Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2008 год | Статьи из номера N2 / 2008

Модель управления конкурентоспособностью предприятий и регионов (на примере воронежской области)

Овчинникова Т.И.,

д-р. экон. наук, профессор кафедры экономики и менеджмента
Воронежской государственной технологической академии

Попов М.В.,
финансовый директор ООО "Велл машинз Лизинг"

Традиционно конкурентоспособность трактуют как обусловленное экономическими, социальными, политическими факторами устойчивое положение предприятия на внутреннем и внешнем рынках. В условиях открытой экономики это понятие может быть также определено как эффективное управление способностью предприятия противостоять конкуренции (рис. 1).

Рис. 1. Подходы и виды конкурентоспособности предприятий

Большинство исследований на всех уровнях управления выделяют как ценовую, так и общую (структурную) конкурентоспособность, причем общая конкурентоспособность систем не освещает управления производственно-технологическим потенциалом предприятий, когда конкурируют не цены, а условия производства [1].

Конкурентоспособной считают такую экономику региона и предприятия, которая обеспечивает поддержку возрастающих жизненных стандартов; достижение или сохранение таких позиций, при которых товары или услуги успешно реализуются на рынках (внутренних и международных). Управление конкурентоспособным предприятием основано на системно-целевом подходе к реализации управленческих решений [2].

Структура основных элементов управления конкурентоспособным предприятием включает программно-целевой блок, который должен отображать необходимые действия, конкретные организационные, экономические, технологические меры в их взаимосвязи (рис. 2).

Рис. 2. Структура основных элементов управления

Все указанные на рисунке 2 элементы объединены принципом обеспечения конкурентоспособности предприятия. Известны модели конкурентоспособной политики, оправдавшие себя в рыночной экономике: американская и японская.

Американская модель базируется на принципах автономии предпринимательства, свободной конкуренции, регулировании рынка крупными международными корпорациями. Конкурентное управление в ней осуществляется выделением приоритетной отрасли. Японская модель предусматривает обеспечение государством технологических приоритетов посредством стимулирования не отраслей, а технологий. Отечественная модель управления конкурентоспособностью, впитывающая идеи, оправдавшие себя на рынке на протяжении не столь длительного периода (с1990 по 2007 г.), ориентирована на управление и развитие инновационной деятельности предприятий. Государственные задачи решают в этой модели регулирующую социально-экономическую роль (бюджетная, налоговая, финансовая политика, обеспечивающая общенациональные интересы) (рис. 3.).

Отечественная деловая модель управления конкурентоспособностью объединяет следующие функции: подбор клиентов; определение качества и ассортимента продукции и услуг; определение задач предприятия и его партнеров по сети; распределение ресурсов; выход на рынок; создание условий для привлечения клиентов.

Рис. 3. Гармонизация общенациональных интересов с выпуском конкурентоспособного национального продукта

Она базируется на стратегическом понимании приоритетов клиентов (эта задача шире, чем удовлетворение потребностей потребителей, включает задачу их долгосрочного удержания). Именно так должны действовать предприятия для привлечения инвестиций. При решении задач инвестиционной политики принимаются во внимание цены, технологии, конкурентоспособные предложения, инфраструктура. Перечисленные факторы проходят через призму выбора в общей системе приоритетов. Самый выгодный для потребителей и поставщиков тип управления деятельностью предприятия определяется в результате анализа приоритетов, которые, в свою очередь, перераспределяют капитал. Капитал мигрирует от устаревших типов управления деятельностью организаций к тем, которые наилучшим образом отвечают приоритетам клиентов. Потребности клиентов являются индикаторами того, какие товары или услуги предпочтительнее. Поэтому для отечественной деловой модели необходим выбор приоритетов, определяющий направление и объем миграции капитала по [3]

Мдм=Ср/Др,

где:
Мдм - мощность деловой модели;
Ср - рыночная стоимость;
Др - рыночный доход.

