Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2004 год | Статьи из номера N3 / 2004

Стратегическая оценка текущего планирования

Логинов П.П.,

(фрагмент статьи)

 

В большинстве случаев в бизнес-практике предприятий независимо от уровня развития системы и методик планирования, анализ выполнения плана сводится к определению процента выполнения плана. Традиционным является использование «план-фактного» анализа результатов деятельности. Проценты достижения плановых заданий по важнейшим параметрам могут объединяться в комплексные показатели, характеризующие степень выполнения нормативов по функциональным областям или бизнесам. При этом планирование (и управление в целом) может организовываться на нескольких уровнях решений — оперативном, тактическом, стратегическом. Даже в ситуации, когда планирование на всех уровнях управленческой ответственности является взаимообусловленным по целям, срокам, ресурсам, подход к оценке выполнения плана не меняется. В лучшем случае дополнительно оценивается динамика выполнения вложенных в более продолжительный период этапов планирования, например насколько равномерно выполнялись месячные задания в течение года.

Между тем каждыйтактический этап выполнения стратегической задачи влияет на достижимостьконечной цели. И успешность достижения плановых показателей текущейдеятельности определяет, насколько реализуемая стратегия является адекватнойпотенциалу предприятия. Для того чтобы определить стратегическую оценкувыполнения плана, недостаточно рассчитать процент выполнения плана дляотдельного периода планирования. Необходимо проанализировать динамику измененияпланируемого показателя, успешность выполнения каждого из этапов, определить,насколько напряженность каждого из этапов планирования соответствует выбраннойстратегии развития. Важно ответить на вопрос, каковы стратегические последствиятекущего планирования деятельности и соответствует ли складывающаяся динамикаэкономического показателя деятельности стратегическим целям предприятия.

Воспользуемсяграфической моделью, позволяющей отразить все существенные составляющие такойкомплексной оценки.

Условимся, что речь идёто частном анализе одного параметра, характеризующего позитивное развитиепредприятия. Позитивными параметрами деятельности будем называть такиепоказатели, положительная динамика которых отвечает цели развития предприятия.К позитивным параметрам могут быть отнесены объём продаж, производительность,доля рынка, размер полученной прибыли и рентабельность, величина собственногокапитала и другие, в зависимости от выбранных стратегических приоритетов. Негативные показатели, рост которыххарактеризует отрицательную динамику развития, можно заменить соответствующимипозитивными параметрами, например, величину складских остатков можно заменитьскоростью оборачиваемости.

  1. На примере динамики продаж
  • Оценка выполнения плана
  • Напряжённость плана
  • Динамика планируемого показателя
  • Учет сезонности в динамике показателя
  1. Области тактической оценки (ОТО)
  2. Параметры для анализа ОТО
  3. Примеры стратегических оценок
  4. Эффективность управления при разном уровне напряженности

 

Полностью статья опубликована в журнале Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2004

 

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».