Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2003 год | Статьи из номера N6 / 2003

Внешнеторговое дело как особая сфера российского предпринимательства

Ростовский Ю.М.,

В Федеральном законе «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» эта деятельность (ВТД) определена как «предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность)».

Предпринимательство — понятие, охватывающее широкий спектр различных видов деятельности, включая производство разнообразных товаров, оказание услуг, в том числе посреднического характера, торгово-финансовую деятельность на внутреннем и внешнем рынках.

Каждый вид хозяйствования представляется как занятие каким-то конкретным делом. В последние годы в нормативных документах и учебно-методической практике термин «дело» всё чаще встречается применительно к различным видам государственной, предпринимательской, хозяйственной и иной деятельности. Наиболее чётко, пожалуй, узаконены понятия «таможенное дело» и «страховое дело».

Таможенный кодекс РФ начинается с изложения содержания таможенного дела (ТК, статья 1). В ФЗ «Об организации страхового дела в РФ» к содержанию страхового дела отнесены отношения между различными субъектами страховой деятельности и вопросы ее государственного регулирования (статья 1).

В ряде российских вузов ведется преподавание дисциплин «Аудиторское дело», «Банковское дело», «Биржевое дело», «Бухгалтерское дело», «Выставочное дело», «Международное коммерческое дело», «Патентно-лицензионное дело», «Предпринимательское дело», «Рекламное дело». Введена специализация под аналогичными названиями.

По-видимому, вполне оправдано дать «зелёную улицу» также понятию «внешнеторговое дело», обозначив его теоретическую основу и практическую направленность.

Словосочетание «внешнеторговое дело» впервые в учебной литературе появилось в названии учебника «Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело», написанного коллективом преподавателей ВАВТ под редакцией ректора ВАВТ проф. С. И. Долгова и зав. кафедрой маркетинга ВАВТ проф. И. И. Кретова в 1997 г. В предисловии этого учебника отмечается: «Подзаголовок учебника «Внешнеторговое дело» вводит в оборот в известном смысле новое понятие определенной системы знаний, носящей междисциплинарный характер и перекрывающий общепринятое содержание учебного курса «Организация и техника внешнеторговых операций». Контрактная практика российских участников внешнеторговой деятельности, оставаясь стержнем учебника, обрастает блоками специальных знаний и информацией о необходимых, вспомогательных и поддерживающих действиях, без которых успешное осуществление внешнеторговых операций становится просто невозможным». В кратком определении процитированных авторов: «внешнеторговое дело — это междисциплинарная система знаний, необходимых для ведения внешнеэкономической деятельности».

В связи с этим возникает принципиальный вопрос: касается ли внешнеторговое дело лишь микроуровня хозяйственной системы страны, то есть субъектов внешнеторгового дела, каковыми являются юридические и физические лица, осуществляющие экспортно-импортные операции, или оно выходит также на управленческий макроуровень?

Некоторые виды деятельности относятся к исключительному ведению органов государственной власти. Например, вышеупомянутое таможенное дело в соответствии с ТК РФ относится к ведению только федеральных органов государственной власти. Но это отнюдь не исключает, а, наоборот, предполагает обстоятельное изучение всеми участниками внешнеторговой деятельности порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу РФ, взимания таможенных платежей, таможенного оформления и контроля, других сторон таможенного дела.

Что же касается внешнеторгового дела, то оно прежде всего в отношении государственного регулирования внешнеторговой деятельности также является прерогативой органов государственной власти, что прямо вытекает из ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» и ряда других законодательных актов РФ.

Вместе с тем стержнем внешнеторгового дела остаётся технология его ведения на микроуровне хозяйствующими субъектами, организация и техника внешнеторговых операций, использование различных форм и методов их осуществления.

Понимание внешнеторгового дела может быть двояким: ограничиваясь узким его пониманием как особого вида коммерческой деятельности на внешнем рынке или расширительно толкуемое в контексте с более общими параметрами внутренней и внешней экономической деятельности.