Рыночная стоимость включает объем общего капитала предприятия (сумму собственного, акционерного и долгосрочного капиталов). Этот показатель имеет ряд недостатков: непостоянство величины в зависимости от колебаний на фондовых биржах, квартальные изменения величины прибыли на акцию, инфляционные ожидания. Но большинство ученых характеризуют этот показатель как наилучший для определения экономической мощности деловой модели. Эффективность управленческой модели рассматривается как отношение рыночной стоимости к годовому доходу. Измерение относительной мощности позволяет понять скорость и направление миграции капитала. Только при непрерывной конкурентоспособной деятельности предприятие может рассчитывать на вступление в новый цикл роста капитала. Аналогичным образом на региональном уровне деятельность конкурентоспособных организаций может усилить или восстановить конкурентоспособность региона.

Одним из важных показателей управления конкурентоспособностью региона служит объем прямых иностранных инвестиций, поскольку невозможно без значительных инвестиций не только экономическое лидерство, но и экономическое развитие предприятий и отраслей. Поэтому необходима система мер для притока иностранных инвестиций и возможного инвестирования из всех иных источников.

Динамика развития инновационных процессов является определяющим показателем экономического положения предприятий, области, способности хозяйствующих субъектов к рыночным преобразованиям путем создания и внедрения (практического использования) новой техники, новейших технологических процессов, новой продукции и сырья, современных методов организации производства и его материально-технического обеспечения. На территории Воронежской области с 1994 по 1998 г. объем инвестиций за счет всех источников финансирования ежегодно снижался. Тенденция переломилась только в 1999 г. К 2000 г. индекс активности инвестиций в основной капитал достиг 55,7. Инвестиции в основной капитал в 2000 г. составили 8207,9 млн руб. Лидерами по инвестициям в основной капитал стали отрасли промышленности (28,2%), транспорта и связи (26,1%), жилищного строительства (22,2%). В структуре средств по источникам финансирования лидирующие позиции заняли собственные средства предприятий (55,9%), средства федерального бюджета составили 11,9%, средства Воронежской области и местных бюджетов - 8,1%, кредиты банков - всего 2,6%.

За 2004 г. объем инвестиций в области увеличился на 5% , но снизился на 4,7% в 2005 г. В 2006 г. объем инвестиций увеличился по сравнению с предыдущим годом на 2,5%. Однако рыночные преобразования пока не привели к решению проблемы формирования инновационного механизма, поскольку не восстановлен процесс материально-технического обеспечения предприятий на уровне 1996 г. Необходима прогрессивная смена управленческих ориентиров с их обращением к науке, технологиям и инновациям.

Механизмы государственного инвестирования регионов существуют независимо от миграции капитала. Какие механизмы использовать и в каком сочетании - эта задача специфична для каждого региона, решается она внедрением следующих разноплановых управленческих механизмов (рис. 4).

Рис. 4. Механизмы многоканального инвестирования

1. Механизмы мобилизации собственных средств. Наличие собственных средств определяет инвестиционную активность регионов и формирует их привлекательность для других инвесторов.

На уровне предприятия есть два источника для инвестиций: нераспределенная прибыль (прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия) и амортизационные отчисления. Предприятия чаще всего инвестируют значительную часть прибыли в собственное развитие (капитализация прибыли в стратегическом плане является главным фактором высокого уровня конкурентоспособности продукции). Так, прибыль в промышленных предприятиях Воронежской области возросла в 2006 г. в 3,4 раза по отношению к 2003 г. Для дальнейшей активизации этого источника требуется совершенствовать законодательную базу (налоговое законодательство). Из-за отсутствия мотиваций в использовании прибыли для ускорения инвестиционно-инновационного обновления производства становится проблематичным присутствие отечественных предприятий в высокотехнологичном хозяйственном пространстве.

В развитых странах амортизационные отчисления обеспечивают свыше 70% валовых инвестиций, в Российской Федерации данный показатель достигал даже 90% в 2001 г., однако это не свидетельствует о положительных сдвигах. Требуются изменения в законе об амортизационных отчислениях, поскольку из-за несовершенства амортизационной политики были потеряны огромные ресурсы, которые были "проедены", а не послужили для нормализации оборота капитала. Опыт развитых стран показывает, что мотивационная амортизационная политика в сочетании с политикой кредитной экспансии позволяет поддерживать высокий уровень самофинансирования инвестиций на протяжении длительных периодов.

