В 1992 году в Рио-де-Жанейро состоялась большая международная конференция, посвященная развитию взаимоотношений природы и общества. Это событие стало замечательным уже потому, что в нем принимали участие не только крупные ученые, но и главы государств и известные политики. Тем самым получило отражение то обстоятельство, что проблемы взаимоотношения природы и общества становятся всё более значимыми не только в мире науки; их значение и место в судьбах людей начинают понимать и политики, и экономисты. Значит, это понимание может влиять на выработку политических и экономических решений. Центральным событием конференции стало обсуждение доклада возглавляемой госпожой Гру Харлем Брундтланд (в то время — премьер-министра Норвегии) Комиссии ООН по окружающей среде и развитию. В докладе, подготовленном ещё в 1987 году и активно обсуждавшемся в мире, был сформулирован принцип sustainable development, впоследствии переведённый на русский язык как принцип устойчивого развития [1]. Анализируя и разъясняя отечественной аудитории смысл нового понятия, Н.Н.Моисеев [2] подчёркивал, что в популяционной теории используется термин sustainability, означающий такое поведение популяции, которое не ведёт к разрушению её ниши. Таким образом, если следовать исходному толкованию, принцип sustainable development должен означать такое развитие экономики, которое было бы согласовано с условием предотвращения деградации окружающей среды. Конференция в Рио рекомендовала всем государствам создать национальные программы подобного развития экономики [3].
Аналогичная конференция 2002 года в Йоханнесбурге продемонстрировала, что среди всех националь-ных программ, может быть, только одна — Sustainable Nederlanden (Нидерланды) — отвечала первоначальному замыслу и была научно обоснована [4]. Все остальные сводили реализацию принципа устойчивого развития к проблемам технологического или технического характера. В России устойчивое развитие в течение долгого времени воспринималось как синоним охраны окружающей среды. Центральный компонент — развитие общества, развитие экономической системы — в этом контексте практически не рассматривался.
Интересно, что деловые круги восприняли появление нового принципа в качестве сигнала, свидетельствовавшего о неотложной необходимости изменения отношения бизнеса к экологическим и социальным проблемам. Если не на фундаментальном уровне, то, по крайней мере, на уровне заявлений и намерений. Ещё в 1990 году была разработана и опубликована Хартия «Бизнес и устойчивое развитие» [5], провозгласившая: «Экономический рост создаёт все условия, необходимые для сохранения экологического равновесия и достижения социальных целей (целей человеческого развития), которые и обусловливают устойчивость развития. Динамичный и ответственный бизнес представляет собой движущую силу устойчивого развития экономики и формирует управленческие, финансовые и технические ресурсы, необходимые для решения проблем состояния окружающей среды» [5]. Созданный в 1990 году Совет деловых кругов по устойчивому развитию разработал и опубликовал документ стратегического значения «Меняя курс» [6].
Вероятно, в 70-е годы XX века и Хартия, и стратегия Совета деловых кругов могли остаться лишь декларациями, литературными упражнениями, но на рубеже веков развитие гражданских институтов, экономики и информационных технологий вплотную приблизило мир к понятию «информационное общество». И вновь деловые круги откликнулись на только начавшие формироваться потребности, на сей раз — в форме политического документа Европейского Союза «К общей ответственности», в котором было подчёркнуто: «Совершенно необходимо создать условия для более активного вовлечения всех заинтересованных сторон в разработку и практическое осуществление экологической политики. Человек как гражданин должен иметь доступ к тем сведениям, которые нужны для наблюдений и контроля за деятельностью производственного сектора, а как потребитель должен располагать информацией для осознанного выбора продукции и услуг» [7]. Таким образом, идея подотчётности бизнеса обществу, обеспечения доступа заинтересованных сторон к информации об экономической, экологической и социальной результативности компаний начала получать не только все более широкое распространение, но и практическое воплощение.
