации, которые в силу своего общественного предназначения не могутбыть ни частными, ни неприбыльными.

В процессе развития наукоемкойотрасли, как показывает опыт развитых стран, возможно очень быстрое накоплениеи обострение некоторых противоречий и проблем. К числу таких проблем относитсяситуация резкого роста расходов и их сравнительно низкой экономическойэффективности. Дело в том, что привлекательность и прогнозируемая высокаядоходность наукоемкой отрасли приводят к излишнему притоку средств самогоразличного происхождения — как связанных с реализацией государственныхпрограмм, так и вкладов частных фирм и банков. В результате может образоватьсянесбалансированность в удовлетворении потребностей других отраслей и социальнойсферы, которая может привести к ограничению возможности их развития и кнедостаточному повышению качества жизни.

Наряду с указанными,может возникнуть проблема расточительности в использовании ресурсов внутрисамой наукоемкой отрасли, которая возникает в том случае, когда имеет местомонополизм производителей новых видов изделий и существующий порядок оплатыуслуг не стимулирует экономию ресурсов, но приводит к искусственному увеличениюобъемов заказов и вспомогательных работ. В этой ситуации может оказаться, чтонепрерывный поток дорогостоящих новшеств должным образом не контролируется, аих производственная и экономическая эффективность не будет получатькомпетентной оценки.

Таким образом, однимиз важнейших элементов модели наукоемкой отрасли должен быть блок проверкисоответствия масштабов привлекаемых ресурсов, динамичного роста отрасли степениудовлетворения общества в ее услугах, и наличествовать механизм регулирования,способный обеспечить более полное удовлетворение общественной потребности впродукции данной отрасли по количественным и качественным параметрам на основеповышения эффективности использования ресурсов.

Роль государства в построении механизма научно-технологического развития

В настоящее время успешноеформирование механизма научно-технологического развития является следствиемполитических и социальных условий, складывающихся в обществе. Изучение опытасоздания и функционирования аналогичных механизмов в развитых странах позволяетутверждать, что роль государства в решении возникающих проблем чрезвычайновелика.

 Прежде всего, в центре внимания государства должно быть решениевопросов социального развития населения — начиная от надежного правовогообеспечения до серьезного развития образования и здравоохранения. Правовойпотенциал государства должен быть достаточен для того, чтобы соединить процесснакопления общественного богатства, имеющий целью достижение высокоготехнологического уровня, с интересами активной части населения, его среднегокласса. Выполнение этого условия приведет к тому, что интенсивное накоплениебудет осуществляться при помощи народа, а не ущерб ему, даже в ситуациисравнительно высокой нормы накопления. Достижение такого согласования интересовможет быть осуществлено путем принятия широкого комплекса мер регулирования,которые также предполагают усиление социальной ориентации государства. В основуэтих мер должен быть положен принцип ответственности государства за здоровье иматериально-психологическое благополучие народа, который должен быть принят иподдержан судебной системой.

Непосредственным приложениемэтого принципа является развитие и модернизация средней школы, среднегоспециального и высшего образования. Повышение общего образовательного уровнянаселения способствует тому, что представление о полезности и необходимостинаучно-технического прогресса становится понятным и близким широким слоямнаселения и тем самым создается прочная база для согласования интересов народаи государства.

Государственная поддержкасовременных систем здравоохранения и социального страхования создаетуверенность людей в надежной защищенности от болезней и несчастий, чтопозволяет им принимать более смелые решения в выборе своей профессиональнойкарьеры и становиться более подвижными при определении места своей работы.Приведенные обстоятельства способствуют повышению уровня квалификацииработников, что имеет своим очевидным результатом рост производительности икачества труда.