2. Механизмы мобилизации ссудных средств. В мировой практике долгосрочные кредиты представляют собой основной ссудный источник финансирования инвестиций. В России этот источник играет незначительную роль из-за высокой степени нестабильности современной экономической ситуации. Для полноценного становления практики венчурного финансирования, когда инвестиции осуществляются на долгосрочный период в форме участия в уставном фонде предприятия, необходима соответствующая законодательная база.

В управленческой практике существуют предпосылки для использования инвестиционного лизинга, позволяющего лизингополучателю воспользоваться необходимым ему оборудованием без одновременной мобилизации собственных или заемных средств. При взаимной заинтересованности сторон лизинговые выплаты могут осуществляться за счет выручки от продажи изготовленной на данном оборудовании продукции.

Инвестиционный селенг представляет собой перспективное направление финансирования инвестиций и предусматривает передачу за плату прав на пользование и распоряжение имуществом собственника (оборудованием, сооружениями и зданиями, запасами сырья и материалов, ценными бумагами, продуктами интеллектуального и творческого труда).

3. Механизм привлечения средств через эмиссию ценных бумаг. Данный механизм дает возможность путем диверсификации источников инвестирования быстро накапливать средства, необходимые для развития производственно-сбытовой деятельности. Эмитируемые акции реализуются среди инвесторов. Использование этого механизма сдерживается неразвитостью фондового рынка, отсутствием правовых основ участия иностранных инвесторов на вторичном рынке ценных бумаг.

Источником привлечения инвестиций для неакционированных предприятий может быть расширение уставного капитала за счет дополнительных взносов. Посредством этого механизма привлекается большая часть иностранных инвестиций. Использование механизма совместного предпринимательства означает, что получатель инвестиций готов поступиться частью своих полномочий по управлению предприятием.

Для инвестирования реальных проектов могут быть задействованы несколько механизмов (многоканальное инвестирование), однако в любом случае необходимо оптимизировать состав источников инвестиций и, соответственно, механизмы развития конкретных предприятий в существующих условиях. Выбирая источники формирования инвестиционных ресурсов и механизмы инвестирования, наиболее приемлемые с точки зрения конкретного хозяйствующего субъекта, менеджеры руководствуются такими критериями, как достаточность объемов инвестиций для поиска и реализации конкретных вариантов формирования целевых рынков; максимальная результативность инвестирования; минимальный риск.

Главная проблема управления конкурентоспособностью регионов, предприятий и страны в целом - рациональное финансирование научно-технических производственных программ. Практика показывает, что эта проблема успешно решается только в комплексе с другими мерами в процессе трансформации экономики и управления, в частности с проблемой подготовки кадров.

Научный потенциал (крупнейший в Черноземье) - важное конкурентное преимущество Воронежской области. Вузы и НИИ области располагают разработками высокого (в том числе мирового) уровня не только в теоретических, но и в прикладных областях науки. Не использован потенциал области в сфере международной торговли результатами интеллектуальной деятельности и научно-технической кооперации. Область располагает значительным промышленным потенциалом, не используемым в полном объеме в настоящее время и требующим значительного реформирования. В промышленном комплексе области эффективные менеджеры обновляют производственное оборудование, осваивают современные технологии, доводят качество продукции до стандартов, удовлетворяющих требованиям мирового рынка. Наметились тенденции по развитию межотраслевой кооперации. Руководителям предприятий необходимо исходить из того, что возрастает роль региональной составляющей финансово-кредитного механизма инновационной направленности. Именно на региональном уровне создаются достаточно действенные институциональные формы поддержки инновационной активности. Успех инновационной поддержки обусловливает конкурентоспособность предприятий региона.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Коупленд Т. Стоимость компаний. Оценка и управление. - М.: ЗАО "Олимп-бизнес", 1999. - C. 225-227.
2. Румянцева З.П. Общее управление организацией: теория и практика. - М.: Инфра М, 2007.
3. Антонюк Л.Л. Капитал конкурентоспособных деловых моделей // Научный вестник Волынского государственного университета. № 2. 2002. С. 56.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».