Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2011 год | Статьи из номера N6 / 2011

Методика динамической оценки эффективности оперативного управления предприятием

Зубкова О. В.,
к. э. н., доцент кафедры
финансового менеджмента
Уральского социально-экономического института
Академии труда и социальных отношений

Ходоровский М. Я.,
д. э. н., профессор, заведующий кафедрой
«Банковское дело»
Уральского федерального университета
им. Б. Н. Ельцина

Системы показателей оценки эффективности деятельности предприятия активно совершенствуются зарубежными и отечественными экономистами. Для приближения систем показателей к действительной практике необходимо учитывать динамику финансового состояния хозяйствующего субъекта, что требует расчёта индексов движения индикаторов и построения «цепочек» индексов, отражающих качественное изменение финансового состояния [1]. Существующие на настоящий момент разрозненные требования к динамике показателей финансового состояния включают:

1) «золотое правило бизнеса», отражающее рост эффективности использования капитала и относительную экономию затрат [3]:

где I – индекс роста;
QЦ – выручка от реализации продукции;
QП – валовая прибыль или прибыль от продаж;
П700 – среднегодовой объем капитала предприятия.

Расшифровку данного правила разумнее начинать справа:
 – постоянный рост капитала, инвестированного в деятельность предприятия, должен обеспечивать развитие его бизнеса;
 – развивающийся бизнес должен генерировать на предприятии существенный прирост финансовых результатов, темпы роста выручки должны превосходить темпы роста инвестиций;
 – на предприятии должен обеспечиваться приоритет в темпах роста конечного финансового результата (прибыли) по сравнению с ростом экономического результата (выручки от продаж);

2) правила комплексного управления текущими активами и пассивами с использованием нормативной динамики собственных оборотных средств (СОС) и текущих финансовых потребностей (ТФП):

где А190 – внеоборотные активы;
А290 – оборотные активы;
П490 – собственный капитал предприятия;
П590 – долгосрочный заёмный капитал;
П620 – краткосрочный заёмный капитал;

3) следующий из «золотого правила бизнеса» принцип превышения темпов роста выручки от реализации над себестоимостью реализованной продукции:

где QC – себестоимость реализованной продукции;
QЦ – выручка от реализации;
QП – валовая прибыль предприятия.

В практике финансового анализа используются более сотни финансовых коэффициентов, позволяющих в динамике оценить финансовое состояние предприятия, а также оценить достижения целей его деятельности. Цели различных контрагентов (стейкхолдеров) предприятия могут быть разнонаправленными.

При стремлении к удовлетворению целей различных стейкхолдеров возникают финансово-экономические противоречия, включающие [2]:

1. Противоречие между минимизацией стоимости капитала (WACC) и максимизацией отдачи от его вложения в элементы активов (Rа). Часто стоимость капитала, привлекаемого для финансирования активов, превышает отдачу от них, что ведёт в возникновению упущенной выгоды. Более того, при минимизации стоимости капитала невозможны масштабные инвестиции, являющиеся залогом роста финансовых результатов в перспективе.

2. Противоречие между увеличением экономической рентабельности (Rк) и ростом ликвидности и платёжеспособности, представленной показателями коэффициентов текущей и абсолютной ликвидности  Если предприятие поддерживает достаточно большой резерв ликвидных средств (для поддержания гарантированной платёжеспособности), это, во-первых, приводит к замедлению оборачиваемости капитала, а во-вторых, к возникновению упущенной выгоды от их прибыльного альтернативного вложения. Анализ зависимости, регламентированной формулой Дюпона, показывает отрицательное влияние снижения коэффициента деловой активности (возникающее при замедлении оборота капитала) и снижения рентабельности оборота (при возникновении упущенной выгоды) на динамику экономической рентабельности.

3. Противоречие между ростом маржинального дохода (МД) и снижением операционного риска. Рост маржинального дохода напрямую ведёт к росту операционного риска деятельности,  выражаемого показателем операционного рычага (ОР), если не обеспечивается превышение темпов роста прибыли над темпами роста маржинального дохода.