Важнейшей сферойдеятельности государства становится социальное законодательство, котороевключает в себя комплекс законов о трудовых отношениях и антимонопольныезаконы, создающие твердую основу для развития конкурентной среды в рыночнойэкономике, в том числе на рынке труда. Исторический опыт учит, что социальныефакторы являются мощной силой прогресса общества, они могут изменитьсложившийся общественный порядок и позволяют осуществить переход отпротивостояния к осознанию общности интересов нации в целом. Поэтому всемероприятия государства, направленные на повышение эффективности экономики,должны быть в состоянии увязать и согласовать решение социальных проблем снеобходимым ростом накопления капитала. Это означает, что государственнаяполитика должна иметь характер социально-экономической стратегии.

В некоторых ситуациях возникаютпротиворечия, которые выражаются в форме социальных ограничений. Наиболее острымиз них представляется недостаточность доходов населения, которая не даетвозможности удовлетворить основные его материальные потребности и тем самымтормозит нормальный рост продаж и прибылей фирм, обеспечивающий увеличениенакоплений и инвестиций в НТП.

Другое важноеограничение возникает тогда, когда у населения появляются и выходят на первыйплан такие потребности, удовлетворение которых не приносит бизнесу значительныхкоммерческих выгод и поэтому не соответствует интересам капитала.

 В этих случаях в условиях рыночной экономики за счет действиярыночных сил возможна и обычно происходит некоторая корректировка, смягчениеостроты указанных ограничений. В частности, может быть осуществлено повышениереальной заработной платы рабочих наиболее важных предприятий и отраслей.Однако обычно фирмы имеют возможность переложить возникающий ростпроизводственных издержек на другие группы населения путем повышения цен и темсамым усилить социальное напряжение в обществе.

В подобной ситуациигосударственные решения должны быть направлены на обеспечение потребностеймалоимущих слоев посредством передачи им некоторой доли национального доходапри помощи разумного налогового законодательства и других подходящих способов.Это позволит направить их возросший спрос в сферу экономики для усилениястимулов предпринимателей к движению по пути НТП.

Государственное регулирование впереходной или рыночной экономике следует признать необходимым, однако центртяжести в решении проблемы соотношения государства и рынка нужно перенести нааспекты их взаимной дополняемости, а не противопоставления одного другому.

В этом процессе особое значениеприобретает создание финансовой системы научно-техническогопредпринимательства, составные части которой могут иметь различноеэкономическое содержание. В нее включаются как обычные кредитные инструменты,программно-целевые субсидии и контракты, так и венчурные фонды (рискофирмы).Опыт показывает, что последние могут обеспечить весьма значительноефинансирование исследований. Так, объем рискованных инвестиций в 1998 г. в СШАсоставил 16 млрд. долл.

Существенную роль вфинансировании исследований играют также различные формы поддержкинаучно-технического бизнеса как со стороны государства, так и со стороныуниверситетов и других научно-исследовательских организаций, которые организуют«инкубаторы бизнеса», позволяющие поисковым предпринимателям получатьдовенчурное финансирование за счет неприбыльных научных фондов по грантам иконтрактам.

Следует исходить из того, чтовзвешенная и предусмотрительная политика государства увеличивает роль иэффективность рыночных сил в экономике, способствует развитию конкуренции итаким путем создает новые возможности для развития бизнеса и повышения качестважизни народа. При этом нужно стремиться к более значительному вводу рыночныхмеханизмов в общий процесс экономического регулирования, с тем чтобы помочьправительству достичь поставленных целей с наименьшими издержками дляпотребителей и налогоплательщиков.

Этот подход должен претворятьсяв жизнь во всех главных секторах экономической структуры. Хозяйственныймеханизм в государственном секторе должен изменяться в направлениисовершенствования и уточнения программ научно-технического развития, включаяразработку специальных мероприятий в области создания и реализации новыхпрогрессивных производственных технологий. К числу действий подобного родаможно отнести постоянную разработку систем прогнозирования затрат, необходимыхдля достижения поставленных целей в государственном масштабе. При этом рольгосударства должна быть существенной в оценке возможных прямых и побочныхпоследствий от полученных результатов в случае их осуществления в реальнойжизни.

Решение этих задачгосударственный сектор выполняет путем совершенствования методов воздействия нанаучно-исследовательские организации в промышленности, на инновационный бизнеси на внешнеэкономическую сферу в той ее части, которая относится к вопросамнаучно-технического развития.

