Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2012 год | Статьи из номера N1 / 2012

Гражданское общество как механизм гражданской самоидентификации общества

Денисов В.М.,
д. т. н., заместитель
генерального директора
ОАО «Электромеханика»

Схема взаимодействия общества, государственной власти и гражданского общества [1] опирается на несложную систему причинно-следственных связей:
- общество как совокупность людей и групп нуждается в услугах управления и с этой целью тем или иным способом создаёт систему государственного менеджмента;
- государственная власть, наделённая обществом властными полномочиями, структурно организованная как иерархическая система менеджмента, оказывает эти услуги обществу; общество платит за это лояльностью и деньгами;
- гражданское общество как социальный институт в ходе долговременной социальной практики непрерывно накапливает и осмысливает знания, которые и создают представление общества о государственной власти.

Отношения общества и государства строятся как система прав и взаимных обязательств каждой стороны.

В этой системе гражданское общество позволяет обществу сформировать устойчивую долговременную позицию в отношении системы государственной власти. Каким образом непрерывное, во многом хаотичное движение идей гражданского общества преобразуется в позицию общества, создающего государственную власть? Фактически речь идёт о механизмах гражданской самоидентификации общества.

Гражданское общество не приходит на баррикады…
Попробуем разделить понятия «общество» и «гражданское общество». Эти два термина часто становятся объектом взаимной подмены.

Общество – совокупность людей, добавлю, «и групп», понимая при этом, что группы вторичны. Поскольку предметом нашего внимания является взаимодействие общества и государства, нужно наложить на это определение ряд хорошо известных ограничений (чтобы исключить из рассмотрения, например, глобальное общество). Итак: общество – это совокупность людей и групп, объединённых исторически сложившимися формами их взаимосвязи и взаимодействия в целях удовлетворения своих потребностей [2].

Перейдём к термину «гражданское общество».

Гражданское общество – это социальный институт, представляющий собой систему относительно устойчивых и долговременных форм социальной практики, в ходе которой общество осознаёт потребность в услугах государственной власти, формирует представление о власти и определяет свою позицию.

Таким образом, гражданское общество как один из социальных институтов отражает процессы, происходящие всего лишь в одном секторе общественного сознания.

Общественная жизнь протекает в форме взаимодействия людей, групп и государства.

Гражданское общество – это система идей, которая формируется и развивается в процессе взаимодействия общества и государства.

Общество – носитель идей гражданского общества, и это означает, что общество способно совершать действия (прийти к избирательным урнам, выйти на баррикады), а гражданское общество как подвижная система идей о власти и об отношении общества к ней никогда действий не совершает. Гражданское общество существует в знаниях, желаниях и иллюзиях людей и групп, образующих общество, и формируется в ходе взаимодействия частей общества.

Единство цели и средства – признак зрелости гражданского общества
Общество, накапливая и осмысливая опыт и идеи государственного строительства, формирует собственное представление об идеальной власти и пытается претворить это представление в жизнь. С этой точки зрения общественная жизнь представляет собой непрерывный процесс бесконечных попыток создать идеальную власть.

Однако воспроизводство власти не является самоцелью: исходный мотив гражданской активности общества – создание условий собственного существования. С этой точки зрения идеальная власть – это та власть, которая может, например, обеспечить «условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека» (Конституция РФ).

Длина мостика между представлением об условиях собственного существования и способом обеспечить эти условия, видимо, и может служить мерилом зрелости гражданского общества. Тогда высшей точкой развития гражданского общества может считаться состояние слияния цели (условия существования) и средства её достижения (воспроизводство соответствующей государственной власти).

В любом обществе существует гражданское общество и существует именно как система осмысления социальной практики в целях воспроизводства власти. И в зависимости от его зрелости, от системы накопленных и осмысленных социальных практик, от действующей системы ценностей будет непрерывно формироваться текущее представление общества о власти. Чем яснее общество представляет способ управления властью, тем более зрелой может считаться его гражданская самоидентификация и соответственно более зрелым и развитым является гражданское общество.

Гражданское общество как результат взаимодействия общественных групп
Представление о государственной власти, которое непрерывно вынашивает гражданское общество, развивается в ходе взаимодействия различных групп общества. Эти группы являются материальным носителем идей гражданского общества, и они же, эти группы, участвуют в их реализации (буквально: идеи гражданского общества, овладевая массами, становятся материальной силой, устанавливающей власть).

