Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2002 год | Статьи из номера N6 / 2002

О некоторых понятиях стратегического управления

Шеховцева Л.С.,

к.э.н., доцент кафедры экономики народного хозяйства
Калининградского государственного университета

Современная концепция управления экономическими системами разного уровня (страны — региона — компании) — это концепция стратегического управления. Она возникла как ответ на вызовы и угрозы внешней среды: усиление ее нестабильности, рост глобализации, обострение и кардинальное изменение конкурентной борьбы. В результате эволюции систем управления, проходившей под воздействием изменений производства, в 60-70-е годы ХХ в. появился стратегический менеджмент. В начале его методы применялись, в основном, крупными корпорациями, работавшими в более нестабильных условиях внешней среды и имевшими средства на исследования и разработку систем стратегического управления. В дальнейшем идеи и методы стратегического управления стали использоваться компаниями разных размеров и сфер бизнеса, а также некоммерческими организациями и органами государственного управления для обеспечения конкурентного преимущества в рыночных условиях.

В настоящее время стратегическое управление и как система управления, и как наука продолжает динамично развиваться. Возникли разные школы стратегического менеджмента [1], в каждой из которых преобладает тот или иной подход к стратегическому управлению.

Трансформация экономической системы России, ее интеграция в мировое хозяйство также породили бум исследований и практических разработок по стратегическому управлению: стратегий, стратегических планов, программ, проектов и т. д. Например, на уровне региона разработаны такие документы, имеющие стратегический характер, как Федеральная целевая программа (ФЦП) развития Калининградской области, Стратегия развития Сибири, ФЦП социально-экономического развития «Юг России» и другие.

Однако, существующее разнообразие подходов и недостаточно четкое определение содержания результатов стратегических разработок снижают качество управления, требуют уточнения и систематизации вышеназванных понятий (терминов).

Следует отметить, что термины «стратегическое управление» и «стратегический менеджмент» часто используются как синонимы, хотя полная идентичность отсутствует. Это связано с их структурной основой — терминами «управление» и «менеджмент».

Существует множество определений понятия «управление». В общем виде, управление — это деятельность, направленная на достижение определенных целей. Термин «управление» шире, чем «менеджмент», и применяется в разных сферах человеческой деятельности, в живых и неживых системах: например, управление государством, армией, автомобилем, предприятием, управление в технических системах, в компьютерах и т. д. «Английское слово «management», — как справедливо отмечает профессор Б.А. Райзберг, — означающее в переводе на русский язык «управление», менее универсально в сравнении с русским и относится только к административному управлению, руководству (administration, direсtion) Управление государством в английском языке характеризуется термином «qovernment», управление разными техническими средствами звучит как «control», «steering», «driving», «piloting». Поэтому слово менеджмент (management) следует интерпретировать в русском языке не как управление в широком смысле слова, а как руководство, администрирование, организация дела [2, с. 22]». Менеджмент относится, прежде всего, к организациям коммерческого и предпринимательского типа, хотя в последнее время этот термин стал использоваться в более расширенном плане: по отношению к некоммерческим организациям, к государственному управлению экономикой региона, если к последней применяются корпоративные методы управления, и т. п. [3, 5].

В общем виде можно сказать: стратегическое управление (CУ) представляет собой деятельность по разработке миссии, важнейших целей организации и способов их достижения, обеспечивающих ее развитие в нестабильной внешней среде путем изменения и самой организации, и ее внешней среды. Стратегическое управление — это непрерывный процесс выбора и реализации целей и стратегий организации [3].

Эффективность стратегического управления зависит от трех стратегических макроустановок организации: на рост, защиту и развитие [4]. В зависимости от среды возможно преобладание той или иной установки. В современных условиях кардинального изменения экономической системы страны, ее попыток интегрирования в мировую экономику, вступления в ВТО преобладающее значение могут получить установки на повышение конкурентоспособности организации.

Теория стратегического управления основывается на общих методологических подходах к управлению: системном, организационном, процессном и других.

Системный подход предполагает рассмотрение любого экономического объекта как системы, т. е. совокупности взаимосвязанных элементов (подсистем), имеющей вход (ресурсы), выход (результат, цель), связь с внешней средой, прямую и обратную связь [2]. При системном подходе главным является рассмотрение экономического объекта как части внешней среды. В СУ пространство деятельности организации становится более объемным и включает в себя элементы как внутренней, так и внешней среды.

Стратегическое управление осуществляется в экономических системах макро-, мезо-, и микроуровня и обозначается соответственно терминами «стратегическое управление экономикой страны (или региона, или фирмы)», хотя часто слово «экономика» опускается.

