Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2010 год | Статьи из номера N3 / 2010

Роль государства в формировании конкурентных стратегий производителей гражданской авиатехники

Приходько Ю.Г.,
коммерческий директор
ООО «Сигма-2001»


Необходимость государственной поддержки
Роль государства в формировании стратегий развития компаний – производителей гражданских самолетов обусловлена следующими факторами:
- высокая наукоемкость отрасли;
- высокая капиталоемкость отрасли;
- масштабность и технологическая сложность;
- длительный срок окупаемости проектов (более 10 лет);
- риски, связанные с большим объемом инвестиций в новые проекты.

Все эти факторы обусловливают необходимость государственной поддержки авиапроизводителей (создание благоприятного инвестиционного климата, эффективной законодательной базы и финансирование НИОКР).

Технологические и организационные возможности, обеспечивающие конкурентоспособность всех современных авиастроительных компаний, в значительной степени создаются и поддерживаются с помощью государственных ресурсов и средств. Государственная поддержка позволяет авиапроизводителям реализовывать стратегии, направленные на достижение мирового лидерства.

Лидер мирового гражданского авиастроения, компания Boeing, принадлежащая частным акционерам, всегда пользовалась широкой поддержкой со стороны государства, в том числе в виде государственных заказов. Сначала это были заказы на услуги авиапочты, затем производство гражданских судов поддерживалось за счет продаж военной техники, а также использования технологий, разработанных и финансируемых государством.

Основы корпорации Airbus были заложены в рамках новой промышленной стратегии общеевропейского сотрудничества, позволившей отдельным государствам Европы совместно обеспечить необходимый для успеха объем материальных, научнотехнических и трудовых ресурсов. Без финансовой помощи государства корпорация Airbus не смогла бы выполнить новые рискованные проекты, направленные на постоянное технологическое совершенствование продукции. Уже в самом начале существования концерна был задействован довольно широкий спектр государственных инструментов. Прежде всего ими были правительственные соглашения, создавшие базу для основания нового концерна. Соглашения с министерствами экономики   обеспечили организационную сторону создания данного проекта. Немаловажную роль сыграли заказы будущих самолетов со стороны крупных государственных авиакомпаний. Например, немецкая авиакомпания Lufthansa по ходатайству премьерминистра Баварии сразу заказала крупную партию самолетов. В настоящее время все крупные авиакомпании Германии, будучи уже частными предприятиями, по-прежнему продолжают покупать самолеты марки Airbus. На начальной стадии деятельности концерна эта поддержка была чрезвычайно важна. Упомяну и государственную поддержку технологических разработок, осуществляемых через министерства науки, а также о субсидиях министерства экономики и государственных льготных кредитах.

На современном этапе Airbus уже не получает государственных субсидий, при этом предоставляется финансовая помощь на возвратной основе. Участие государства В собственности Airbus сыграло в приобретении доверия клиентов к продукции и услугам консорциума.

Поддержка и участие государственных органов в деятельности авиапроизводителей в значительной степени помогает обеспечить стабильность производства и надежность продукции. Это стало одним из факторов успеха консорциума (специфика продукции авиастроительной промышленности в том, что для потребителей чрезвычайно важно доверие к производителю и вера в надежность).

Многие структурные изменения в отрасли авиастроения являются следствием проведения государственной политики финансирования и государственного регулирования в данной области. Прежде всего это касается финансирования и законодательства. Благодаря государственным вложениям в фундаментальные исследования и в разработку технологий, а также государственному регулированию и обеспечению инфраструктуры авиастроения авиационный транспорт стал одним из самых эффективных и привлекательных видов транспорта.

Наряду с экономической поддержкой авиапромышленности неотъемлемой частью государственной политики ведущих стран мира является защита внутреннего рынка авиатехники. Для этого активно используются таможенные ограничения, государственная политика в области сертификации воздушных судов. Важна деятельность государственных органов по стандартизации и сертификации авиационной техники и оборудования. Конкурентоспособность продукции авиапроизводителей напрямую зависит от ее соответствия международным стандартам и требованиям в области безопасности и влияния на окружающую среду. Задача государства – разработка национальных стандартов, оказание помощи национальным авиапроизводителям в производстве продукции, соответствующей международным стандартам.

Основные аспекты государственной поддержки отечественных авиапроизводителей
Сложнейшие технологические задачи и высокие издержки приводят к тому, что лишь небольшое количество стран и несколько крупных компаний работают в авиастроительной отрасли. Лидерами мирового рынка гражданской авиатехники являются производители Германии, Франции, Великобритании, Италии, Испании и США.

Данные страны обладают наибольшим опытом в области государственной поддержки национальных авиапроизводителей. Их основные методы – финансирование НИОКР, участие государства в кампаниях по организации и стимулированию сбыта, финансирование экспорта.