Неизбежно возникает вопрос: какова же механика распространения в обществе идей гражданского общества? Общая схема понятна: общество накапливает и осмысливает свой собственный опыт, каждая общественная группа делает это способом, свойственным именно этой группе. Обмен знаниями между группами приводит к взаимопроникновению идей, их переосмыслению. Хотя полного слияния позиций разных групп не происходит, тем не менее общее идейное поле выравнивается, во всяком случае, у каждой группы появляется знание о позиции соседней группы, и это знание обязательно учитывается группой.

Назовем основные группы, взаимодействие которых сильнее влияет на формирование позиции гражданского общества. В качестве базовой используем демократическую модель формирования системы государственного менеджмента.

Распределим общественные группы по двум уровням. К верхнему уровню отнесём те группы, которые осуществляют как процедурную (непосредственно участвуют в процедурах формирования власти), так и идейную (накопление, осмысление и развитие идей государственного менеджмента) функции.

В демократическом обществе к этому уровню относятся две группы: граждане и общественные объединения, преследующие политические цели (в первую очередь политические партии).

Ко второму уровню, который назовём базовым, отнесём общественные группы, выполняющие, как правило, только идейную функцию: семья, церковь, институты социализации, средства массовой информации (СМИ), институты бизнеса, интернет-сообщество.

Такая двухуровневая система отражает основную механику формирования и реализации идей гражданского общества.

Для дальнейших рассуждений не требуется рафинированного разделения смысла терминов «общественная группа» и соответствующий «социальный институт». В связи с этим далее мы не будем каждый раз напоминать, например, что семья и институт семьи не являются синонимами.

Группы верхнего уровня питаются идеями базовых групп. Переосмысливая их, развивая и структурируя, они пытаются реализовать эти идеи на практике.

Гражданин как первоисточник власти
Подобно молекуле, которая является наименьшей частицей химического вещества и носителем его свойств, гражданин как член общества также может рассматриваться как элементарный носитель представлений общества о власти. Проводя практически всю жизнь в обществе близких ему людей, усваивая по ходу жизни общественные нормы и ценности (социализируясь), человек становится выразителем идей общества или какой-то его группы. Мы обязаны рассматривать человека в двух его проявлениях: как гражданина и как личность.

Гражданин принадлежит на правовой основе к какому-то государству, является носителем гражданских прав и обязанностей своей страны. По сути, гражданин – это абстрактная модель члена общества, наделённого в своём государстве некоторым набором прав.

Гражданин, обладающий политическими правами, которые в действительности составляют лишь часть его гражданских прав, имеет право участвовать в формировании органов власти. В демократическом государстве именно эта функция человека как гражданина является уникальной: ни один другой институт не имеет таких прав.

В этом смысле гражданин – первичный источник государственной власти.

Но если мы ограничимся рассмотрением члена общества исключительно в аспекте его гражданских прав, то потеряем возможность понять, каковы мотивы его поведения в момент выборов, почему он требует предоставить ему право избирать или игнорирует эту возможность.

Под каждым гражданином «скрыта» личность – устойчивая система мировоззренческих, психологических и поведенческих признаков. Личность есть продукт общественного развития и включения человека в систему социальных отношений.

Способность обладать гражданскими правами (правоспособность) всего лишь даёт повод и предоставляет возможность гражданину реализовать себя в обществе, но только свойства его личности определяют то, как он в действительности реализует эти права. Личность активная, способная к гражданской самоидентификации, будет стремиться реализовать свои гражданские права, оставаясь при этом в поле закона, признавая, что рядом с правами всегда идут обязанности. Именно личность, а не гражданин впитывает опыт предыдущих поколений и их представление о хорошей и плохой государственной власти.

Судьба общества и судьба государства зависят от того, какими правами наделены его граждане и какой тип личности преобладает в государстве (табл. 1). Тоталитарное государство заинтересовано в преобладании слабых разрозненных людей с мизерными правами. Демократическое государство формируется путём проявления осознанной воли свободных людей в условиях свободного выбора.

К урне для голосования приходит гражданин, но мнение он выражает как личность, воспитанная в общественной среде и отражающая её представления.

Человек как первоисточник власти объективно превращается в предмет борьбы, на который направлена активность всех общественных групп – от семьи до партии.

Матрица, представленная в табл. 1, может служить универсальным средством оценки состояния гражданского общества. Весьма интересна динамика изменения матрицы, например смена преобладающих в обществе позиций. Например: быстрый переход из пассивного состояния в активное (особенно остро эти процессы протекают в период экономических кризисов) и относительно медленный обратный переход в условиях длительного благополучного развития.