В узком понимании внешнеторговое дело сводится к осуществлению хозяйствующими субъектами коммерческих операций на зарубежных рынках. Внешнеторговое дело всегда ведётся в каких-то конкретных условиях, в той или иной экономической среде, имеющей несколько уровней: микроэкономические условия самого предприятия — участника внешнеторговой деятельности, макроэкономические условия в данном регионе и в стране в целом, условия торговли в отношениях с отдельными зарубежными странами и во всём мировом хозяйстве.

Эти условия зависят не столько от конкретного участника внешнеторговой деятельности, сколько от общей ситуации в социально-экономической, политической, правовой, научно-технической, образовательной, демографической сферах и (не в последнюю очередь) от нравственно-этической ситуации в стране.

Нравственная составляющая всякой деятельности не может иметь второстепенного значения. Вспомним, что в России нравственному закону зачастую отдавался приоритет по сравнению с юридическими законами. В современных условиях, когда коррупция и преступность стали общественным бедствием, проблема совести и порядочности в деловых отношениях выходит на первый план.

Как представляется, внешнеторговое дело в целом включает три важных компонента:

  1. Роль государства в ВТД — основном виде (форме) внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в лице органов законодательной, исполнительной и судебной власти, находящихся в центре и на местах, их взаимодействие с участниками ВТД.
  2. Ведение российскими хозяйствующими субъектами коммерческой работы, то есть купли-продажи товаров (услуг, работ) на внешнем рынке, взаимоотношения российских участников ВТД с иностранными торговыми партнерами, а также с российскими и иностранными организациями, участвующими во внешнеторговых операциях или обеспечивающими их исполнение.
  3. Характер поддержки и помощи российским коммерсантам со стороны организаций, призванных содействовать развитию ВТД.

Итак, внешнеторговое дело охватывает функциональную деятельность госдарства, самих субъектов ВТД и содействующих организаций. Очевидно, к внешнеторговому делу имеет прямое отношение разработка задач внешнеторговой политики и их реализация в масштабе страны, отрасли, региона, причём общие национально-государственные интересы в идеале увязываются с разумными интересами отдельных коммерческих организаций, юридических и физических лиц.

Государство определяет организационно-правовые условия ведения внешнеторгового дела внутри страны и воздействует на внешние торгово-политические условия в отношениях с отдельными зарубежными странами, региональными экономическими группировками (например, ЕС) и способствует нормальному участию российского бизнеса в мировой торговой системе. Государственная внешнеторговая политика воплощается в общероссийских и региональных программах развития внешнеторговой деятельности (долгосрочных и ежегодных).

Характер внешнеторговой политики, вырабатываемой на макроуровне, и применяемый механизм её реализации во многом определяют поведение всех участников ВТД в их взаимоотношениях с представителями властных структур, другими российскими организациями и зарубежными торговыми партнерами внешнеторгового процесса.

Весьма существенную роль играет эффективное государственное управление, регулирование, контроль, координация в области внешнеторговой деятельности, а также реальная государственная поддержка и содействие этой деятельности. Это относится к государственным центральным, региональным и муниципальным органам.

Профессиональное ведение внешнеторгового дела предполагает рациональное взаимодействие между органами государственной власти (управляющими и регулирующими процесс ВТД), с одной стороны, и множеством непосредственных участников внешнеторгового процесса (исполнителей в сфере ВТД), с другой стороны.

Важна отлаженная обратная связь между государственными органами и самими участниками внешнеторгового процесса. Целесообразно разумное, законодательно закреплённое приобщение участников ВТД к законотворческому процессу через участие в подготовке законодательных предположений и иных нормативно-правовых актов в рамках соответствующих объединений производителей, экспортеров, промышленников и предпринимателей. Разумно использовать и возможности Торгово-промышленной палаты (ТПП).