Не ставя перед собой задачи детально проследить дальнейшее, фактически экспоненциальное развитие инициатив в этой области, отметим, тем не менее, один очень важный факт. В 1997 году Коалиция за экологически ответственный бизнес в партнёрстве с Программой ООН по окружающей среде сформировала движение (а впоследствии создала организацию), получившее название Global Reporting Initiative (GRI) — Глобальная инициатива по отчётности. Этот шаг был направлен на то, чтобы повысить качество, строгость и полезность отчётности в области устойчивого развития. Это означает не признание того, что за десятилетие, прошедшее c момента формулирования принципа sustainable development, открытая отчётность организаций в области устойчивого развития получила настолько широкое развитие, что потребовала упорядочения подходов к обеспечению её качества.
В Российской Федерации, однако, эта сфера деятельности остаётся малоизвестной. Крупнейшие компании («Газпром», «ЮКОС», «Лукойл») готовят и распространяют открытые отчёты [8—10], но, с одной стороны, они традиционно воспринимаются обществом как рекламные акции, а с другой — с точки зрения собственно открытости (не формальной, а фактической) содержания, взаимодействия с заинтересованными сторонами и являются рекламными. При этом подавляющее число организаций РФ не рассматривают подготовку открытой отчётности в числе ближайших перспектив развития. Подчеркнем, что рекомендации GRI на русском языке, доступные в сети Internet (http://www.14000.ru/reporting) благодаря поддержке Министерства иностранных дел Великобритании и усилиям общественной организации «Эколайн», очень сложны и формализованы и могут рассматриваться скорее как информация о международных подходах, чем как руководство к действию для отечественных предприятий [11, 12]. Впрочем, в предисловии разработчиков чётко сказано, что любая организация может использовать руководство в качестве неформального пособия или осуществлять рекомендации поэтапно1. Однако документ содержит анализ тех тенденций, которые обусловили бурное развитие открытой отчётности в области устойчивого развития (далее — открытой отчётности). Рассмотрим эти тенденции детальнее.
Рост глобализации. Расширение глобальных рынков капитала и развитие информационных технологий открывают широчайшие возможности для создания нового богатства. В то же время рост богатства не приводит к автоматическому уменьшению социального неравенства. В то время как государственные и неправительственные организации играют существенную роль в процессе глобализации, его движущей силой остается деятельность корпораций. Именно поэтому все стороны, включая корпорации, ищут новую форму отчётности, которая достоверно отражала бы последствия деятельности компаний независимо от времени, места и формы её осуществления.
Поиск новых форм глобального регулирования. Глобализация ставит под сомнение способность существующих международных и национальных институтов эффективно регулировать деятельность корпораций. В качестве одной из иллюстраций потребности в таком регулировании выступает растущий интерес к разработке обязательной международной конвенции о подотчётности корпораций. Глобальная экономика, не связанная границами, требует столь же независимых от границ структур регулирования, которые могли бы содействовать направлению деятельности частного сектора к достижению результатов, благоприятных с социальной и экологической, а также экономической точек зрения. Новые модели международного регулирования и даже управления, затрагивающие такие области, как выбросы парниковых газов в атмосферу, разрушение озонового слоя и т.п., представляют собой примеры инициатив нового поколения, призванных адаптировать управление к возрастающей сложности и взаимосвязанности мира. Ключевым моментом всех этих создающихся моделей является потребность в более высоком уровне открытости.
Реформа корпоративного управления. В настоящее время возрастает давление на корпорации в направлении установления и поддержания высоких стандартов менеджмента. По мере того как общество наблюдает рост влияния корпораций на изменения в экономике, социальной сфере и состоянии окружающей среды, инвесторы и другие заинтересованные стороны ожидают от их руководителей и менеджеров соответствия высочайшим стандартам этики, открытости, внимания к происходящим процессам и реагирования на запросы различных сторон. Независимость членов советов директоров, участие высшего руководства в других партнёрствах, схемы компенсации и материального поощрения, добросовестность аудиторов — эти вопросы вызывают всё большее внимание. Эффективность корпоративного управления зависит от доступа к адекватной информации высокого качества, которая позволяет отслеживать динамику результативности и способствует развитию новых форм взаимодействия с заинтересованными сторонами. Недавние инициативы в области корпоративного управления (комиссия Кэдбери [13], доклад Тернбулла [14] в Велико-
британии, подготовленные Организацией экономического сотрудничества и развития «Принципы корпоративного управления», [15] Форум Всемирного банка по корпоративному управлению) демонстрируют растущие ожидания относительно стандартов корпоративного поведения.
