Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2007 год | Статьи из номера N2 / 2007

Вопросы карьерного роста персонала на малом предприятии

Базылев И.В.,

Новороссийский филиал Белгородского государственного
технологического университета им. В.Г.Шухова

Социологическое исследование особенностей карьерного роста

Исследование было проведено методом включенного наблюдения, анкетирования сотрудников малых предприятий, экспертного опроса руководства. Было обследовано 17 предприятий малого бизнеса с численностью от 12 до 43 человек, общее число опрошенных – 428. В основном предприятия занимаются торговлей и оказанием услуг, стаж на рынке от 8 до 12 лет. Опрос проводился среди сотрудников предприятий малого бизнеса, которые имеют стаж совместной работы не менее 6 месяцев.

Существенное отличие предприятий малого и крупного бизнеса связано с планированием карьеры [1]. Когда численность работников небольшая, то и количество должностей очень малое. Поэтому карьерное продвижение либо отсутствует, либо карьерным продвижением для людей с высокими лидерскими способностями становится открытие своего собственного предприятия малого бизнеса.

В небольших фирмах, где информация доступна всем и распространяется очень быстро, на вопрос «Всегда ли Вам известно о появлении всех вакансий на предприятии и требованиях, предъявляемых к кандидату?» 92% сотрудников ответили «да», а 82% – «нет». На вопрос «Планируете ли Вы свою карьеру вместе с руководителем или отделом кадров?» 45% ответили «да» и 23% – «нет». В анкете на вопрос: «Знаете ли Вы перспективу своей карьеры?» 76% ответили «да», 19% затруднились с ответом, 5% ответили «нет».

На вопрос «Хотели бы Вы перейти в другой коллектив с такой же заработной платой?» 86% работников малых предприятий ответили «нет». 1,2% намерены уйти в благоприятное время, а 10% хотят уйти, но не знают куда.

Нельзя однозначно сказать, с чем связана большая привязанность к коллективу на малом предприятии. Можно лишь предположить, что коллективы малого бизнеса более комфортны для работы. На вопрос «Как Вы оцениваете уровень информированности работников?» 63% сотрудников ответили «вполне достаточно», 21% «недостаточно», а 11% – «информации недостает, и ее негде взять». Аналитический индекс равен для малых предприятий 0,23. Эти данные указывают, что на малых предприятиях существует хорошая информационная поддержка или стихийно (как в большинстве малых групп) формируется информационная среда.

На вопрос «Устраивают ли Вас отношения с начальником?» утвердительно ответило 89% опрошенных, что не исключает претензий.

Таблица

Претензии сотрудников к руководителю в зависимости от типа предприятия

Претензии

Частота встречаемости

Не учитывает интересы подчиненных 

9,8%

Нет взаимопонимания

7,1%

Нет доверия к подчиненным, повышенный контроль

15,1%

Не умеет слушать

11%

Не рассматривает вопросы повышения квалификации

26,2%

Недостаточный уровень квалификации

4,2%

Другие претензии

3%

У меня нет претензий, меня абсолютно все устраивает

23,5%

 

Для лучшего взаимопонимания между руководителем и подчиненными сотрудники предложили:

-

правильно оценивать объемы и качество выполняемых работ – 28,1%;

-

четко ставить проблемы и формулировать задачи – 22%;

-

контролировать умеренно – 18%;

-

предоставлять достаточно прав и информации для выполнения работ – 15,2%;

-

обеспечивать повышение квалификации и общее развитие – 10,1%;

-

не вмешиваться в ход моей работы – 6,7%.

 

Сотрудники хотят справедливости, доверия и уважения, хорошего информационного обеспечения.

Известно, что работник идентифицирует себя с предприятием, если обладает информацией о положении дел на предприятии, о перспективе значимых для него проблем, если цели организации и его собственные образуют единство, если он гордится самим фактом работы в данной организации и считает справедливой оценку своего труда. Исследования показали, что цели небольшой фирмы доводятся в среднем до 78% работников предприятия.

На вопрос «Как Вы оцениваете масштаб выполняемой Вами работы?» среди работников малых предприятий получены следующие ответы: «она очень важна» – 25,2%, «она необходима» – 52,4%, «трудно сказать» – 30,6%. Гордятся своей работой лишь 56% опрошенных. И наконец, на вопрос «Правильно ли оценивает руководитель Ваш вклад в работу?» только 41,5% ответили «да», а 28,8% ответили «нет», и почти 30% затруднились с ответом.

Вовлеченность работников в деятельность предприятия формируется чувством самоуважения, основанном на удовлетворенности достижениями и своей работой, высоким уровнем ответственности и эффективной мотивацией труда. На вопрос «Нравится ли Вам работа?» 60,7% опрошенных малых предприятий ответили «да», а 19,8% ответили «нет», остальные затруднились с ответом. Почти пятая часть опрошенных ответила, что им работа не нравится, что свидетельствует о неправильном выборе места работы или неэффективной организации труда. Высокую оценку деятельности своего коллектива отметили 87% опрошенных.

ЛИТЕРАТУРА

1. Катков, В. Формирование организационной культуры на промышленном предприятии // Управление персоналом. 2000. № 2.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».