Собственно купля-продажа товаров (услуг, работ) на внешнем рынке осуществляется самими хозяйствующими субъектами. Естественно, предприятию целесообразно разрабатывать собственную внешнеторговую политику, которая вытекает из общехозяйственных задач предприятия и воплощается в долгосрочных и краткосрочных программах (планах) развития ВТД и иных видов ВЭД предприятия. В этих программах определяются стратегические цели и задачи внешнеторгового характера.

Функциональное обеспечение внешнеторгового процесса включает проведение целевых маркетинговых исследований, ведение конъюнктурно-ценовой работы, обеспечение контроля качества и сертификации экспортных и импортных товаров, их складирования, транспортно-экспедиторского обслуживания, страхования, осуществление таможенного оформления, валютно-финансовых и расчетно-кредитных операций, рекламной работы, ведение патентной, претензионной и иной правовой работы, использование информационно-консультационных, аудиторских и иных услуг.

Очевидно, внешнеторговое дело вбирает многие аспекты смежных специальностей и профессий. К ним относятся:

  • товароведение экспортных и импортных товаров, управление качеством и сертификация продукции;
  • маркетинг;
  • конъюнктура мировых товарных рынков, ценообразование во внешней торговле;
  • международные транспортные операции и логистика;
  • международные валютно-финансовые и кредитные отношения;
  • международные расчеты;
  • бухгалтерское дело;
  • банковское дело;
  • страхование во внешней торговле;
  • таможенное оформление экспортных и импортных товаров;
  • внешнеторговая реклама;
  • организация торговли на специальных рынках: товарных биржах, аукционах и торгах;
  • выставочно-ярмарочная деятельность;
  • патентование изобретений и регистрация товарных знаков;
  • правовые вопросы внешней торговли;
  • компьютерные технологии.

Применение во внешнеторговом процессе электронных информационно-коммуникационных технологий с использованием информационных сетей приобрело особую актуальность. Электронная коммерция развивается в США и Западной Европе. Теперь этот процесс начал набирать силу и в России.

Среди организаций, содействующих развитию предпринимательской деятельности, включая ВТД, особую роль традиционно играет ТПП РФ вместе с территориальными палатами.

Каждую внешнеторговую операцию, как и любую сделку, можно рассматривать как совокупность действий, состоящую из подготовки, заключения и исполнения. В зависимости от объекта сделки, рыночной ситуации и коммерческого опыта участника ВТД длительность внешнеторговых операций может колебаться от нескольких часов до многих лет. Внешнеторговые операции – широкое понятие, включающее основные операции купли-продажи и операции, обеспечивающие их проведение. Осуществление сложных операций нередко сопряжено с несколькими сделками. В других случаях реализация одной сделки сопровождается несколькими операциями.

После либерализации ВЭД круг участников внешнеторговых операций многократно возрос и отличается теперь большой разнородностью. При этом, по нашему мнению, по существу, утрачен должный государственный контроль за проведением внешнеторговых операций многочисленными участниками ВТД и их эффективное регулирование.

Тщательная подготовка конкретной сделки является залогом успешного проведения всей внешнеторговой операции. Если хозяйствующий субъект намерен стабильно выступать на внешнем рынке и наращивать объём внешнеторговых операций, ему следует позаботиться об организации систематического поиска, сбора, накопления и анализа многопрофильной информации, необходимой для эффективного осуществления экспортно-импортных операций. Полезно создавать и постоянно обновлять собственные банки данных с расчётом использования получаемой информации не только для текущих нужд, но для и создания задела на будущее. Поэтому подготовку внешнеторговых сделок можно считать непрерывной кропотливой работой, не прекращающейся после заключения конкретного контракта.

Примерную схему подготовки экспортной или импортной сделки в достаточно общем виде можно представить следующим образом:

  • выбор конкретного товара — объекта намечаемой экспортной или импортной сделки;
  • подыскание надежных зарубежных контрагентов в соответствующих странах;
  • проработка возможных условий транспортировки товара, сдачи-приёмки, платежа и др.;
  • определение оптимального уровня контрактной цены;
  • разработка тактики выступления с продажей (закупкой) товара на внешнем рынке;
  • организация работы по внедрению товара и последующему закреплению на рынке;
  • проведение коммерческих переговоров с контрагентами с целью заключения сделки.