Роль стран с развивающейся экономикой в глобальном масштабе. Те же тенденции, связанные с глобализацией, подотчетностью и управлением, которые имеют место в развитых странах, наблюдаются и в государствах с развивающейся экономикой. Такие страны, как Бразилия, Индия и ЮАР, являются полноценными участниками процесса глобализации. Технологические новшества и потоки капитала, которые служили двигателем глобализации на протяжении последнего десятилетия, к настоящему времени проникли и в эти страны, превратив их во влиятельных региональных и глобальных игроков на экономической сцене XXI века. В то же время общепринятые подходы к менеджменту и требования подотчётности распространяются по сложившимся глобальным цепям поставщиков, оказывая влияние на все сегменты цепи. Идея подотчётности корпораций, которая первоначально относилась только к крупным транснациональным корпорациям, трансформируется в широкое движение, которое затрагивает компании любых масштабов во всем мире.
Россию и новые независимые государства в целом принято относить к странам с переходной экономикой. Они играют всё большую роль в процессе глобализации. За последнее десятилетие в России широкое распространение получили системы менеджмента качества, растет число компаний, использующих международные подходы экологического менеджмента, обеспечения безопасности труда и здоровья персонала, промышленной безопасности [16]. По всей вероятности, большая часть руководителей российских компаний не осведомлена о том, что разработка стандартов систем экологического менеджмента была осуществлена по инициативе Совета деловых кругов по устойчивому развитию, но главное то, что эти подходы получают распространение и что в России есть стороны, заинтересованные в адекватном применении принципов экологического менеджмента и социальной ответственности.
Рост внимания к организациям и ожиданий от них. Распространение Internet и новых коммуникационных технологий способствует росту информационных потоков в глобальном масштабе, а также делает процессы обратной связи более быстрыми и мощными. Потребители, опираясь на растущее количество публикаций по вопросам устойчивого развития, получают доступ к информации об организациях с беспрецедентным количеством подробностей. Компании среди прочего сталкиваются с тем, что их клиенты и заказчики более четко формулируют свои ожидания относительно вклада компании в устойчивое развитие. Российские пользователи сети Internet активно участвуют в форумах, открытых на сайтах различных отечественных компаний. В качестве примеров можно привести начинания НК «ЮКОС» [18] и Рязанской ГРЭС [19] — организаций, значительно отличающихся друг от друга с точки зрения отрасли, масштабов деятельности, заинтересованных сторон.
Оценка достижений в области устойчивого развития. По мере того как устойчивое развитие получало широкое распространение в качестве основы общественной политики и организационной стратегии, многие организации обратили внимание на проблему практической реализации этой концепции. Потребности в более точной оценке достижений организации, а также в соотнесении намечаемых целей с широким кругом внешних факторов повысили актуальность задачи выработки признанной системы показателей результативности в области устойчивого развития.
Заинтересованность государств в отчётности в области устойчивого развития. В 1997 году, когда делались первые шаги по созданию GRI, интерес правительств к интеграции экономической, экологической и социальной отчётности был незначительным. В настоящий момент имеется множество добровольных, законодательно определенных и используемых при регулировании деятельности инициатив. В Австралии, США, Республике Китай (Тайване), Японии и ряде стран Европейского союза, таких, как Франция, Нидерланды, Великобритания, Дания, быстро развиваются требования и стимулы, направленные на расширение рамок традиционной финансовой отчетности и включение в неё нефинансовой информации. Движущей силой некоторых инициатив являются цели национальной экологической и социальной политики, других — стремление инвесторов получить более полную информацию о результативности корпорации, используя механизмы регулирования оборота ценных бумаг.
Отметим, что в России в течение последнего десятилетия был выпущен ряд указов Президента РФ, посвящённых разработке концепции и стратегии устойчивого развития; сформулированы приоритеты экологической политики, подготовлены «Национальный план действий РФ по охране окружающей среды» (1999—2001 гг.) [20] и Экологическая доктрина Российской Федерации [21]. Тем не менее, как мы уже отмечали, концепция устойчивого развития в её изначальном понимании не получила широкого распространения в России; более того, частое отождествление sustainable development и охраны окружающей среды привело к недооценке идеи поиска равновесия экономически, социально и экологически обоснованных целей развития. В отечественной литературе всё чаще появляется словосочетание «экологически устойчивое развитие», которое не имеет смысла ни с позиций классической экологии, ни с точки зрения sustainable development.