При организационном подходе во главу угла ставятся человеческие, социальные факторы и необходимость горизонтальной и вертикальной стратегической координации их деятельности. «Экономическая организация — это искусственно созданные системы, в рамках которых и посредством которых люди взаимодействуют друг с другом, реализуя индивидуальные и коллективные экономические цели» [6, с. 45]. Организации, как и системы, могут дифференцироваться по уровням. Организацией наивысшего уровня является экономика страны в целом [6].

С позиций современной теории бизнес-систем, развиваемой Ефремовым В.С., организация должна рассматриваться как элемент системы более высокого порядка, способный выполнять в ней определенную функцию (функции). Это приводит к удовлетворению определенной потребности и к образованию у организации коммерческого эффекта [4]. В результате важнейшее значение приобретает обеспечение развития организацией своих функций в системе более высокого уровня.

В рыночных системах координация деятельности осуществляется путем рыночного саморегулирования, определяемого и дополняемого государственным и надгосударственным регулированием экономики. Именно в этом контексте используются термины «стратегическое управление социально — экономическим развитием страны (или региона, или компании)».

Стратегическое управление как процесс можно представить в виде последовательности нескольких этапов (рис.1, [7]). Один из классических подходов к стратегическому управлению предусматривает следующие этапы (фазы) этого процесса:

1) определение миссии организации в системе более высокого уровня;

2) стратегический анализ внешней и внутренней среды организации;

3) прогнозирование параметров развития;

4) разработка целей;

5) формирование и выбор стратегии;

6) реализация стратегий;

7) контроль, корректирование и регулирование.

Процесс стратегического управления организацией

Рис. 1. Процесс стратегического управления организацией

При процессном подходе выделяются повторяющиеся процедуры, фазы, т. е. функции стратегического управления. Рассмотренные этапы СУ представляют собой функции стратегического управления: стратегический анализ, стратегическое прогнозирование, стратегическое планирование, стратегическую организацию и мотивацию, стратегический контроль и регулирование. Каждая фаза (функция) СУ заканчивается определенным результатом:

  • стратегический анализ среды — оценкой существующего положения организации, ее конкурентоспособности;
  • прогнозирование — прогнозом ее будущего состояния;
  • выбор миссии, целей и стратегий — запланированной и адаптивной стратегией, стратегическим планом, программой;
  • реализация стратегий, контроль и корректирование связаны с разработкой программ, механизмов функционирования, мотивации (например, СЭЗ), финансирования, организационного и инвестиционного проектирования, контроля, регулирования.

В стратегическом управлении можно выделить три основных этапа:

  • подготовительный, служащий основой информационного обеспечения разработки стратегии;
  • основной этап — этап разработки стратегии;
  • заключительный этап — этап реализации стратегии, корректировки и обратной связи (рис. 2) [3].

На каждом этапе реализуются определенные функции (рис. 2):

  • на первом этапе — это стратегический анализ и прогнозирование внешней и внутренней среды организации;
  • на втором этапе — стратегическое планирование;
  • на третьем этапе — стратегическая организация и мотивация, контроль и регулирование.

Открыть рисунок 2 "Модель стратегического управления фирмой (организацией)" >>>

Таким образом, основные функции выполняются в процессе определенных взаимосвязанных действий и воплощаются в конкретные результаты. Основные результаты стратегического управления могут быть представлены в виде логической цепочки стратегических результатов: диагноз (оценка) — прогноз — стратегия — стратегический план — программа — проект — оценка результатов (последний результат замыкает цепочку с первым результатом). Основными содержательными результатами СУ являются стратегия организации, ее стратегический потенциал и организационная структура.

Сущность любой экономической системы проявляется в ее функциях. Особенностями стратегического управления являются во-первых, нацеленность на достижение результатов во внешней среде, характеризующейся глобальной нестабильностью; во-вторых, появление контура стратегических адаптационных (реактивных) решений, дополняющего контур предвиденных, запланированных стратегических решений; в-третьих, итеративность и непрерывность процесса; в-четвертых, усложнение функций и результатов управления. Это проявляется в следующем:

1) в появлении дополнительных результатов по сравнению с предыдущими системами управления, таких как стратегия, программа и другие;

2) в альтернативности стратегических решений и необходимости выбора;

3) в появлении многоуровневых иерархических решений (пространство или дерево целей, пространство стратегий и др.);

4) в появлении нескольких результатов выполнения одной функции, например, стратегическое планирование может завершаться стратегией, стратегическим планом, программой и другими результатами.

Рассмотрим взаимоотношение похожих, на первый взгляд, понятий, которые относятся к разработке стратегии организации в целом и носят, в основном, документальную форму: стратегия и стратегический план.