В особенности это относится крешению насущных проблем развития, таких как необходимость улучшения положенияс устареванием основных фондов российских предприятий, которые к 2003 г. станутпрактически полностью изношенными. Для того чтобы решить эту задачу, нужноразработать специальную программу импорта сложной техники на льготных условиях,которая даст предприятиям возможность не только обновить производство, но иприобрести новейшие образцы современных технологий. В особенности этосущественно для отраслей металлургии, текстильной промышленности, связи ипроизводства медицинского оборудования.

Особо важную роль государстводолжно играть в сфере развития фундаментальной науки. Повышение ролигосударства в финансировании фундаментальных исследований должно сопровождатьсядостаточно точным измерением затрат на эти цели, а также расчетами их эффективностии окупаемости. Понятно, что здесь возникают существенные затруднения, посколькупревращение научного достижения в коммерчески выгодный продукт определяется нетолько результатами научной работы, но зависит также от многих других причин, восновном организационного и управленческого характера.

Однако необходимость измерениязатрат и оценки эффективности научных исследований прямо связана с ихобоснованием и отчетностью перед государственными органами и другими возможнымиинвесторами, что соответствует отмеченному выше движению к взаимному пониманиюи дополнению государства и рынка в инновационном бизнесе.

Обязательное измерение исопоставление затрат и результатов научных исследований может быть закреплено ввиде специального федерального закона. В этом случае научные исследования и ихфинансирование станут естественным элементом государственно-рыночногоэкономического механизма.

Возможности использования рыночного сектора для укрепления механизма научно-технологического развития

Усиление действия рыночных сил для повышения практической значимости научных исследований в области нововведений может быть связано с коммерческим подходом к внедрению достижений науки путем, например, расширения масштабов их патентования. Регулирование этого процесса может быть осуществлено при помощи законов, позволяющих научным учреждениям и организациям, занятым инновационным бизнесом, патентовать изобретения и открытия, которые будут сделаны ими в процессе работы по заказам правительства и других управляющих органов.

Следует иметь в виду, что внастоящее время многие ведущие научные центры мира заключают весьма объемныекоммерческие соглашения относительно использования результатов своихфундаментальных научных разработок в промышленности и сельском хозяйстве.Имеющиеся данные свидетельствуют об устойчивой тенденции роста коммерческогоуспеха законченных научных работ в сфере нововведений. Это движение имеет своимследствием увеличение доходов работников научно-исследовательских учреждений, атакже улучшение финансового положения самих этих организаций, делает их менеезависимыми от внешнего, в том числе государственного, финансирования. Тем самымусиливается воздействие чисто рыночных элементов во всей структуреинновационного бизнеса.

Одновременно происходитусиление контактов научно-исследовательских учреждений и университетов скрупными промышленными фирмами, которое ускоряет развитие механизмовинновационной активности в обеих сферах. При этом изменения происходят как вповышении роли рыночного регулирования в научно-исследовательском секторе, таки в увеличении значения фундаментальных научных исследований в лабораторияхпромышленных компаний, занимающихся прикладными разработками. Активноевзаимодействие с промышленными фирмами вносит в деятельность научно-исследовательскихорганизаций элементы здоровой конкуренции, которая способствует преодолениючастого в научной среде сопротивления принципиально новому, а также ведет кповышению коммерческой эффективности, о которой шла речь выше.

Более тесные связинаучно-исследовательской организации с конкретной промышленной фирмой приводят,как правило, к ее специализации по разрабатываемой тематике и далее красширению функциональных связей с фирмой в области организационного,экспертного, информационного, управленческого консультирования.

Помимо традиционныхнаучно-исследовательских организаций (институтов Академии наук, университетов ит. п.) в обеспечении потребности фирм в удовлетворении новых запросов,возникающих в процессе выполнения научно-производственных проектов, существеннуюроль играют специализированные компьютерные научные центры, которые позволяютразработчикам проекта обмениваться коммерческой и научно-техническойинформацией в очень больших объемах и в реальном времени.