В зависимости от конкретных условий работа по отдельным элементам подготовки сделки может существенно корректироваться, дополняться и уточняться. Может меняться и последовательность этапов подготовки сделки. Зачастую подготовка сделки идет параллельно по нескольким направлениям. Так, работа по внедрению товара на рынок той или иной страны и выбор покупателя могут начинаться по мере выявления спроса.

Подготовительная стадия внешнеторговой операции завершается обстоятельной проработкой всех условий сделки, согласованием их с иностранным контрагентом и подписанием контракта. Большое значение имеет квалифицированное составление контракта. Проработка условий контракта и его подписание относятся к узловым элементам внешнеторговой операции.

Контракт — важнейший внешнеторговый коммерческий документ, юридически оформляющий заключение внешнеторговой сделки купли-продажи товаров, услуг, работ и других объектов ВТД. В контракте фиксируются права и обязанности сторон сделки. Каждый контракт индивидуален.

Большинство контрактов заключается между двумя сторонами, одна из которых выступает в качестве продавца, а другая — в качестве покупателя. При совершении бартерных сделок, в которых каждая из сторон является одновременно и продавцом, и покупателем, условия обеих частей сделки, экспортной и импортной, объединяются в один контракт.

В некоторых случаях контракты могут заключаться при участии более чем двух сторон. В лизинговой операции, например, участвуют три стороны: лизингодатель, лизингополучатель и поставщик объекта лизинга. При заключении лицензионного соглашения нередко помимо лицензиара и лицензиата третьей стороной является владелец объекта соглашения — автор изобретения, открытия, ноу-хау, владелец патента, авторского свидетельства.

Содержание контракта может быть изложено с учётом следующих факторов:

  • сущность предмета сделки, специфика конкретного продаваемого или покупаемого товара (тот или иной вид товара в материально-вещественной форме, определенная услуга, работа и т.д.), особенности его поставки (базисные условия поставки, порядок продвижения товара от продавца к покупателю), условия сдачи-приёмки, расчётов и т.д.;
  • особенности страны-контрагента, существующие там торгово-политические, правовые условия, финансово-экономическая ситуация, таможенные, технические, санитарные и иные требования, возможности применения особых, дискриминационных мер в отношении российских экспортеров и импортеров;
  • характер отношений между торговыми партнерами, степень их информированности друг о друге, взаимный интерес к заключению данной сделки и дальнейшему деловому сотрудничеству, является ли данная сделка первой между ними или продолжением прежних деловых отношений.

Полезно излагать в контракте взаимные права и обязанности сторон достаточно полно, чтобы каждая сторона чётко знала весь объем своих обязательств и была бы вправе потребовать надлежащего исполнения обязательств от другой стороны. Чем обстоятельнее изложены в контракте взаимные обязательства торговых партнеров, тем меньше вероятность возникновения впоследствии споров между ними и вытекающих из этого нежелательных конфликтных ситуаций.

Нежелательно увеличивать объём текста контракта за счёт излишних подробностей, не имеющих практического значения. В случае, если проект контракта окажется чрезмерно длинным, перегруженным множеством подробностей, может осложниться их обсуждение и согласование с иностранным партнером, что в итоге затянет коммерческие переговоры, а в худшем случае приведет к отказу партнёра от заключения сделки.

Многие реальные тексты контрактов умещаются на 3—5 листах. Вместе с тем встречаются контракты, состоящие из десятков страниц основного текста, к которому еще добавляются приложения. Весь текст контракта принято разделять на статьи (или пункты). Каждая статья обычно имеет свое наименование, которое отражает сущность условий, изложенных в этой статье. При разработке текста контракта необходимо соблюдать логику. Все статьи должны быть состыкованы, взаимоувязаны и расположены в определенной последовательности. Естественно, условия контракта не должны противоречить императивным нормам отечественного и международного права, сложившейся торговой практике и обычаям, действующим в странах контрагентов.

