Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N1 / 2011

Структура логистической системы машиностроительного предприятия Белоруссии

Ковалёв М.Н.,
к. э. н., доцент кафедры маркетинга
Гомельского филиала Международного института
трудовых и социальных отношений

Промышленное предприятие – сложная система.

В ней происходит движение и преобразование различных производственных ресурсов для удовлетворения рыночной потребности в товарах и услугах и получения прибыли. Направленное движение ресурсов представляет собой потоки, эффективным управлением которых занимается логистика. «Логистическая система – это сложная структурно организованная и управляемая совокупность экономически, технологически и технически взаимосвязанных элементов, осуществляющих движение материальных и сопутствующих им потоков в бизнес-процессах» [1, с. 37].

Рассмотрение логистики предприятия с позиций системного подхода требует изучения всех элементов во взаимосвязи и взаимодействии. Для обеспечения единства и целостности предприятия логистическая система (ЛС) должна обладать свойствами устойчивости и адаптивности [2, с. 413]. ЛС должна работать стабильно и устойчиво в условиях изменения внутренней и внешней среды. При значительных колебаниях стохастических факторов внешней среды ЛС должна приспосабливаться к новым условиям, меняя параметры функционирования и критерии оптимизации. Такого рода колебания особенно характерны в условиях экономических кризисов, когда снижение платёжеспособного спроса на продукцию приводит к сбоям в цепях поставок материальных ресурсов как на выходе из системы (увеличение товарных запасов на складах сбыта), так и в самой системе (неравномерность потоков незавершённого производства) и на входе в систему (аритмия поставок сырья и материалов).

ЛС машиностроительного предприятия относится к сложным динамическим иерархическим и стохастическим системам с множеством взаимосвязанных и взаимодействующих звеньев (элементов). Звенья ЛС характеризуются относительной стабильностью своих целей и функционального назначения в рамках основных целей и стратегий ЛС.

Логистическая система конкретного предприятия является уникальной системой со своим набором элементов, факторов, связей и процессов, значительная часть которых являются стохастическими и субъективными, что определяет высокую степень неопределённости в поведении ЛС.

В связи с этим управление ЛС не может быть целиком формализовано, что вызывает  необходимость построения не только комплекса формализованных моделей, но и разработки эвристических (неформальных) процедур и правил. Логистическая система машиностроительного предприятия относится к микрологистическим системам, она обладает рядом особенностей, которые следует учитывать в логистическом менеджменте в условиях планомерного развития, а также при принятии антикризисных мер.

Например, логистическая система РУП «Гомсельмаш» характеризуется множеством и сложностью материальных потоков, что обусловлено:
- большими масштабами производства и продаж;
- многочисленностью поставщиков, посредников и потребителей и их территориальной  удалённостью;
- большой номенклатурой сырья, материалов и комплектующих изделий;
- разнообразием применяемых производственных технологий;
- огромным количеством деталей и сборочных единиц, применяемых в изделиях;
- сложностью межцеховых и внутрицеховых маршрутов движения деталей;
- необходимостью обеспечивать предпродажное и послепродажное обслуживание товаров. Специфической особенностью предприятия сельскохозяйственного машиностроения является то, что потребление большинства товаров носит ярко выраженный сезонный характер, что обусловливает неравномерность продаж в течение календарного года и усложняет сервис.

Основной целью ЛС в машиностроении является доставка материалов и товаров в необходимых номенклатуре и количестве в установленные сроки к местам хранения, производства, продаж и потребления с минимальными (нормативными) издержками.

ЛС в машиностроении обладают более развитой и сложной структурой по сравнению с ЛС в других отраслях. Большинство источников по логистике, рассматривая движение материальных потоков в производстве и обращении, как правило, анализирует стадии материально-технического обеспечения, производства и распределения товаров, не уделяя внимания стадии их потребления. Для машиностроительного предприятия важной составляющей маркетинговой деятельности является послепродажное обслуживание реализованных изделий. Промышленный сервис становится значимым фактором конкурентоспособности машиностроительного предприятия [3].