Новые информационные технологиидают фирмам возможность получить ценные и обширные сведения об услугах,предоставляемых научно-исследовательской сферой. Объем этих услуг в областинововведений постоянно расширяется, что делает возможным выполнять все болеезначительную часть инновационных работ на основе кооперации соспециализированными фирмами и научными центрами, которые располагают сложнымсовременным оборудованием и уникальными специалистами. В этих условияхпроизводство и испытание образцов новых изделий становится менее рискованнымделом и будет приводить к более тесному сотрудничеству между заказчиками иисполнителями, что дает, как правило, заметный экономический эффект обеимсторонам.

В качестве значимого фактора вэтом направлении следует рассмотреть возможность увеличения масштабов венчурногопредпринимательства, поскольку рост объема рискованных инвестиций и количествамалых специализированных инновационных фирм способен быстро обеспечитьвозрастание запросов крупных компаний в разработке новшеств и выполнениинекоторых этапов научно-исследовательской и опытно-конструкторских работ.

Вообще говоря, формысотрудничества и взаимодействия между организациями, работающими винновационном бизнесе, могут быть весьма разнообразными: слияние фирм,приобретение одной фирмой другой организации или каких-либо ее частей,совместные венчурные операции, специальные контракты на выполнение определенныхработ и т. п. Развитие межфирменного сотрудничества должно регулироватьсяспециальным законодательством, которое позволит в рамках общей антимонопольнойконцепции фирмам объединяться для совместного проведениянаучно-исследовательских работ и для активного освоения новшеств впроизводственных условиях.

В более широкомаспекте выполнение отдельных задач инновационной деятельности фирмыпосторонними организациями позволяет уменьшать производственные издержки,повышать качество изделий, сберегать капитальные средства на строительственовых зданий и сооружений, закупке машин и механизмов и на наймедополнительного персонала. Очень важно также, что такие взаимоотношенияприводят к преодолению изолированности в работе и господства застарелых догмтипа «не изобретать здесь» и, как следствие, к переходу к прогрессивным методамуправления производством.

В качестве примера успешнойинновационной деятельности можно привести концерн «Сименс», общий обороткоторого в год составляет около 78 млрд. евро, при этом инвестиции в НИОКРдостигают 6 млрд. евро (более 7% оборота). Самым быстрорастущим сектором вконцерне являются информационные технологии. Здесь учитывается, что производственныйцикл изделий в разработке информационных технологий становится все болеекоротким, интенсивность исследований возрастает, и поэтому расходы на НИОКР вэтой сфере не могут снижаться.

В настоящее время доляпродуктов концерна с жизненным циклом менее 5 лет равна приблизительно 75%, ноэто не приводит к финансовой нестабильности, так как концерн располагает сетьюзнаний о новых технологиях и об эффективности их применения в различныхотраслях экономики и может выбрать наиболее удачный путь технологическогоразвития. Определение таких путей осуществляется при помощи разработкисценариев развития будущих технологий. Наиболее эффективными здесь оказываютсяметоды прогнозирования на основе обработки мнений группы экспертов,экстраполяция от настоящего положения для краткосрочных сценариев, а такжесочетание экстраполяции и ретроспективного анализа от желательного результатадля долгосрочных проектов.

«Сименс» сталпредприятием современного типа, активным строителем новой, информационноймодели экономики благодаря переменам в отношении характера производимойпродукции. Еще несколько лет назад в его бизнесе главенствовало материальноепроизводство, теперь же основным является нематериальное (организация, услуги ит.п.), которое составляет уже более 50% от совокупной производимой стоимости,причем сохраняется устойчивая тенденция к увеличению этой доли (см. [5]).

Эта компания являетсяактивным продавцом всех видов новейших коммуникационных и информационныхтехнологий во всем мире. В настоящее время в фирме работают 400 тысяч человек,причем половина трудится вне Германии. Компания реализует 70% своей продукциина рынках других стран, и эта доля постоянно возрастает.

