Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N5 / 2003

Cовместные и иностранные предприятия в Китае

Савин В.А.,

«Чтобы привлечь иностранных инвесторов,
необходимо обеспечить верховенство закона...»

Джордж Сорос

Законодательство об иностранных инвестициях в Китае состоит из законов, принимаемых Всекитайским собранием народных представителей или Постоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей, и положений, принимаемых Госсоветом страны. В последних развернуто излагается порядок реализации соответствующих законов. Таким образом, процессы привлечения иностранных инвестиций регулируются как законами, так и подзаконными актами. В этом отношении китайское законодательство принципиально совпадает с правовой практикой, применяемой в других странах, в том числе в России.

Нами не отмечено ни одного случая, когда бы тот или иной пункт положения вступал в явное противоречие с формулировками закона. Это немаловажно, особенно если учесть, что в России нередко подзаконные акты не во всем совпадают с установлениями соответствующих законов. В этих случаях на практике в нашей стране, как правило, используются те нормы правовых документов, которые опубликованы последними по времени, а не те, которые зафиксированы в правовых актах более высокого иерархического уровня.

Характерная особенность китайского законодательства состоит в том, что законодательные акты разрабатываются неспешно, основательно и редко подвергаются пересмотру. Положения, разрабатываемые в развитие законов, утверждаются обычно спустя четыре с лишним года после самих законов.

Создается впечатление, что в Китае действуют согласно известной пословице: «бу па мань, чжи па чжань» — «не бойся, что медленно идешь, бойся остановиться». Что касается подзаконных актов в России, то они зачастую появляются вскоре после опубликования законов, но содержат обычно только порученческие пункты (таковы, например, многие постановления правительства РФ). Конкретные меры, предусматривающие запуск механизма реализации законов, как правило, содержатся в многочисленных инструктивных указаниях Минфина, МЭРТ, Центробанка, ГТК и других министерств и ведомств.

Отметим тщательную проработку деталей в китайском законодательстве, особенно в подзаконных актах, что способствует реализации установлений на практике. Напротив, в России внедрение в жизнь законов, даже хороших и вполне продуманных, встречается с известными трудностями. На память приходит нравоучение из «Истории одного города» М.Е. Салтыкова-Щедрина. Параграф Устава «О нестеснении градоначальников законами» гласил: «Ежели чувствуешь, что закон полагает тебе препятствие, то сняв оный со стола, положи под себя».

В китайском законодательстве об иностранных инвестициях имеются четкие и недвусмысленные указания о роли центральной исполнительной власти, в том числе Министерства внешнеэкономических связей и внешней торговли страны. Последнее, в частности, наделено правом толкования установлений об иностранных инвестициях.

Китайское законодательство об иностранных инвестициях отличается жесткостью, скрытыми и явными угрозами и предупреждениями в адрес потенциальных партнеров по сотрудничеству, подчеркиванием односторонних интересов Китая. (Определенным исключением следует признать «Положение об особых экономических зонах провинции Гуандун», где используются сдержанные, принятые в мировой практике, формулировки.)

При этом для китайского законодательства характерны серьезные недостатки:

  • отсутствие четкого указания о том, каким именно является применяемый режим иностранного инвестирования (национальный режим и/или режим наибольшего благоприятствования);
  • отсутствие четко прописанных гарантий для иностранных инвесторов. По существу нет гарантий, что экономические условия инвестирования, существовавшие в момент заключения договора или соглашения, будут стабильными на весь период сотрудничества или, по крайней мере, на длительный срок (пять-десять лет). В большинстве случаев законодательством предписывается, что сотрудничество в инвестиционной области имеет ограниченные сроки. Видимо, китайское руководство считает такое сотрудничество вынужденной, временной мерой;
  • для инвестиционного сотрудничества в рамках совместного предпринимательства поставлено ограничение минимальной доли иностранных инвестиций (не ниже 25%);
  • для решения вопроса о регистрации предприятий с иностранными инвестициями в большинстве случаев (кроме кооперационных предприятий с китайским и иностранным участием) требуется не менее трех месяцев. О заявительной системе регистрации предприятий с иностранными инвестициями речь вообще не идет;
  • китайское законодательство содержит весьма жесткие предписания относительно закупок товаров на китайском внутреннем рынке;
  • китайское законодательство содержит строгие предписания в части объемов продаж товаров отечественного производства на международном рынке;
  • требования к иностранным инвесторам до мелочей зарегулированы по срокам, графикам и последовательности формирования уставных фондов предприятий с иностранными инвестициями, а также по качеству и техническому уровню оборудования и других материальных ресурсов, ввозимых в качестве товарного наполнения уставных фондов;
  • иностранные инвесторы поставлены в чрезмерно строгие рамки ведения бухгалтерского учета, осуществления валютных и финансовых расчетов[1], [2].

По сравнению с китайским законодательством соответствующее законодательство России в области совместного предпринимательства значительно совершеннее и в большей мере учитывает интересы как отечественных, так и иностранных партнеров по сотрудничеству. Правда, отмечая более высокое качество российского законодательства об иностранных инвестициях, его более гуманный характер, нельзя не видеть и его слабости. Говоря о законотворческой деятельности Государственной Думы РФ в целом (что несомненно включает и работу над законопроектами в области иностранных инвестиций), член Госдумы Константин Боровой заметил, что думские заседания — «это очень дорогая имитация деятельности. Основные законы, которые принимает Дума, это законы о том, что вода должна быть чистой и прохладной. Или был очень смешной закон о распространении электромагнитных сигналов на спутнике. Это вообще-то закон физики, но депутаты его подтвердили» [3]. Видимо, в этих условиях трудно ожидать, что наши законы будут отвечать эталону качества.

Что касается китайского законодательства, то его серьезные недостатки, по всей вероятности, сопряжены прежде всего с невозможностью неангажированного обсуждения разных точек зрений и жесткостью централизованного государственного управления.

Китайская Народная Республика добилась крупных успехов в привлечении инвестиционных ресурсов из-за рубежа. Однако это, по нашему мнению, происходит в основном не благодаря законодательству об иностранных инвестициях, а вопреки ему. На инвестиционный климат Китая определяющее воздействие, видимо, оказывают многие другие факторы, в их числе: относительная стабильность политической и экономической ситуации, высокое качество китайской рабочей силы при ее относительно низкой стоимости, значительная доля участия в финансировании капитального строительства так называемых хуацяо (этнических китайцев, проживающих за рубежом), особая роль Гонконга, Макао и Тайваня. Западные страны, прежде всего США и Япония, заинтересованы в проникновении на рынок Китая, в том числе с целью оказания воздействия на внутреннюю и внешнюю политику страны с самым большим населением в мире. При этом по размеру территории и запасам ресурсов, в том числе некоторых уникальных, Китай — одна из наиболее крупных стран на Земле.

Инвестиционную политику Китая необходимо анализировать с учетом общей экономической ситуации в стране. Но сделать это не так просто.

Немало международных экспертов, в том числе специалисты Всемирного банка, в последние годы стали подвергать сомнению официальные китайские данные о величине и темпах роста ВВП в Китае. Если сверить разные данные, то можно сделать вывод, что темпы экономического роста за 1979-1997 гг. составили 5—6% в год, но никак не 9,6% [4].

Эта же проблема затрагивается в публикации журнала «Внешнеэкономический бюллетень» за 2003 год, №7 [5]. Согласно ей обычно оценки китайской экономики базируются на безусловном принятии данных, сообщаемых официальными статистическими органами КНР в качестве достоверных. Однако сам факт публикации итоговых цифр о ВВП в день окончания статистического года и крайне редкое уточнение такой статистики в последующий период вызывают определенные сомнения в корректности этой информации у объективных наблюдателей.