Но описанные проблемы восприятия принципов устойчивого развития никоим образом не могут остановить процесс глобализации. Развитие рыночной экономики и гражданского общества в России, поэтапная интеграция России в мировое сообщество, выход на международные рынки, признание в России международных подходов к менеджменту (на уровне теории и практики) создают условия, в которых инициативы в области открытой отчётности не смогут не распространяться.
Заинтересованность финансовых рынков в отчётности в области устойчивого развития. Финансовый сектор медленно, но верно осваивает отчётность в области устойчивого развития в качестве одного из аналитических инструментов. Отчасти под давлением растущего спроса со стороны институциональных и индивидуальных инвесторов на социально значимые и этически приемлемые финансовые инструменты каждый год появляются новые «социально ответственные» финансовые индексы. Одновременно с этим развиваются исследования связей между деятельностью корпорации в области устойчивого развития и стоимостью её акций. Связи между результативностью компании в области устойчивого развития и ключевыми факторами, определяющими ее ценность, такими, как репутация, имидж бренда и оценки будущих активов, побуждают широкие финансовые рынки к поиску новых инструментов анализа и предсказания ценности бумаг на рынках капитала.
Возникновение учёта нового поколения. В конце XX века были достигнуты впечатляющие результаты в гармонизации финансовой отчётности во всем мире. Именно богатые традиции финансовой отчётности, постоянно развивающейся с целью адекватного отражения финансового состояния организации, послужили примером для эволюции GRI. Однако в настоящее время многие наблюдатели, включая и специалистов в области финансов, признают, что методики, разработанные для отражения традиционной экономики прошлого, не могут послужить основой для описания информационной экономики наших дней. Оценка традиционных материальных активов (зданий, оборудования и материалов) должна быть дополнена оценкой нематериальных активов: человеческого капитала, экологического капитала, соглашений и партнёрств, брендов и репутации. Некоторые консалтинговые группы начали новые программы в таких категориях, как «деловая отчётность» или «анализ нематериальных активов», для того чтобы исследовать, как должны быть модифицированы стандарты учёта с целью отражения и этих факторов стоимости. Ожидается появление новых концепций риска, возможности и неопределённости.
Описанные тенденции известны менеджерам, стремящимся повысить конкурентоспособность своих компаний в условиях глобализации. Для более чем двух тысяч компаний, развивающих экономическую, экологическую и социальную отчётность, экономическая оправданность такой отчётности является хорошо известным фактом. Хотя вряд ли каждая компания сможет получить полный спектр потенциальных выгод от внедрения такой отчётности, наблюдатели указывают на распространенность в деловом сообществе нескольких позиций, подчеркивающих серьезную значимость открытой отчётности для развития менеджмента организаций и тем самым выступающих в качестве мотивов её разработки и распространения.
- Эффективный менеджмент в глобальной экономике, где информация (как достоверная, так и недостоверная) распространяется со скоростью электромагнитной волны, требует опережающего подхода. Оценка результативности (как прошлой, так и ожидаемой), а также соответствующая отчётность являются необходимым инструментом менеджмента в современном мире — динамичном, соединённом скоростными линиями связи, новости в котором публикуются 24 часа в сутки.
- Стратегические и текущие проблемы, с которыми сегодня сталкиваются компании, требуют непрерывного диалога с инвесторами, потребителями, поставщиками, общественностью и сотрудниками. Отчётность является ключевым элементом, необходимым для построения, поддержания и постоянного развития взаимодействия с заинтересованными сторонами. Отчёты могут послужить инструментом информирования об экономических, экологических и социальных возможностях и трудностях организации, причем гораздо более совершенным, чем простые ответы на запросы заинтересованных сторон. Открытость и откровенный диалог по вопросам результативности, приоритетов и планов на будущее, связанных с устойчивостью, позволяют развивать партнёрские отношения и укреплять доверие.