Роль финансовых рычагов в развитии научно-технологического механизма

Надежность иустойчивость функционирования научно-технологического механизма во многомобусловлена четкой работой финансовой системы страны. Государство путемиспользования финансово-кредитных рычагов оказывается способным оказатьсущественное влияние на темпы и направления хозяйственного развития.Государственные финансы имеют большое значение в регулировании экономики,стимулировании экономического роста и реализации социальных программ.

Для наукоемких отраслей особуюважность представляет поддержание достаточно высокого объема государственныхзатрат на проведение НИОКР. Используя финансовые механизмы, государство имеетвозможность воздействовать на формирование основного капитала (средствпроизводства) в передовых отраслях экономики посредством проведенияцеленаправленных инвестиционных программ. Также государственные средства могутбыть направлены в форме субсидий, дотаций и кредитов предприятиям частногосектора в целях поддержки производства новой техники и разработки новыхтехнологий.

По мере развития НТПгосударственные финансы становятся все более важной составной частью затрат навоспроизводство и повышение квалификации трудовых ресурсов путем увеличениярасходов на социальные цели: образование, здравоохранение, социальноеобеспечение. Это связано с тем, что процесс быстрой качественной перестройкипроизводства в ходе НТП требует постоянного изменения профессиональнойструктуры и повышения квалификации персонала.

Следует заметить также, чторасходы на социальные цели содействуют расширению внутреннего потреблениятоваров и услуг, увеличивая спрос населения и социальной сферы на новыепродукты и услуги. Например, расходы на строительство новых школ, больниц,жилых домов, дорог значительно увеличивают спрос на современное медицинскоеоборудование, компьютеры, новые строительные материалы, дорожные машины и т. п.Тем самым расширяется рынок сбыта для продукции наукоемких отраслей.

Важную роль в стимулированииинновационной сферы играет налоговая политика, проводимая государством вотношении производства новых изделий и разработки новых технологий. Вчастности, эффективным способом повышения инновационной активности являетсяприменение методов экономического стимулирования нововведений, основанных насравнении оценки затрат и полезного эффекта от перехода к новой технологии, использованиинового материала и т.п.

В качестве конкретных мерстимулирования предлагаются:

а) использование налоговых скидок на амортизационные отчисления и в связи с этим применение ускоренной амортизации для проектов, имеющих высокую оценку как открывающих новое направление в потреблении, технике или ресурсосбережении. Этот метод позволяет инвестору снизить затраты в первые годы периода отдачи с капитала и тем самым повысить его заинтересованность в осуществлении проекта. Расчеты показывают, что применение ускоренной амортизации повышает чистый дисконтированный доход (ЧДД) проекта на 5—6%;

б) использование налоговых скидок на инвестиции и текущие расходы в ходе становления и реализации проекта; здесь могут применяться льготы двух видов: полное освобождение от налогов в течение определенного срока (2—3 года) или скидки в начале периода реализации проекта с последующим повышением налоговой ставки с целью компенсации недобора налоговых сборов.

Введение налоговых скидок втечение первой половины срока реализации проекта с последующим повышениембазовой налоговой ставки во второй половине этого срока, с тем чтобы неизменить общую сумму выплачиваемых фирмой налогов, дает возможность увеличитьЧДД на 8—9%. Совместное применение метода ускоренной амортизации и стимулирующейналоговой политики способствует увеличению ЧДД на 10—11% (см. [6]).

Организации страхованиявыполняют в процессе развития наукоемкой отрасли посредническую роль, создавая финансовуюоснову системы. Дело в том, что многие проекты в инновационной сферехарактеризуются весьма высоким уровнем риска и их осуществление невозможно безнадежной страховой гарантии. Как правило, рынок страховых услуг предоставляетбольшой выбор различных страховых вариантов, при этом конкретный выборстраховой компании и страховых планов осуществляется страхователемсамостоятельно. Такая система страхования имеет в основном рыночный характер,причем в ней принимают участие частные фирмы различных размеров: от небольшихстраховых компаний до специализированных подразделений огромных компаний,имеющих многоотраслевой характер. Также в этой среде действуют и некоммерческиестраховщики, которые выполняют довольно крупные объемы операций, а такжеиндивидуальные страховщики, товарищества, акционерные общества.