Общественные объединения, преследующие политические цели
В структуре любого общества присутствуют общественные объединения, преследующие политические цели. В современном мире к ним в первую очередь относятся политические партии. Видимо, появление первых партий относится ко времени появления государства, что, впрочем, легко объяснимо: политические партии всегда имеют цель обладать властью либо определять политический курс государства или хотя бы участвовать во власти через своих представителей.

Принципиальное отличие политических партий от других общественных групп состоит в том, что первым нужно быть во власти, для вторых власть – всего лишь инструмент создания нормальных условий для жизни.

Политические партии осознанно осмысливают идеи гражданского общества, это необходимо им для формирования собственной идеологической базы, позволяет говорить с электоратом на его языке.

Путь политической партии может включать несколько этапов:
1) оппозиционный: партия сливается с обществом, впитывает его идеи, осмысливает, развивает и внедряет в общество собственные идеи. Главным объектом влияния в этот период является гражданин;
2) правящий: политические задачи решены, партия приходит к власти, начинается процесс срастания партии и власти. Партия ищет компромисс между необходимостью и возможностью исполнить заявленную программу. Если задача сохранения власти становится самостоятельной и первостепенной, начинает развиваться кризис власти;
3) снова наступает оппозиционный этап. В нём неизбежно вызревают предпосылки, позволяющие партии надеяться на возвращение во власть, поскольку нет более эффективного могильщика действующей власти, чем сама действующая власть.

Таблица 2 отображает место каждой из двух названных групп в процессах формирования позиции гражданского общества.

Мы можем считать, что в позиции гражданина учтена история жизни пяти поколений (память об условиях жизни двух предыдущих поколений, надежда на светлое будущее детей и внуков – всего около 100–150 лет). Позиция партии формируется на сравнительно короткий период (в лучшем случае от двух до трёх сроков действия избранной власти). Партийная конъюнктурность (в рациональном смысле этого слова) дополняется и компенсируется слабой активностью граждан как носителей идеи государственной власти.

Группы базового уровня – общественные группы, главная роль которых сводится к накоплению собственных представлений о власти. Эти представления питают группы верхнего уровня, непосредственно участвующие в формировании власти.

Семья как источник первичных представлений о власти
Среди многочисленных прав и обязанностей семьи [3] мы не найдем упоминания о её политических правах. В семейном праве этот аспект вообще не рассматривается.

Однако семья является активным потребителем услуг, которые производит государство, и ей небезразлично их качество. Основная роль семьи в системе гражданского общества состоит в формировании первичных представлений о том, что такое достойная жизнь и какой должна быть власть, способная обеспечить эти условия. Семья передаёт эти знания своим членам, которые обычно рано или поздно получают правоспособность.

Принадлежность каждого гражданина к конкретному роду задана фактом рождения в семье. Кровнородственные связи – возможно, самые сильные межличностные связи, и разрушить эти связи очень сложно. Поэтому плоды первичной социализации гражданина, в том числе и сформированное в семье отношение к власти, являются наиболее устойчивыми. Изменение в представлениях гражданина об идеалах государственного управления может начаться чуть позже, уже на этапе вторичной социализации (в школе, в университете). В то же время роль семьи в общественной жизни и в процессах гражданского общества понемногу слабеет.

Религия как хранитель духовных ценностей
С позиции гражданского общества уникальность религии состоит в том, что это единственный институт, который во все времена целенаправленно размышлял над основными духовными ценностями, сохранял их и нёс в общество. Если семья представляет собой локальную среду, где позиция гражданина формируется и закрепляется силой кровнородственных связей, то религия создаёт среду, в которой добро названо добром, а зло названо злом. И эта система ценностей понятна каждому гражданину общества. Более того, эти же ценности заложены в основу системы государственного управления демократических государств. И если религия не даёт советов, как строить власть, то она даёт критерии достойных условий жизни.

Институты вторичной социализации
Если первичная социализация проходит в рамках семьи, то вторичная – в рамках регулярных организованных групп, таких как детский сад, школа, университет, дворовые сообщества и трудовые коллективы. В системе гражданского общества основная задача этих институтов: передать члену общества набор принятых в обществе норм и ценностей, как правило, близких к тем, которые несёт семья.