Экономист компании «Goldman, Sachs & Co» (Гонконг) Д. Андерсон [5] предложил методику получения более точных, по его мнению, данных, которые в максимальной степени устраивали бы международных инвесторов. В отличие от китайских исследователей Андерсон и коллеги в основном не учитывают данные о производстве в крупных компаниях, так как именно для них местные органы имеют определенные стимулы завышать статистические данные. Вместо этого они обращают внимание на ту официальную статистическую информацию, которая поддается манипуляциям в наименьшей степени. К ней относятся, например, сведения о внешней торговле, объеме перевозок, пассажиропотоке на авиационном или железнодорожном транспорте, масштабах строительных работ, энергопотреблении.

На основе такой методики исследователи сделали вывод, что официальная китайская статистика нередко не соответствует действительности, однако искажения не всегда допускаются в ту сторону, которая западному наблюдателю представляется наиболее вероятной. Например, согласно официальной статистике прирост ВВП КНР в 2002 г. был равен 8,5%, а по расчетам «Goldman» — более 9,6%. Однако в середине и в конце 90-х годов, когда Китай испытывал проблемы из-за снижающихся цен, замедления спроса на экспортируемые товары и закрытия государственных предприятий, экономический рост, по официальным данным, составлял 7,8 —14,4%, тогда как по выкладкам «Goldman» он равнялся 3,5—10,6%. Таким образом, в Китае как бы сглаживают пики и спады в развитии национальной экономики. Американский еженедельник «Business Week» отмечает, что Китай не заинтересован в том, чтобы в мире сложилось впечатление о замедлении роста национальной экономики, об опасности ее перегрева, о невозможности сохранения высоких темпов развития. Андерсон полагает, что «существует заинтересованность в создании впечатления о стабильности». Что касается будущего, то он считает, что поразительные результаты 2002 г. вряд ли удастся повторить, и тем не менее рост в Китае будет впечатляющим.

Проследим, какие практические последствия вытекают из описанных предпосылок. Немецкое консалтинговое агентство «Roland Berger und Partner» совместно с представительством германских фирм и посольством ФРГ в Пекине провело опрос среди 1200 действующих в Китае немецких компаний [5]. Другое консалтинговое агентство, «Fiducia», имеющее свои бюро в Гонконге, Шанхае и Пекине, опросило 200 фирм ряда европейских стран, также инвестировавших свои капиталы в Китае.

Эти агентства констатировали, что в Китае заработать хорошую прибыль нелегко. Пока только 15% европейских фирм, работающих в Китае, имели прибыль.

По данным агентства «Roland Berger und Partner», на проблемы чаще всего жалуются крупные немецкие компании в Китае, тогда как малые и средние германские предприятия чувствуют себя более-менее удовлетворительно. При этом на компании с числом сотрудников менее 100 человек приходится 42% общего числа компаний, менее 500 сотрудников — 45%. (Здесь и далее использованы материалы ВНИКИ.)

При выборе места деятельности предприятий с иностранными инвестициями государственные стимулы, предоставляемые в особых экономических зонах, играли не очень существенную роль. В них обосновались 25% опрошенных фирм. В большинстве же случаев территориальное размещение совместных предприятий определялось местонахождением китайских партнеров по сотрудничеству. Между тем проведенный агентством опрос показал, что такое решение было ошибочным.

Политические условия в Китае и финансовый кризис в Юго-Восточной Азии не очень беспокоили немецких инвесторов. Более половины респондентов видят главный фактор риска в обострении конкурентной борьбы. Тем не менее 58% этих фирм считают себя лидерами в Китае, а 17% полагают, что занимают там удовлетворительное второе место.