Кроме того, для машиностроительного предприятия характерны: движение материалов и запчастей для обеспечения технического обслуживания и ремонта оборудования в основном производстве; движение инструмента и технологической оснастки.

К важнейшим функциям логистики в машиностроении следует отнести:
- доставку сырья, материалов, комплектующих изделий и инструмента на предприятие, их хранение и распределение;
- перемещение предметов труда в процессе производства продукции между цехами, участками, рабочими местами;
- обеспечение сохранности готовой продукции, её распределение по звеньям сбытовой сети;
- доставку материалов, запасных частей и инструмента, необходимых для осуществления технического обслуживания реализованных товаров, потребителям и сервисным центрам.

Отсюда вытекает, что функциональными подсистемами ЛС машиностроительного предприятия являются (рис. 1):
- закупочная логистика;
- производственная логистика;
- распределительная (сбытовая) логистика;
- сервисная логистика.

К обеспечивающим подсистемам ЛС отнесём логистику запасов, складскую, транспортную, информационную и финансовую логистики, которые призваны «обслуживать» материальные потоки на всех стадиях снабжения, производства и потребления.

Складская логистика обеспечивает хранение материалов и продукции, погрузочно-разгрузочные и другие операции. Подсистема транспортной логистики обеспечивает перемещение грузов между звеньями логистической системы. Основной задачей информационной логистики является информационное обеспечение функциональных подсистем. Для решения этой задачи во всех функциональных подсистемах ЛС необходимо организовать учёт, контроль и анализ, сбор, накопление и обработку информации, необходимой для принятия управленческих решений. Задачи информационного обеспечения ЛС в настоящее время наиболее эффективно решаются в рамках корпоративных автоматизированных информационных систем.

Логистика запасов обеспечивает логистическую систему математическим аппаратом для расчёта параметров запасов в снабжении, производстве, сбыте и сервисе (уровни запасов, размер партии поставки, периодичность поставок, точка заказа).

Финансовое обеспечение возлагается на подсистему финансовой логистики. Очевидно, что функциональные и обеспечивающие подсистемы ЛС тесно взаимосвязаны между собой. Эти взаимосвязи видны в матрице основных задач, решаемых подсистемами (табл.; представлена укрупнённая модель взаимодействия функциональных и обеспечивающих подсистем логистической системы машиностроительного предприятия).


Возможно, выглядит спорным отнесение к производственной логистике задач по управлению материальными потоками во вспомогательном производстве: доставка материалов, запасных частей и инструмента на предприятие, хранение их на складах ОГЭ, ОГМех, ТТО, ИШО (инструментально-штампового отдела), перемещение между структурными подразделениями предприятия. Нами предметная область логистики распространяется также на вспомогательное производство машиностроительного предприятия. Объясняется это многочисленностью и масштабами данных потоков, зависимостью их от материальных потоков в основном производстве, а также сложностью управления ими.

Предложенная модель может служить основой организации логистики на предприятии, в  частности построения (модернизации) структуры управления логистикой.

Причём реорганизация при этом не потребует коренных преобразований структуры управления, так как данная модель легко «встраивается» в существующие структуры.

Функция управления запасами может быть возложена на специальный отдел либо распределена по функциональным подсистемам (ОМТС, ПДО и ИШО, отдел маркетинга, служба сервиса).

Литература
1. Логистика : учеб. пособие / И.М. Баско, В.А. Бороденя, О.И. Карпеко ; под ред. д-ра экон. наук, профессора И.И. Полещук. – Минск : БГЭУ, 2007.
2. Семененко А.И., Сергеев В.И. Логистика. Основы теории: учебник для вузов. – СПб. : Союз, 2001.
3. Ковалёв М.Н. Организация промышленного сервиса сельхозмашин // Стратегия и тактика развития производственно-хозяйственных систем : тез. докл. VI Междунар. науч.-практ. конф. (Гомель, 26–27 нояб. 2009 г.) : в 2 ч. Ч. 2. – Гомель : ГГТУ им. П.О. Сухого, 2009.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».