Однако эти же институты могут быть использованы как канал влияния, как способ внедрения в головы правоспособных граждан модели госуправления, отличной, например, от той, как видят её семья или религиозная община.

Средства массовой информации
В системе гражданского общества СМИ могут рассматриваться как совокупность общедоступных вторичных источников информации: через них до получателя доходит либо информация о некотором событии, либо экспертная оценка, либо и то и другое одновременно.

СМИ также могут использоваться как канал влияния на общество. Сила этого влияния возрастает в период избирательных компаний. Однако ожидать, что СМИ способны долго формировать позицию граждан, не приходится. При отсутствии кризисных явлений в экономике потребителя информации мало интересует мнение СМИ о целях гражданского общества.

В последнее десятилетие все явственнее проступает тенденция угасания роли СМИ как источников информации и экспертных оценок, в том числе как каналов передачи чьей-то позиции. И это явление усиливается конъюнктурностью гражданской позиции большинства массмедиа.

Институты бизнеса
Институты бизнеса представляют собой группу участников, весьма подвижную по составу и форме. Практически любой гражданин проходит через эти институты, однако чаще бизнес не ставит цели влиять на гражданскую позицию своих работников.

В то же время бизнес более, чем другие группы, нуждается в услугах власти. Он не может существовать вне нормативного поля, регламентирующего отношения внутри бизнеса, с гражданами, с государством. Это создаёт сильнейший мотив для влияния бизнеса на власть, которая, по его мнению, должна обеспечить достойный деловой климат, а ещё лучше создать возможность получения дополнительных доходов.

Бизнес перестает быть бизнесом и превращается в политическую организацию или часть политической организации, когда его интересы переходят границы, очерченные категориями прибыли и дохода.

Интернет-сообщества
Это молодая общественная группа с чрезвычайно высокой динамикой развития, внутренняя культура и ценности которой ещё только проходят стадию формирования.

Основным движущим мотивом участников интернет-сообществ, видимо, нужно считать потребность в общении, устойчиво заданную в структуре личности. Коммуникационная революция сделала возможным появление таких сообществ. Они объединяют представителей всех общественных групп. Их текущая позиция как реакция на оперативную ситуацию формируется в ходе внутренних дискуссий, где каждому участнику может быть обеспечена высокая степень анонимности.

Интернет-сообщества демонстрируют сегодня удивительную способность к самоорганизации, к формированию естественных механизмов выработки общественного мнения. Интернет заменяет традиционные способы коммуникаций, делая фактически ненужными такие каналы связи общества и власти, как телевидение и «бумажные» СМИ.

В отличие от партий, от СМИ, от других институтов Интернет затрудняет устойчивые долговременные манипуляции мнением своих участников (во всяком случае в настоящее время). Позиция интернет-сообществ, как правило, не может быть выражена и оформлена каким-либо единым вербальным актом, они не принимают управленческих решений. Однако сообщества обобщают и предоставляют в общественное пользование мнение большой группы людей.

Слабым местом Интернета является его чрезвычайная зависимость от систем коммуникаций (от энергосетей, состояния серверов).

Заключение
Таким образом, мы завершили краткий анализ основных общественных групп, взаимодействие которых в рамках института гражданского общества (рис. 1) неизбежно ведёт к гражданской самоидентификации общества. В любом обществе в любую эпоху протекают подобные процессы, однако новое время принесло новые особенности:
- чрезвычайно расширились возможности общения, как следствие усилилась динамика межличностного и межгруппового взаимодействия;
- значительно расширились число участников такого взаимодействия и сила осознания ими задач гражданского и государственного строительства;
- появились новые группы, трудно поддающиеся манипуляции со стороны других групп и государства (интернет-сообщества);
- ослабевает влияние традиционных институтов влияния (семья, СМИ).

В условиях, когда исчезают технологические препятствия к общению, нарастают процессы глобализации, теряют своё привычное значение государственные, межрасовые, межконфессионные границы, можно ожидать постепенное глобальное выравнивание идей гражданского общества. И тогда в общественной жизни каждого государства идеалы достойной жизни и способы их достижения будут представлены близкими способами.

Литература
1. Денисов В.М. Гражданское общество, государство и менеджмент // Менеджмент в России и за рубежом. – 2010. – № 1.
2. Гидденс Э. Социология: [Электронная версия]. – Режим доступа: socioline.ru/node/440.
3. Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства: [Электронная версия]. – Режим доступа: hrono.ru/libris/lib-e/engels-sem00.html

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».