Государственное финансирование НИОКР гражданской авиастроительной промышленности в США и Европе различно. Государственное финансирование разработки и внедрения на рынок новых моделей пассажирских самолетов обеспечило европейским производителям ведущее место на мировом рынке. Европейский консорциум Airbus создавался под руководством правительств Франции, Германии, Великобритании и Испании, обеспечивавших более 75% общих затрат на разработку первого семейства самолетов корпорации. Впоследствии прямые субсидии были заменены кредитами с льготными ставками. Более того, возврат этих кредитов находится в прямой зависимости от объема продаж, то есть государству выплачивается установленный процент за каждый проданный самолет. Если же новая модель не оправдала ожиданий, кредит не возвращается в полном объеме. Выплата такого кредита осуществляется только из поступлений от продаж самолетов новой модели и не затрагивает активы компании или другие средства, не связанные с разработкой или производством новой модели.

По сути, государство берет на себя часть рисков от представления новой модели на рынке. В результате снижается риск компании при запуске новой модели на рынок, а также сокращается объем необходимых инвестиций в развитие нового продукта. Такое снижение риска оказывает серьезное влияние на принятие решений о разработке и производстве новых моделей воздушных судов. Участие иностранных компаний в европейских научно-исследовательских программах ограничено. Результаты этих исследований недоступны для остальных производителей.

Главная цель НИОКР США состоит в революционных достижениях в области управления воздушным движением и в области развития автоматических транспортных средств. В научно-исследовательских программах, финансируемых правительством США, могут участвовать и иностранные компании. Результаты этих исследований доступны как для американских, так и для иностранных производителей.

Важной является такая форма финансовой поддержки со стороны государства, как программы, направленные на развитие инфраструктуры. Многие государственные органы для стимулирования развития экономики в каком-либо регионе предоставляют налоговые льготы компаниям, размещающим там свою производственную деятельность, предоставляя тем самым рабочие места и обеспечивая приток инвестиций. Обычно эти программы не являются специальными именно для производителей авиатехники, но доступны любой фирме, готовой обеспечить вложения денежных средств в регионе.

Государственные органы США предоставляют подобные финансовые льготы как американским, так и европейским авиапроизводителям. Некоторые европейские страны предоставляли льготный режим при производстве определенных моделей самолетов Airbus, что было запрещено соглашением по субсидиям и компенсационным мерам.

Одной из сложнейших форм государственной поддержки является участие государства в кампаниях авиапроизводителей по организации и стимулированию сбыта их продукции. Эта работа направлена, с одной стороны, на поддержку национальных производителей на внутреннем и мировом рынках и, с другой стороны, на нейтрализацию государственной поддержки иностранных производителей. Каждое государство разрабатывает свои способы помощи производителям, стараясь придерживаться правил честной конкуренции, прописанных в соглашениях ВТО, в частности в соглашении по торговле гражданской авиатехникой. Также отношения между США и ЕС по вопросам государственного влияния на процесс торговли авиатехникой регулируются соглашением между США и ЕС 1992 г. по субсидиям и компенсационным мерам. Тем не менее основной принцип этих соглашений, говорящий о том, что решение о покупке самолета должно зависеть от коммерческих условий и технических характеристик, а не от политических факторов, порой нарушается обеими сторонами.

Основной проблемой в вопросе финансирования государством экспортной деятельности авиапроизводителей является соблюдение принципа непревращения данной поддержки в создание конкурентного преимущества одного производителя перед другим. Многого в этом направлении удалось добиться с помощью заключения соглашений в рамках Организации европейского сотрудничества и развития, а также принятия Кейптаунской конвенции. США и ЕС проводят программы финансирования экспорта авиапроизводителей через экспортно-кредитные агентства в соответствии с правилами данного соглашения. Разница состоит лишь в финансировании экспорта комплектующих и двигателей для гражданских самолетов, которые собираются в других странах. США не участвует в финансировании экспорта производимых в США комплектующих для самолетов Airbus, в то время как некоторые европейские страны финансируют экспорт производимых в Европе комплектующих для самолетов Boeing.

Заключение
Современные авиапроизводители обладают широким набором средств, используемых для привлечения клиентов и вытеснения с рынка конкурентов. Однако реализация крупных проектов, необходимых для поддержания высокого уровня международной конкурентоспособности компании в данной отрасли, не под силу даже ведущим производителям без государственной поддержки. Это правило касается как международных проектов, так и развития внутри страны. Государство играет роль стабилизатора и компенсатора рисков при создании новой авиатехники. Государство участвует в принятии рисков на этапах научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, создания промышленных технологий и новых материалов, а также при выводе нового продукта на рынок. Основные формы и методы государственной поддержки отечественных авиапроизводителей разных стран во многом совпадают. При этом каждое государство стремится выработать собственные пути укрепления конкурентных позиций отечественных авиапроизводителей. В связи с этим важнейшей задачей остается соблюдение принципов честной конкуренции.

Литература
1. Ансофф И. Стратегическое управление / И. Ансофф. – М.: Экономика, 1999.
2. Lawrence K.P. Aerospace Strategic Trade / K.P. Lawrence. – Aldershot (England), 2001.
3. Lawrence K.P. Deep stall / K.P. Lawrence, W. D. Thornton. – Aldershot (England), 2005.
4. The U.S. Jet Transport Industry Competition, Regulation, and Global Market Factors Affecting U.S. producers // U.S. Department of Commerce International Trade Administration. Washington, DC. – March 2005 // ita.doc.gov/

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».