Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N6 / 2011

Инновационные услуги: понятие, виды, отличительные черты

Рожкова Е.В.,
к. э. н.,  доцент кафедры управления
Ульяновского государственного университета

Сегодня сфера услуг становится всё более значимой в экономике. Она создаёт многочисленные рабочие места, вносит существенный вклад в национальный продукт. Изменение отношения экономической науки к осмыслению феномена услуг проявляется в том, что его изучение перемещается в центр экономического знания.

В многообразии определений и классификаций услуг в современной экономической литературе мне не удалось обнаружить чёткого определения инновационной услуги либо классификации, в которой встречается подобный вид услуг. Характеристики инновационной услуги обнаруживают различия в понимании феномена.

Так, Л. Берри, В. Шанкара, Дж. Т. Пэриш, Сю Кадвалладер и Т. Доцела в работе «Creating New Markets Through Service Innovations» отмечают [2], что инновационная услуга – это сервис, способный либо сформировать совершенно новый рынок, либо таким образам реформировать существующий, чтобы получать непредусмотренную прибыль в течение длительного времени. Авторы выявляют различие инновационных услуг по двум критериям: по типу выгоды или пользы (benefit), которую они приносят потребителю, и по уровню «отделяемости» (separability) услуги. В первом случае бизнес порождает инновации, предлагая новую значимую услугу или новый способ её предоставления. Второй критерий касается того, должна ли услуга быть произведена и  предоставлена в одно и то же время.

Такая классификация подходит для разграничения различных маркетинговых нововведений. Как следует из приведённых авторами примеров, новые виды услуг далеко не всегда предполагают наличие продуктовых либо технологических инноваций (если придерживаться определения инноваций [7]).

Используя так называемый узкий подход к трактовке понятия «инновация», считаю необходимым аналогичный подход применять и к определению инновационной услуги. Инновационность – свойство, присущее лишь тем решениям, которые обладают объективной (мировой) новизной. Владелец инновации обладает монопольной властью на право её использования (и соответственно может это право передавать). Соответственно инновационная услуга – услуга, обладающая объективной новизной, т. е. впервые оказываемая потребителю и формирующая, по сути, новый рынок.

Думаю, что инновационная услуга не обязательно связана с инновационным продуктом (технологией). Например, патентную защиту вправе получить не только изобретение (устройство, способ, вещество…), но и полезная модель (новая комбинация элементов), и промышленный образец (внешний вид изделия). Соответственно объективная новизна услуги может проявляться ещё и в том, что за счёт впервые осуществлённой комбинации традиционных услуг создаётся новый рынок, поскольку новая услуга направлена на удовлетворение (или формирование) новой потребности субъектов (педикюр для черепах).

Таким образом, инновационные услуги могут разделяться на несколько видов:
– услуги по разработке инновации;
– услуги, использующие инновацию;
– услуги, формирующие новые рынки.

Услуги по разработке инновации (весь комплекс НИОКР (1), маркетинг). Несомненно, разработка новации сопряжена с поиском нетрадиционных решений как технического, так и художественно-конструкторского плана. Это означает, что услуга по разработке будущей инновации сама по себе инновационна. Данный вид услуг считаю возможным называть «интеллектуальная инновационная услуга».

Услуги, использующие инновацию (услуга, оказываемая с применением инновации продукта или инновации-технологии). Предлагаю данный вид инновационных услуг называть «чистая инновационная услуга», поскольку наличествует не только новизна собственно услуги, но и новизна изделия, с помощью которого данная услуга оказывается. Скорее всего, услуга будет оказываться с применением изобретения, а не полезной модели и промышленного образца (как, например, первые компьютерные томограммы органов). Но не исключены и другие варианты. Можно наблюдать примеры успешной реализации услуг, предполагающих использование инноваций – полезных моделей (оснащение залов в кинотеатрах креслами с ложементом для поп-корна). Конечно, вряд ли существенно отличится от традиционной услуга, оказываемая с использованием инновации – промышленного образца (характеризующегося изменениями художественноконструкторского плана, во внешнем виде изделия: например, использование в салоне красоты приспособлений для маникюра необычной формы и цвета). Но, пока субъект  владеет монопольным правом на использование подобной улучшающей или псевдоинновации, услуга вполне может считаться инновационной.