4. Противоречие между минимизацией налогов (Нал) и максимизацией стоимости бизнеса, выраженной показателем ценности капитала (ЦК) [4]. В условиях кризиса предприятия стремятся обеспечить достаточный уровень платёжеспособности, что требует поддержания резерва ликвидных средств. Уменьшение налоговых платежей решает проблему экономии денежных средств, но сопровождается как сокращением прибыли до налогообложения, так и уменьшением стоимости имущества. Снижение данных показателей, в свою очередь, ведёт к снижению стоимости бизнеса. Минимизация прибыли до налогообложения приводит к соответствующему сокращению чистой прибыли (и реинвестиций из неё), что ведёт к замедлению темпов роста собственного капитала предприятия. Сокращение стоимости основных средств ведёт не только к снижению налога на имущество, но и к снижению стоимости фирмы при оценке её активов.

5. Противоречие между максимизацией реинвестиций (Реинв) и максимизацией дивидендов (Див). В условиях кризиса существует две разнонаправленные тенденции.

С одной стороны, при усложнении получения кредитного финансирования (его удорожание, ухудшение финансового состояния предприятий – потенциальных заёмщиков) предприятиям для пополнения финансовых источников необходимо наращивать долю реинвестиций из чистой прибыли. С другой стороны, акционеры стремятся компенсировать возросший риск вложений в данный бизнес большей ставкой дивидендов.

Наш подход к проведению динамической оценки эффективности заключается в построении взаимосвязанной системы индексов роста критериев оперативного управления предприятием, представленной в виде «колеса эффективности» (рис. 1).

Данная система включает десять параметров (критериев оперативного управления),  расположенных попарно (согласно пяти вышеуказанным системным противоречиям).

Двойной линией выделено наиболее важное с позиций целеполагания контрагентов предприятия базовое противоречие между повышением рентабельности и повышением ликвидности, поскольку результаты его решения положительно отражаются на процессах решения прочих противоречий.

Показатели, располагающиеся на оси «Рентабельность  – Ликвидность  или
должны стремиться к максимуму, что отражено разнонаправленными стрелками.

Показатели, располагающиеся на осях «Ценность капитала (ЦК) – Налоги (Нал)»,  «Маржинальный доход (МД) – Операционный рычаг (ОР)», «Рентабельность активов
– Средневзвешенная цена капитала (WACC)» разнонаправлены. Тот показатель, который должен быть максимизирован, отмечен стрелкой, тот, который должен стремиться к минимуму, отмечен точкой. На схеме выделено «полюсное противоречие».

Смысл его в том, что на стадиях стабильности и кризиса (роста) полюса меняются.

То есть в условиях кризиса и роста вверху располагается индекс роста реинвестиций, а на стадии стабильности – индекс роста дивидендов.

Наиболее важна регламентация знаков «больше/меньше» для указанных на схеме индексов роста показателей.
Так,  Поскольку акционеры (собственники) предприятия являются одними из самых значимых стейкхолдеров, учёт их интересов становится в условиях стабильности наиболее значимым критерием принятия решений.
 Ценность капитала выражает разность между дисконтированными поступлениями и выплатами, а маржинальный доход разницу между выручкой (которая всегда меньше поступлений, в которые включаются ещё и кредиты, и прирост капитала за счёт дополнительной эмиссии акций) и переменными затратами, которые, в свою очередь, всегда меньше выплат предприятия. В условиях стабильного роста поступления и выплаты растут непропорционально (поступления растут быстрее выплат, что и приводит к росту ценности капитала). Выручка и переменные затраты изменяются пропорционально за счёт динамики натуральных объёмов деятельности. В результате экономии на постоянных затратах (эффект масштаба) ценность капитала всегда будет возрастать быстрее маржинального дохода.
 Экономическая рентабельность, регламентирующая отношение прибыли к капиталу, в условиях кризиса возрастает медленнее маржинального дохода, поскольку преимущественная часть чистой прибыли реинвестируется в бизнес, что приводит к наращиванию капитала. Темпы его роста существенны, что замедляет рост экономической рентабельности.
 Экономическая рентабельность в условиях стабильности может возрастать быстрее маржинального дохода, поскольку всё больше чистой прибыли направляется на дивиденды, что приводит к замедлению темпов роста капитала на фоне более быстрого темпа роста валовой прибыли.
 Средневзвешенная рентабельность активов всегда возрастает медленнее, поскольку из прибыли при её расчете извлекается часть, «заработанная» трудовыми ресурсами. То есть совокупные оборотные и внеоборотные активы (равные капиталу) приносят прибыли меньше, чем в показателе экономической рентабельности.
 В условиях стабильности существенно возрастает объём дивидендов, что приводит либо к сокращению реинвестиций, либо замедлению их роста. То есть темпы роста средневзвешенной рентабельности активов превышают темпы роста реинвестиций.
 В условиях кризиса и роста существенное наращивание дивидендов не является ключевым критерием принятия решений, что приводит к интенсивному наращиванию  реинвестиций, темпы их роста превышают темпы роста средневзвешенной рентабельности активов.
 Поскольку акционеры (собственники) предприятия являются одними из самых значимых стейкхолдеров, ценность акционерного капитала всегда должна возрастать быстрее, чем цена прочих видов капитала, т. е. средневзвешенная цена капитала всегда будет расти медленнее дивидендов (в условиях стабильности).
 В условиях роста предприятие должно стремиться к стабильности  коэффициента текущей ликвидности, т. е. индекс его роста должен быть