- Отчётность в области устойчивого развития является средством, которое помогает на стратегическом уровне связать зачастую изолированные функции корпорации — финансы, маркетинг, исследования и разработку новой продукции и услуг. Отчётность в области устойчивого развития дает толчок внутренним процессам взаимодействия и обмена информацией, которые иначе не возникли бы.
- Процесс подготовки отчёта в области устойчивого развития позволяет выявить потенциальные проблемные области и неожиданные возможности в цепях поставщиков, среди населения, во взаимоотношениях с государственными органами, в управлении репутацией и брендами. Отчётность позволяет организации предвидеть потенциально негативное развитие событий до того, как оно станет неприятным сюрпризом.
- Отчётность в области устойчивого развития позволяет совершенствовать способности менеджеров оценивать вклад своей организации в природный, человеческий и социальный капитал. Такая оценка существенно расширяет возможности, предоставляемые традиционной финансовой отчётностью, и формирует более полную картину долгосрочных перспектив. Отчётность помогает выявить социальный и экологический вклад организации, а также «ценность предложения с точки зрения устойчивого развития», связанную с её продукцией и услугами. Такая оценка необходима для поддержания и укрепления «этического мандата» существования компании.
- Отчётность в области устойчивого развития может способствовать снижению нестабильности и неопределенности цен на акции открытых акционерных компаний, а также уменьшению стоимости привлечения капитала. Более полное и регулярное раскрытие информации, включая значительную часть тех сведений, которые аналитики стремятся получать от менеджеров по конкретным поводам, может повысить финансовую стабильность компании, избежав существенных изменений в поведении инвесторов в качестве реакции на несвоевременное или неожиданное раскрытие информации.
Лидеры GRI подчеркивают, что на протяжении 2000-2002 годов эти факторы, действуя совместно и по отдельности, способствовали росту интереса к «Глобальной инициативе по отчётности». В 2002 году был выпущен новый вариант «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» [11], учитывающий как опыт прошлых лет, так и современные тенденции изменения внешней и внутренней среды организаций.
В общем случае любая компания может придерживаться собственных подходов к разработке и распространению открытой отчётности; заинтересованные стороны при этом свободны в оценке получаемой информации. Но растущий поток сведений необходимо систематизировать, предоставив как пользователям, так и самим разработчикам возможность основываться на определенных принципах интерпретации и оценки деятельности организации. Следование этим принципам способствует единому пониманию всеми сторонами положений, на которых основан подготовленный отчёт.
Одиннадцать принципов, выделенных разработчиками «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» [11, 12], помогают обеспечить то, что отчёты:
- представляют сбалансированную и обоснованную картину экономической, экологической и социальной результативности и тем самым позволяют оценить вклад организации в устойчивое развитие;
- предусматривают возможность анализа достигнутых изменений во времени (путём сравнения с предыдущими и/или последующими отчетами);
- способствуют сопоставлению результатов различных организаций;
- достоверно отражают вопросы, значимые для заинтересованных сторон.
Все принципы организованы в четыре группы. К системообразующим отнесены открытость, взаимодействие с заинтересованными сторонами и верифицируемость. В число принципов, определяющих решения о том, что следует включать в отчёт (о его содержании), включены полнота, значимость и учёт контекста устойчивого развития. Качество и достоверность отчёта определяются точностью, объективностью отражения информации и сопоставимостью. Наконец, доступность отчета определяется его ясностью и своевременностью.
Принципы открытости и взаимодействия с заинтересованными сторонами представляют собой отправную точку процесса отчётности и тесно переплетены со всеми остальными.
Принципы контекста устойчивого развития, полноты и значимости играют ключевую роль в определении того, что следует включать в отчёт. Отчётность должна способствовать помещению результативности организации в более широкий контекст проблем, рисков и возможностей устойчивого развития. Информация, включаемая в отчёт, должна удовлетворять требованию полноты в смысле границ отчётности (например, подразделений организации, охваченных отчётом), сферы отчётности (например, аспектов или проблем, отраженных в отчёте), а также временных рамок. Наконец, информация, представленная в отчёте, должна быть значимой для принятия решений заинтересованными сторонами.