Таможенная политикакак часть внешнеторговой деятельности государства, регламентирующая объем,структуру и условия экспорта и импорта товаров, является важнейшим составнымэлементом механизма научно-технологического развития. Сущность таможеннойполитики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, заключениитаможенных союзов и соглашений, организации свободных зон и т.п.

Высокие таможенные пошлинычасто используются для ограничения импорта изделий, а также приобретениялицензий для технологий, которые могут конкурировать с продукцией, производимойвнутри страны. Однако их слишком широкое применение создает опасность дляразвития свободной конкуренции, что особенно нежелательно для разработки и внедренияпрогрессивных производственных технологий и новых машин.

В связи с этим в настоящеевремя применяются различные структуры ставок таможенных тарифов. Простые(одноколонные) тарифы предусматривают применение единой ставки к товарамданного типа независимо от страны производства.

Сложные (многоколонные) тарифывключают несколько ставок на один и тот же товар в зависимости от страны егопроисхождения. При этом используется разделение ставок на автономные,конвенционные и автономно-конвенционные.

Автономные ставкиустанавливаются государством в одностороннем порядке, конвенционные — всоответствии с договорами, заключенными между странами. Как правило, ставкиконвенционного тарифа оказываются ниже ставок автономных. Применениеавтономно-конвенционных тарифов позволяет государству гибко изменять ставки наввозимые товары в зависимости от изменения содержания торговых соглашений состранами-импортерами и характера импортируемых товаров.

Заключение подобных соглашенийи их неукоснительное выполнение может существенно влиять на деятельностьнаукоемких отраслей промышленности.

Таким образом,институциональная среда в инновационной сфере может быть представлена разнымиорганизационно-хозяйственными укладами, причем, как показывает опыт,наблюдается растущая дифференциация форм хозяйственной организации идеятельности путем взаимопроникновения, переплетения, создания различных формвзаимодействия между партнерами, принадлежащими к разным хозяйственным укладам.

Экономическое пространствостановится более сложным благодаря созданию вертикально и горизонтальноинтегрированных образований, а также структур гибридного типа, сочетающихсвойства и особенности предприятий различных укладов с целью устранениянедостатков и усиления преимуществ каждой из этих форм.

Обсуждаемая вербальная модельсовременного механизма научно-технического развития позволяет увидеть, чтоданный объект представляет собой сложное сочетание учреждений и организацийразличных форм собственности и контроля, разных размеров и производственногоназначения. Однако она дает возможность представить условия, при выполнениикоторых потребители могут получить достаточно широкий выбор инновационных услугвысокого качества и технологического уровня. При этом потребители имеютвозможность свободного выбора поставщиков и производителей, объема и видовуслуг, страховых компаний и планов. Такая структура обладает хорошими стимуламии возможностями для определения производителями наиболее выгодныхорганизационных решений и способов разработки прогрессивных производственныхтехнологий, а надежно разработанные связи с потребителями позволяют найтинаиболее эффективные способы их реализации.

Литература

  1. Багриновский К.А., Бендиков М.А. Некоторые подходы к совершенствованию механизма управления технологическим развитием // Менеджмент в России и за рубежом. — 2001.
  2. Социально-экономическая эффективность: опыт США. Система саморазвития. — М.: Наука, 2000.
  3. Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  4. Мезоэкономика переходного периода. Рынки, отрасли, предприятия. — М.: Наука, 2001.
  5. Наука и общество на рубеже веков. — М.: ИНИОН РАН, 2000.
  6. Багриновский К. А., Бендиков М. А., Фролов И. Э., Хрусталев Е. Ю. Наукоемкий сектор экономики России: состояние и особенности развития. — М.: ЦЭМИ РАН, 2001.

 

1Работа выполнена при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект№ 02-02-00018а).

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».