В этом случае средневзвешенная цена капитала всегда будет возрастать быстрее, чем уровень текущей ликвидности.
 В условиях кризиса и стабильности предприятие стремится к минимизация затрат, связанных с ценой капитала, обеспечивая при этом гарантированный уровень ликвидности.
 Стремление к сокращению операционного риска (в том числе и риска неплатёжеспособности) регламентирует превышение индексом роста коэффициента текущей и абсолютной ликвидности индекса роста операционного рычага предприятия.
Данная зависимость выполняется только в условиях роста, когда предприятие не стремится к сокращению операционного рычага, а, напротив, поощряет его повышение, предопределяя тем самым рост прибыли с каждого рубля реализации.
 В условиях кризиса и стабильности уровень налогов будет расти быстрее, пропорционально наращиванию прибыли и объёмов деятельности, поскольку предприятие будет стремиться к снижению операционного риска деятельности.
 В условиях стабильности предприятие наращивает долю дивидендов, т. е. рост доли реинвестиций не является наиболее важным критерием, поэтому объём уплачиваемых налогов будет расти быстрее, чем объём реинвестиций.
 В условиях кризиса и роста предприятие стремится к финансированию за счёт собственных источников, т. е. активно наращивает долю реинвестиций, при этом также стремится к экономии налоговых выплат, что приводит к появлению представленной индексной взаимосвязи показателей.

Кроме индексов роста и их взаимосвязей, о наступлении периодов кризиса, стабильности и роста свидетельствуют в первую очередь абсолютные значения показателей (табл. 1).

Следующим этапом идентификации ситуации является проверка выполнения критериев по отношению к индексам роста отдельно исследуемых показателей (табл. 2).



С учётом описанных взаимосвязей индексных показателей сгруппируем их для периодов кризиса, стабильности и роста (табл. 3, рис. 2).

Предложенный подход позволяет выявить соответствия текущих значений и динамики целевых показателей заявленной стратегии предприятия.

Методика динамической оценки эффективности оперативного управления может применяться на промышленных предприятиях различной отраслевой принадлежности, поскольку основана на данных официальной финансовой отчётности. Данная методика, на наш взгляд, будет полезной как для специалистов финансовых служб промышленных предприятий, занимающихся финансово-экономическим анализом текущей деятельности, так и для специалистов в области стратегического планирования и анализа.

Литература
1. Блага З. С., Йндржиховска И. Как оценить состояние финансового здоровья фирмы // Финансовая газета. – 1998. – № 5. – С. 12.
2. Зубкова О. В. Системные противоречия, возникающие в процессе оперативного управления промышленным предприятием // Экономический анализ: теория и практика. – 2010. – № 18 (183). – С. 39–49.
3. Черевко А. С., Зубкова О. В. Экономика организации (предприятия): учеб.-наглядное пособие. – Челябинск, 2007.
4. Хан Дитгер. Планирование контроль: концепция контроллинга. – М.: Финансы и статистика, 1997.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».