Качество и достоверность содержания отчёта зависит от следования принципам объективности, сопоставимости и точности. Отчёты должны быть сопоставимы с предыдущими или последующими отчётами той же организации, а также отчетами других организаций. Информация должна быть в достаточной степени точной и достоверной, чтобы её можно было использовать для принятия решений. Не менее важно то, что содержание отчёта должно быть представлено объективным и сбалансированным образом.
Принципы ясности и своевременности определяют практическую доступность отчёта. Заинтересованные стороны должны получить информацию в легко понятном для них виде и в тот период времени, когда возможно её практическое использование.
Наконец, принцип верифицируемости тесно связан с сопоставимостью, точностью, объективностью и полнотой. Его содержанием является возможность продемонстрировать, что как процесс, лежащий в основе подготовки отчёта, так и само содержание отчёта отвечают стандартам качества, достоверности и другим аналогичным ожиданиям.
Принципы открытой отчетности заслуживают того, чтобы рассмотреть их подробнее (табл.1). С одной стороны, они нуждаются в дополнительном разъяснении для российского читателя, на продолжении десятилетий имевшего доступ лишь к чрезмерно усредненной, агрегированной на уровне отрасли, области, а то и страны, лишенной индивидуальности и нередко отнесенной к 1913 году информации о развитии производства. С другой стороны, читатели получат возможность оценить открытые отчёты российских компаний, рассмотреть детальнее, как именно подготовлены эти документы и как они совершенствуются со временем (ОАО «Газпром», например, публикует открытые экологические отчёты уже в течение восьми лет).
Таблица 1
Принципы открытой отчетности в области устойчивого развития
№ п/п |
Группы принципов |
Смысл и содержание принципов |
1 |
Системообразующие принципы: открытость, взаимодействие с заинтересованными сторонами и верифицируемость |
Открытость означает полное раскрытие процессов, процедур и предположений, лежащих в основе подготовки отчета, и является необходимым условием доверия к нему. Согласно этому принципу, независимо от конкретного формата или содержания отчета, пользователи должны быть полностью проинформированы о процессах, процедурах и предположениях, использован-ных при подготовке информации отчета.
Взаимодействие с заинтересованными сторонами подразумевает систематическое вовлечение заинтересованных сторон во взаимодействие, чтобы с их помощью сконцентрироваться на значимых вопросах и последовательно улучшать качество отчетов. Принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами основан на той предпосылке, что интересы этих сторон являются неотъемлемым элементом осмысленного процесса отчетности и должны быть учтены в ходе подготовки отчета. Организациям следует стремиться вовлечь в этот процесс как те стороны, которые непосредственно затронуты ее деятельностью, так и тех, кто затронут косвенно.
Принцип взаимодействия с заинтересованными сторонами направлен на удовлетворение разнообразных потребностей этих сторон, использующих отчеты в области устойчивого развития
Верифицируемость означает, что сообщаемые данные и информация должны быть запротоколированы, подобраны, проанализированы и раскрыты таким образом, чтобы внутренние аудиторы или внешние стороны, выполняющие подтверждение, могли проверить их достоверность. Непроверяемые положения или данные, от которых зависят заявления общего характера, сделанные в отчете, могут скомпрометировать его достоверность
|
2 |
Содержательность: полнота, значимость и учет контекста устойчивого развития |
Принцип полноты требует разъяснения и раскрытия с необходимой степенью подробности всей информации, которая является значимой для заинтересованных сторон и относится к заявленной области отчетности. Решение о значимости должно основываться как на консультациях с этими сторонами, так и на рассмотрении широкого круга вопросов, представляющих общественный интерес, которые не обязательно могут быть затронуты в процессе консультаций. Материалом для выявления таких вопросов могут послужить, например, национальная политика или международные соглашения.
Принцип значимости в процессе отчетности в области устойчивого развития реализуется посредством присваивания степени важности каждому аспекту, показателю или фрагменту информации, предназначенному для применения пользователями в процессе принятия решений. В идеальной ситуации отчет должен содержать информацию, которая полезна и значима как для самой организации, так и для пользователей отчета. Посредством консультаций с заинтересованными сторонами организация может лучше понять, в чем состоят информационные потребности этих сторон и как наилучшим образом удовлетворить их.