Стратегия — это многогранное понятие. Г. Минцберг, Б. Альтсрэнд, Д. Лэмпел [1] определяют его по пяти направлениям как пять «П»:

1) стратегия — это план, руководство, ориентир или направление развития из настоящего в будущее;

2) стратегия — это принципы поведения или модель поведения;

3) стратегия — это позиция;

4) стратегия — это перспектива;

5) стратегия — это прием, маневр с целью перехитрить соперника.

В книгах, учебниках, словарях российских авторов также приводятся разные определения этого понятия, близкие к вышеперечисленным. В «Большом энциклопедическом словаре»(и однотомном, и двухтомном ), в «Экономической энциклопедии» [8, 9, 10] общее определение экономической стратегии отсутствует. В «Большом экономическом словаре» стратегия определяется как «искусство руководства, общий план ведения работы, исходя из сложившейся деятельности на данном этапе развития» [11, с. 675]. В «Современном экономическом словаре» приводится следующее определение: «Стратегия экономическая — долговременные, наиболее принципиальные, важные установки, планы, намерения правительства, администрации регионов, руководства предприятий в отношении производства, доходов и расходов, бюджета, налогов, капиталовложений, цен, социальной защиты» [12, с.324].

В современных условиях, а также учитывая, что в режиме стратегического управления стратегия состоит из двух частей: 1) из запланированных, заранее предусмотренных способов, действий по приспособлению к внешней среде и 2) из реактивных действий на непредвиденные события во внешней среде, будем считать, что стратегия — это система установок и мер, направленных на долгосрочное укрепление конкурентной позиции организации в рамках установленной миссии. Исходя из этого, стратегия — это более общая система действий, чем запланированная стратегия, которая может быть выражена в стратегическом плане.

В связи с внутренней иерархией (структурой) системы стратегия может быть общей для всей организации в целом (общая, базовая, корпоративная, общефирменная стратегия) и частной (для конкретного вида бизнеса — деловой, конкурентной, бизнес — стратегией; для функций управления — функциональной; для структурного подразделения — операционной).

Стратегический план как результат стратегического планирования должен рассматриваться в общей системе планирования организации (стратегический план — тактический план, долгосрочный план — среднесрочный план — краткосрочный план) [13]. В этом контексте, исходя из общего определения плана [10, 11, 14] стратегический план содержит стратегические цели организации, наиболее эффективные способы, этапы и средства, необходимые для достижения этих целей, и систему показателей, определяющих ход работ по достижению поставленных целей. Стратегический план может быть как директивным, так и индикативным.

В заключении отметим, что успешное устойчивое развитие экономики может быть обеспечено в современных условиях только при системном использовании результатов непрерывного стратегического управления в организациях разного уровня.

Литература

 

  1. Минцберг Г., Альстренд Б., Лэмпел Д. Школы стратегий. — СПб: Изд-во «Питер», 2000.
  2. Райзберг Б.А., Фатхудинов Р.А. Управление экономикой: Учебник. — М.: ЗАО «Бизнес — школа» «Интел — Синтез», 1999.
  3. Шеховцева Л.С. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — Калининград: Изд-во КГУ, 2001.
  4. Ефремов В.С. Стратегическое планирование в бизнес-системах. — М.: Изд-во «Финпресс», 2001.
  5. Гутман Г.В., Мироедов А.А., Федин С.В. Управление региональной экономикой. /Под ред. Г.В. Гутмана. — М.: Финансы и статистика, 2001.
  6. Милгром П., Робертс Д. Экономика, организация и менеджмент. — СПБ: Экономическая школа СПб госуниверситета экономики и финансов, 2001.
  7. Шеховцева Л.С. Методология разработки стратегии развития окраинного региона страны в условиях ОЭЗ: Межвуз. сб. науч. тр. /Калининград. ун-т //Под ред. проф. Ивченко В.В. — Калининград, 2000. — С. 20—32.
  8. Большой энциклопедический словарь. /Гл. редактор Прохоров А.М. — М.: Науч. изд-во «Большая Российская энциклопедия», СПб: Норинт, 1997.
  9. Большой энциклопедический словарь /в 2-х томах //Под ред. Прохорова А.М. — М.: Советская энциклопедия, 1991.
  10. Экономическая энциклопедия /гл. ред. Абалкин Л.И. — М.: Экономика, 1999.
  11. Большой экономический словарь /под ред. Азрилияна А.Н. //изд-е 2-е переработанное и дополненное — М.: Ин-т новой экономики, 1997.
  12. Райзберг Б.А., Лозовский Ш., Стародубцева Е.Б.Современный экономический словарь. — М.: ИНФРА-М, 1997.
  13. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. /Учеб. Пособие. — М.: ИНФРА-М, 1999.
  14. Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления. — М.: Норма — ИНФРА, 1999.
  15. Ansoff I. Corporate strategy. — Penguin Books, Middlesex, 1981.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».