Российским участникам ВТД следует руководствоваться «Рекомендациями по минимальным требованиям к обязательным реквизитам и форме внешнеторговых контрактов» (далее «Рекомендации»), которые были утверждены МВТ, ГКЭС и ВЭК России в феврале 1996 г. во исполнение распоряжения Правительства РФ от 16.01.96. После изучения этого документа Центробанк РФ письмом от 15.07.96 №300 предложил всем уполномоченным банкам учитывать положения «Рекомендаций» при принятии контрактов на расчетное обслуживание и оформлении паспортов сделок, а также рекомендовать клиентам банков — участникам ВТД руководствоваться «Рекомендациями» при заключении внешнеторговых сделок.

В «Рекомендациях» даны указания, как следует обозначать номер контракта, дату и место его подписания, наименования продавца и покупателя, страну иностранного партнера. Далее расшифрованы существенные положения условий контракта: предмет контракта, цена и сумма, условия платежа, срок поставки, условия приёмки товара по качеству и количеству, форс-мажор, прочие условия и обстоятельства сделки, рассмотрение споров, санкции, адреса и подписи сторон.

Эти «Рекомендации» не следует воспринимать как исчерпывающие. Весьма желательны существенные дополнения и уточнения к некоторым условиям, например, в отношении качества товара.

Важное значение придаётся четкой постановке работы на завершающей стадии внешнеторговой операции — исполнении внешнеторговой сделки. Эффективный контроль исполнения сделки необходим на всех его этапах. Они в основном сводятся к следующему:

1) изготовление экспортного товара в России или импортного товара за границей, подготовка товара к поставке, проверка качества, надлежащая сертификация, упаковка и маркировка товара, оформление предусмотренных товаросопроводительных, технических и иных документов;

2) организация отгрузки и транспортировки товара продавцом в адрес покупателя или указанного им грузополучателя;

3) таможенное оформление вывозимого или ввозимого товара;

4) проведение расчётов с контрагентом;

5) ведение претензионной и арбитражной работы.

Большую помощь для самообразования внешнеторговым работникам могут оказать различные учебники, учебно-практические, информационно-аналитические, методические, справочные издания, научные журналы и web-ресурсы. В последние годы российскими издательствами выпущено немало учебников и иных публикаций по различным аспектам ВТД. В ряде изданий освещаются стержневые вопросы организации и техники внешнеторговых операций. Хотелось бы привлечь внимание к следующим работам:

  • модульная программа для менеджеров «Организация и управление внешнеэкономической деятельностью», написанная авторским коллективом в составе профессора МГИМО(У) Ноздревой Р.Б. (руководитель авторского коллектива), профессора Высшей коммерческой школы Синецкого Б.И., профессора Высшей коммерческой школы Кормышева В.В., ректора Института бизнеса и делового администрирования АНХ профессора Мясоедова С.П. и доцента МГИМО(У) Поляновой Т.Н.(М.: ИНФРА-М, 1999);
  • учебник «Предприятие на внешних рынках: внешнеторговое дело», написанный коллективом учёных Всероссийской академии внешней торговли под редакцией ректора профессора Долгова С.И. и профессора Кретова И.И. (М.: БЕК, 1997);
  • учебник «Основы коммерческой деятельности» профессора Б.И. Синецкого, (М.: ЮРИСТЪ, 1998);
  • учебник «Организация и регулирование внешнеэкономической деятельности», автор профессор Покровская В.В. (М.: ЮРИСТЪ, 1999);
  • учебное пособие «Внешнеэкономическая деятельность» доцентов Дегтярёвой О.И., Поляновой Т.Н., Саркисова С.В. (3-е изд., М.: Дело, 2002);
  • учебно-практическое пособие «Внешнеэкономическая деятельность. Организация и техника внешнеторговых операций», доцента Грачёва Ю.Н., (ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2001).

В статье очерчены лишь общие контуры внешнеторгового дела, являющегося особым видом предпринимательской деятельности.

 

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».