Соблюдение принципа контекста устойчивого развития означает, что там, где это уместно и полезно, организация, готовящая отчет, должна рассматривать свою собственную результативность в контекстах общей экологической, экономической и социальной устойчивости. Многие аспекты отчетности в области устойчивого развития получают существенное значение из более широкого контекста, в котором результативность на организационном уровне влияет на накопление или истощение экономического, экологического и социального капитала на местном, региональном или глобальном уровнях.
|
3 |
Качество и достоверность: точность, объективности и сопоставимость. |
Принцип точности подразумевает, что для сообщаемой информации должны быть достигнуты такая степень точности и настолько малый уровень погрешности, чтобы пользователи могли использовать эту информацию для принятия решений с высокой степенью доверия.Точность качественной информации в значительной степени зависит от степени ясности, наличия необходимых подробностей и сбалансированного изложения. Точность количественной информации может зависеть, например, от конкретных методов пробоотбора и анализа образцов. Отчасти необходимой уровень точности зависит от предполагаемого использования информации. Применение принципа точности требует понимания намерений пользователей и их потребностей, связанных с принятием решений, а также различных условий, в которых собирается информация.
Принцип объективности подразумевает правдивое и основанное на фактах отражение экономической, экологической и социальной результативности. В этом принципе воплощена та идея, что основная задача, стоящая за отбором и представлением информации в процессе подготовки отчета, состоит в формировании непредвзятой картины результативности организации. Это означает, что отчет должен отражать как положительные, так и отрицательные результаты, будучи свободным от намеренных искажений, а также переоценки или недооценки результативности организации. При подготовке отчета следует сосредоточиться на объективном, нейтральном сообщении пользователям фактов, которые они в дальнейшем смогут самостоятельно интерпретировать.
Согласно принципу сопоставимости отчеты об экономической, экологической и социальной результативности должны допускать сравнение с предшествующими данными о результативности организации, а также с данными о результативности других организаций. Это позволяет внешним и внутренним сторонам сравнивать результативность и оценивать прогресс организации в контексте рейтингов, принятия инвестиционных решений, ведения различных кампаний и другой деятельности. Сопоставимость и связанные с ней требования к последовательному подходу к отчетности являются предпосылкой для принятия пользователями информированных решений.
|
4 |
Доступность: ясность и своевременность |
Принцип ясности определяет понятность и применимость публикуемой информации для различных групп пользователей. Организация должна определить потребности и особенности различных групп заинтересованных сторон и публиковать информацию в такой форме, которая доступна максимальному количеству пользователей, в то же время не опуская существенных подробностей, представляющих интерес для более узкого их круга. Используемые научно-технические термины должны быть разъяснены в самом отчете. Там, где это уместно, следует использовать четкие, понятные иллюстрации и схемы.
Принцип своевременности означает, что отчеты должны публиковаться с такой периодичностью, которая отвечает потребностям пользователей и согласуется с характером самой информации. Своевременность обеспечивает максимальный уровень применимости и полезности информации, давая пользователям возможность эффективно включать ее в процесс принятия решений.
|
Сформулированные «Глобальной инициативой по отчётности» принципы ориентированы на долгосрочную перспективу. Разработчики руководства стремились создать прочное основание для дальнейшего развития оценки результативности с учётом новых знаний и практического опыта. К настоящему времени подготовлены также детальные рекомендации в отношении структуры отчёта, показателей, которые следует использовать при оценке экономической, экологической и социальной результативности организации, к обсуждению которых мы планируем обратиться в последующих публикациях.