Услуги, формирующие новые рынки (услуга, не предполагающая использование инновации, но впервые предлагаемая на рынке, например чистка зубов домашним животным). Данный вид услуг предлагаю называть «оригинальная услуга» (по аналогии с критерием «оригинальность», применяемым к промышленному образцу (нестандартность внешнего вида) и отчасти связанным с критерием «новизна», применяемым и к полезной модели (важными являются новизна не элементов, а лишь их комбинации). Непросто доказать первенство компании в предоставлении услуги. В случае с чистой инновационной услугой характерным признаком будет документ – патент либо лицензия, дающие право использовать те или иные инновации при оказании услуги. Для оригинальных услуг возможности патентования отсутствуют. Тем не менее оригинальные услуги формируют новый рынок, где компания-«первопроходец» будет некоторое время монополистом. Кроме того, фирма – производитель оригинальной услуги, стремясь обеспечить защиту репутации и имиджа, наверняка зарегистрирует и будет продвигать свой знак обслуживания и бренд. Соответственно признаком оригинальной услуги будет являться отсутствие конкурентов на мировом рынке и наличие уникального бренда.


(1) Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы.


Ряд отечественных исследователей [5, 6] активно используют понятие интеллектуальной услуги.

Для того чтобы уяснить степень совпадения терминов «инновационная» и «интеллектуальная» услуга, охарактеризую сущность последнего понятия.

Как отмечает М. Дорошенко, сегодня можно утверждать, что в сфере услуг выделился так называемый четвертичный сектор – крупная часть экономики, обладающая сходными общими характеристиками, которые позволяют отделить её от других частей экономики в теоретических и практических целях. Название «четвертичный» используется в развитие классификаций К. Кларка и А. Фишера, различающих первичный, вторичный и третичный сектора экономики [1]. Понятие «четвертичный сектор» использовал и Д. Белл, относя к данному сектору торговлю, страхование, операции с недвижимостью и финансами (оставляя третичному сектору транспорт и коммунальное хозяйство).

Более того, Белл выделял и «пятеричный» сектор – здравоохранение, образование,  исследовательскую деятельность, государственное управление и отдых. Нам важен сам факт выделения особой группы услуг, обособившейся вследствие стремительного развития науки и техники.

В зарубежных источниках встречается словосочетание knowledge-intensive services (KIS), что переводится как «знаниеёмкие услуги», но, по существу, характеризует тот же сектор услуг. Представления исследователей о составе сектора интеллектуальных услуг неоднородны. Но все авторы пытаются выделить перечень услуг, оказание которых требует от производителя высокой квалификации и профессиональных знаний в наиболее актуальных и относительно недавно сформированных секторах услуг [3, 4, 6]. Конечно, различия в подходах во многом определены разницей в классификационных критериях. Более того, в современных условиях вряд ли могут абсолютно точно быть определены границы сектора интеллектуальных услуг.

А. Яковлев отмечает [8]: «По существу сегодня можно говорить о том, что с помощью ИКТ знания, продуцируемые… в секторе интеллектуальных услуг, проникают в традиционные отрасли, резко повышая их эффективность и превращая их в элементы новой экономики».

М. Дорошенко доказывает, что для причисления услуги к четвертичному сектору, а значит, и к интеллектуальным услугам, важна индивидуализация, гетерогенность продукта. В четвертичном секторе присутствуют только услуги, являющиеся частично стандартизированными либо полностью индивидуализированными. Иными словами, лишь исключительность услуги, её адаптированность под нужды и особенности конкретного потребителя отличают  интеллектуальную услугу от стандартизированной, характерной для третичного сектора экономики.

Согласна, уникальность свойственна и инновационным услугам. Однако опрометчиво  отождествлять интеллектуальные услуги с инновационными.

Так, многие направления, отмеченные исследователями, не предполагают обязательного  получения абсолютно новых знаний (по крайней мере, будет сложно доказать первенство), хотя требуют активной интеллектуальной деятельности (бухгалтерская деятельность, работа с базами данных). Не всегда обязательно наличие собственно инновации (товара, технологии) при оказании услуги, да и рынки некоторых указанных услуг сложно назвать вновь созданными.