Ниже приведены данные,иллюстрирующие удельный вес проблем, мешающих успешной деятельности немецких фирм в Китае (согласно данным опроса, проведенного консалтинговым агентством «Roland Berger und Partner», в % от численности опрошенных)*:

Неоправдавшиеся ожидания — 63%
Различные цели партнеров по СП — 59%
Проблемы со сбытом продукции — 41%
Неправильный выбор юридической формы предприятия — 40%
Неправильный выбор клиентов (заказчиков) — 40%
Неудовлетворительное планирование и подготовка — 38%
Неподходящая, слишком дорогая производимая продукция — 37%
Недостаточная поддержка материнской компании — 34%
Семейственность, политическое давление — 28%

* (Отвечая на вопросы, респонденты называли не одну, а несколько проблем, мешавших работе.)

Судя по ответам, респонденты более всего озабочены неоправдавшимися надеждами, несовпадением целей, преследуемых партнерами, проблемами со сбытом продукции, неправильным выбором юридической формы предприятия и неправильным выбором клиентов (заказчиков).

Вместе с тем респонденты отмечали, что за последнее время условия деятельности немецких фирм в Китае существенно улучшились. Это относится, в частности, к инфраструктуре, к обслуживанию и уходу за машинами, к снабжению сырьем, к качеству продукции. Хотя и в названных областях остались нерешенные проблемы.

Тем не менее немецкие фирмы (94% опрошенных) намерены продолжать вкладывать капиталы в экономику Китая, правда, только 67% из них в том же месте и только 61% — в прежней юридической форме.

По данным консалтингового агентства «Fiducia», более половины иностранных фирм недовольны своими китайскими партнерами по сотрудничеству. Причиной этого, по их мнению, являются коррумпированность и некомпетентность. Перспективы развития германо-китайских СП оцениваются как неблагоприятные. Немецкие фирмы не заинтересованы в создании СП, так как очень часто между немецкой и китайской сторонами в СП возникают разногласия (цели партнеров не совпадают в 60% совместных предприятий).

Согласно опросам «Fiducia» почти половина европейских фирм в Китае сталкивается с трудностями в сбыте своей продукции, вследствие чего 54% из них не выполнили свои планы, а 76,5% хотят избавиться от китайских партнеров. Европейские компании, считает агентство, совершили ошибку, доверив сбыт своим партнерам, так как лишь немногие китайские фирмы имеют представление о маркетинге. Успешно действующие компании либо имеют несколько каналов сбыта, либо создали собственные сбытовые фирмы.

Каждая вторая европейская фирма сталкивается с кадровыми проблемами: им трудно подобрать и удержать подходящий персонал. Уровень зарплаты в стране значительно вырос. Поэтому успешно работающие в Китае германские фирмы, а также фирмы других стран уделяют большое внимание стимулированию производительности труда сотрудников. Конфликты в китайском управленческом аппарате нередко приводят к банкротству совместных предприятий.

По данным того же агентства, Гонконг утрачивает свою роль главной резиденции европейских фирм, действующих в Китае: 45% опрошенных европейских компаний хотят переместить свои центральные офисы в Пекин, ближе к китайским правительственным ведомствам, а 35% предпочли бы иметь офисы в Шанхае.

Хотя опросы, о которых говорилось выше, охватывают сравнительно небольшое число совместных и иностранных предприятий, действующих в Китае, полученные результаты являются, видимо, довольно представительными и отражают картину, далекую от идеальной. В функционировании предприятий с иностранными инвестициями на территории Китая есть еще немало проблем.

Литература

  1. КНР. Конституция и законодательные акты. — М., Прогресс, 1984.
  2. Шевель И.Б. Развитие системы валютного регулирования в Китае // Внешнеэкономический бюллетень. — 1997. — № 12.
  3. Крюкова А. Константин Боровой в роли перчика. (Интервью с К. Боровым.) // Независимая газета — Круг жизни. — 1998. — № 6. С. 4.
  4. Илларионов А., Гельбрас В.Г. Проводят ли китайские товарищи терапию?. — Известия. — 1998, 1 апр. — С. 5.
  5. Тяпышев О.Г. К дискуссии о темпах роста китайской экономики // Внешнеэкономический бюллетень. — 2003. — № 7. — С. 22—23.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».