Участники прошедшей в августе 2003 года во Владимирской области конференции по открытой отчётности предприятий обсуждали вопрос актуальности таких инициатив для российских условий. Были подняты вопросы развития рыночной экономики в стране и постепенной интеграции России в мировое сообщество, унификации подходов к внедрению систем менеджмента на международном уровне и совершенствования принципов более чистого производства, построения гражданского общества в стране и демократизации информационного пространства. Ключевую роль в дискуссии сыграл анализ распространения систем менеджмента в Российской Федерации. Практики, представлявшие предприятия строительной, легкой, оборонной, машиностроительной отраслей, пришли к выводу, основанному на опыте работы последних шести-восьми лет. Совсем недавно, в середине девяностых годов, ведущая роль в управлении предприятием представлялась естественным продолжением карьеры главного инженера, не требовавшим специальной подготовки. О международных стандартах слышали, но предпочитали незыблемые ГОСТы, открытость и прозрачность системы принятия решений воспринимали как непростительную вольность.
Сегодня «Менеджмент организации» — одна из самых востребованных специальностей в системе высшего образования, внедрены и сертифицированы тысячи систем менеджмента качества отечественных предприятий, экспоненциально растет число сертифицированных систем экологического менеджмента. Федеральный закон «О техническом регулировании» [21] завершил эпоху обязательных ГОСТов и заложил основы внедрения международных принципов стандартизации и сертификации в Российской Федерации. Открытая корпоративная отчётность становится такой же реальностью и необходимостью, как привлечение профессиональных менеджеров к управлению компаниями, внедрение систем менеджмента качества, систем экологического менеджмента, систем обеспечения безопасности труда и здоровья персонала, промышленной безопасности. Поистине трудно переоценить смысл сказанного Н.Ф.Реймерсом: «Время — ресурс, от рационального использования которого зависят результаты развития природы и общества» [22].
Литература
- World Commission on Environment and Development. Our Common Future. Oxford University Press. — Oxford, 1987.
- Моисеев Н.Н. Универсум. Информация. Общество. — М.: Устойчивый мир, 2001.
- Agenda 21. The United Nations Programme of Action from UN Conference on Environment and Development. — Rio de Janeiro, 1992.
- Towards sustainable Netherlands. Ministry of Housing, Spatial Planning and the Environment, 1997.
- International Chamber of Commerce (ICC). The ICC Charter for Sustainable Development, 1990.
- Business Council for Sustainable Development (BCSD). Changing Course. — Geneva, 1992.
- Shared Responsibility: New Challenges for Europe. Brussels. 1996.
- Отчёт об охране окружающей среды за 1999 г. — М.: ЮКОС, 2000.
- Годовые отчёты Компании «Лукойл» за 1999—2002 гг. http://www.lukoil.ru/otchet/year_reports_all.htm.
- Годовой отчёт ОАО «Газпром». http://www.annualreport.ru/.
- Sustainability Reporting Guidelines, Global Reporting Initiative 2002. http://www.globalreporting.org/guidelines/2002/gri_2002_guidelines.pdf.
- Станьте открытыми. Начните внедрение открытой отчётности в соответствии с принципами GRI. http://www.14000.ru/reporting.
- Комиссия Кэдбери, Доклад Комитета по финансовым аспектам корпоративного управления (декабрь 1992 г.). http://www.worldbank.org/html/fpd/privatesector/cg/docs/cadbury.pdf.
- Доклад Тернбулла. http://www.icaew.co.uk/internalcontrol/.
- Принципы корпоративного управления. — ОЭСР. (Сайт Российского института директоров.) http://www.rid.ru.
- Экологический менеджмент и общественный диалог. Перспективы в России // Материалы международной конференции, Москва, 15—16 ноября 2001 г., Geoplan-Эколайн.
- Официальный сайт Рязанской ГРЭС. Форум. Книга отзывов. http://www.ryazgres.ru/.
- Официальный сайт НК «ЮКОС». Вопрос—ответ. http://www.yukos.ru/qa.shtml.
- Национальный план действий по охране окружающей среды Российской Федерации на 1999—2001 гг. — М: Государственный комитет Российской Федерации по охране окружающей среды, 1999. — 118 с.
- Экологическая доктрина Российской Федерации. (Сайт Социально-экологического союза). Документы. http://www.seu.ru/documents/doctrine/.
- Федеральный закон «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 г.
№ 184-ФЗ.
- Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, принципы, практика и гипотезы. — М.: Россия молодая, 1994.
1 В последующих публикациях мы предполагаем обратиться к анализу применимости требований «Руководства по отчётности в области устойчивого развития» в российских условиях. |