Часть интеллектуальных услуг является одновременно сферой услуг инновационных. К ним будут относиться те услуги, которые не связаны с производством и реализацией нововведений, а предполагают производство или использование инновационных продуктов, технологий либо связаны с открытием нового сектора рынка услуг (рис. 1).

Как следует из рисунка, любой вид интеллектуальных услуг может являться инновационной услугой, если связан с производством и использованием не простого нововведения, а инновации. Самыми интеллектуальными являются услуги по производству инновации. При оказании услуг с использованием инновации доля услуг интеллектуальных несколько меньше; среди услуг, формирующих новые рынки, интеллектуальные услуги занимают ещё меньшее место.

Для пояснения данного утверждения необходимо определить характерные черты  интеллектуальной инновационной услуги.

Интеллектуальной инновационной услуге должны быть свойственны черты интеллектуальной услуги как таковой. Это значит, что интеллектуальная услуга не может быть типовой. Её нельзя оказать без адаптации к особенностям конкретного потребителя.

Получается, что её каждый раз нужно придумывать заново.

У интеллектуальной услуги клиент является «сопроизводителем». Фирма, оказывающая услугу, предоставляет свой интеллектуальный ресурс (квалифицированный труд), а потребитель услуги вкладывает ресурс информационный, характеризуя свои нужды, особенности и ограничения.

Оказание интеллектуальной услуги предполагает, что у клиента есть не только потребность в ней, но и способность применить услугу в своей деятельности. Поэтому непременным условием оказания интеллектуальной услуги является способность клиента к её восприятию. И наконец, в цене таких услуг велика доля добавленной стоимости, произведённой высококвалифицированным трудом.

Однако не весь набор инновационных услуг можно отнести к интеллектуальным услугам. Так, если при осуществлении консультационной, аудиторской, рекрутинговой деятельности не применяются и не производятся инновации, отнести эти виды интеллектуальных услуг к инновационным нельзя. И наоборот, впервые оказываемая оригинальная услуга, формируя новые рынки и являясь соответственно инновационной, может содержать крайне мало черт интеллектуальной услуги (например, установка телевизоров в такси).

Согласно таблице 1 максимальное совпадение интеллектуальной и инновационной услуги наблюдается в НИОКР и маркетинге (там, где маркетинг занят поиском нетрадиционных комбинаций и модификаций услуг). Во всех остальных видах далеко не обязателен высокий уровень интеллектуальной составляющей инновационной услуги.

Так, например, использование банковских карт для оплаты коммунальных платежей (чистая инновационная услуга) предполагает наличие у клиента неких возможностей и навыков, без которых реализация данной услуги невозможна. Однако услуга по уборке помещений с использованием инновационной техники – также чистая инновационная услуга – не предполагает особых знаний и умений у потребителя услуги.

Литература
1. Fisher A. G. B. Production, Primary, Secondary and Tertiary. Economic Record. – № 15, June 1939. Pp. 24–38.
2. Материалы сайта marketing-ua.com/articles.php?articleId=469
3. Muller E., Zenker A. Analysis of Innovation-oriented Networking between R&D Intensive Small Firms and Knowledge-Intensive Business Services: Empirical Evidence from France and Germany. Proceedings of the High-Technology Small Firm Conference. 4–5 June 1998. Univ. of Twente (the Netherlands). Pp. 175–203.
4. Windrum P., Tomlinson M. Knowledge-Intensive Services and International Competitiveness: A Four Country Comparison. Technology Analysis and Strategic Management, vol. 11. – № 3. – September 1999. – Pp. 391–408.
5. ДорошенкоМ. Интеллектуальные услуги сегодня и завтра // Форсайт. – 2007. – № 2. – С. 37–45.
6. Кузьминов Я. и др. Россия: формирование институтов новой экономики. Тезисы. – М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. 2003. – С. 6.
7. Рожкова Е., Зайдуллина Ч. Инновационные и самообучающиеся организации: проблема соотношения понятий // Вестник университета (ГУУ). – 2008. – № 13. – С. 90.
8. Яковлев А. Интеллектуальный потенциал России и экономический рост.  ecsocman.edu.ru/db/msg/151828

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».