Статьи

Версия для печати

Все статьи | Статьи за 2013 год | Статьи из номера N4 / 2013

Инновационные подходы к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства

Филобокова Л.Ю.,
д. э. н., профессор кафедры
«Инновационное предпринимательство»,
МГТУ им. Н.Э. Баумана

Григорьева О.В.,
ассистент кафедры
«Инновационное предпринимательство»,
МГТУ им. Н.Э. Баумана


К. Фримен, Р. Нельсон, Б. Лундвал в 1980–1990 гг. практически одновременно заложили начало современной теории инновационной деятельности и обосновали её общие методологические принципы. В качестве методологических принципов рассматривались:
- признание особой роли знаний в экономическом развитии;
- признание институционального контекста инновационной деятельности в качестве фактора,
непосредственно влияющего на содержание и структуру инновационной деятельности;
- следование идеям Й. Шумпетера о конкуренции на базе инноваций и научных разработок в корпорациях как главных факторов экономической динамики [5].

Авторы придерживаются позиции Й. Шумпетера, полагавшего, что предприниматель выступает главной фигурой в экономическом развитии общества, и констатирующего вывод о взаимосвязанном единстве определяющих качеств этого феномена – предпринимательства и новаторства. Стремясь занять ниши того или иного сегмента рыночной среды, малое предпринимательство ускоряет процессы, созревающие в обществе. Согласно гипотезе Шумпетера, двигателем экономического развития (рассматриваемого в качестве циклического процесса структурных изменений, рождающихся внутри экономики) является инновационная деятельность предпринимателя. Предпринимательская деятельность – это не должность и не профессия, а уникальная и редко обнаруживаемая способность продвижения инноваций на рынок посредством бизнеса, обладающего высокой степенью риска. Предпринимательская деятельность по своему определению является новаторской и в силу этого служит постоянным источником конкурентной реструктуризации экономики и экономического роста.

Рынок следует рассматривать как эволюционный процесс непрерывно сменяющих друг друга волн инноваций, который, по заключению Й. Шумпетера, является процессом созидательного разрушения. В.И. Кушлин полагает, что «успех системных инноваций и повышение эффективности рыночных реформ зависят, прежде всего, от природных ресурсов и интеллектуальнопредпринимательских качеств людей» [3]1.

По нашему мнению, малое предпринимательство является тем сегментом национальной экономики, в котором могут быть созданы конкурентные преимущества, способные обеспечить не только решение текущих задач социально-экономического характера, но и трансформацию систем мезо- и макроуровня (региональная и национальная экономика) в режим инновационно-воспроизводственного социально ориентированного развития.

Для обоснования управленческой парадигмы развития малого предпринимательства мы основывались на том, что малое предпринимательство следует рассматривать в качестве подсистемы (составного элемента) социоэкономической системы региона (рис. 1).

На вершине пирамиды возможных подходов к стратегии развития малого предпринимательства находится стратегия устойчивого развития, на среднем уровне – стратегия капитализации, на нижней ступени пирамиды – кластерная стратегия. Стратегии высшего типа (по уровню иерархии) не могут быть приняты к разработке и исполнению, пока не будут реализованы миссия и цели стратегий более низкого уровня.

Мы полагаем, что главной функцией инновационной деятельности и управленческих инноваций в малом предпринимательстве должна стать функция качественных изменений системы. Авторское обоснование подходов к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства на основе стратегии инновационного роста базируется на доказательстве рабочей гипотезы о том, что повышение конкурентоспособности открытой системы «малое предпринимательство» обеспечивается эффективностью управленческих инноваций при соответствующем адаптационном механизме (представленных структурными, образовательными, административными, информационными элементами), выступающих главной функцией инновационной деятельности и качественных изменений в единстве диалектической взаимосвязи «инновации – конкурентоспособность».


(1) Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р, закреплен вариант развития с элементами лидерства в сегментах экономики, в которых имеются (или могут быть быстро созданы) конкурентные преимущества, но с реализацией догоняющего варианта в большинстве секторов экономики, при этом основным условием перехода экономики на инновационный путь развития определено повышение инновационной активности бизнеса [1].


В качестве цели управленческих инноваций, направленных на повышение конкурентоспособности малого предпринимательства, нами рассматривается развитие конкурентных преимуществ на рынке с целью получения дополнительных выгод.

Под управленческими инновациями мы понимаем системную интерактивную деятельность, основанную на прямых и обратных взаимосвязях субъекта с объектом управления, направленную на получение эффекта инновационного рычага конкурентоспособности, обеспеченного внутренней и внешней составляющими потенциала конкурентоспособности за счёт синергии производственных, организационных, информационных, ресурсных, экологических, финансово-экономических и прочих возможностей хозяйственной системы, интегрируемых в её инновационном потенциале.

Под эффектом инновационного рычага конкурентоспособности мы понимаем прирост преимуществ позиционирования во внешней рыночной среде, обеспеченных управленческими инновациями.

Инновации выступают центральным звеном предпринимательской экономики.

Управление ими необходимо рассматривать в качестве системного процесса, включающего организационно-экономические, институциональные, социальные, экологические параметры, что выдвигает требования гибкости, подвижности, адаптивности.

Инновациям необходимы эффективно работающие рынки труда, ресурсов, сети институтов в государственном и частном секторах. Взаимодействуя, они обеспечивают диффузию инноваций.

Конкурентоспособность в малом предпринимательстве должна обеспечиваться прежде всего внутренним потенциалом (интенсивными факторами). В этом состоит важнейшая особенность конкурентных отношений в малом предпринимательстве.

Важнейшим фактором, существенно повышающим конкурентные преимущества субъектов малого предпринимательства, является поддержка со стороны государственных и муниципальных административных структур.

Рост конкурентоспособности в малом предпринимательстве возможен в условиях управленческих инноваций, генерируемых в инновационной системе (рис. 2).

Стратегия задаёт долгосрочные ориентиры развития инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура выступает составным элементом, обеспечивающим эффективность инновационных процессов. Она представляет собой систему поддержки инновационной деятельности во всевозможных организационных формах. Кроме того, это и совокупность организационных факторов, институциональных условий, материальных средств. Именно инновационная инфраструктура материализует взаимодействие структурных объектов инновационной системы малого предпринимательства и служит трансфертным механизмом в процессе его взаимодействия, позволяя инновациям получить импульс для диффузии и развития.

Инновационная политика представляет собой часть общей социально-экономической политики и определяет цели, приоритеты инновационной стратегии, механизм и методы её реализации. В качестве целевой установки инновационной политики развития малого предпринимательства рассматривается повышение конкурентоспособности как синергетического эффекта инновационного рычага. Инновационная политика является как ориентиром в инновационной деятельности, так и основным рычагом её регулирования.

Связующим блоком, формирующим инновационную систему малого предпринимательства, мы видим инновационные институты и инновационные кластеры.

Инновационные институты представляют собой набор формальных и неформальных правил взаимодействия в процессе осуществления инновационной деятельности. Они опираются на трансакционный механизм.

Инновационный кластер представляет собой объединение различных экономических субъектов, позволяющее использовать преимущества внутрифирменной иерархии и рыночного механизма. Отличительной особенностью инновационного кластера является то, что его участники не идут на полное слияние, а формируют механизм взаимодействия, позволяющий сохранить статус юридического лица и при этом сотрудничать с другими хозяйствующими субъектами, образующими кластер, и за его пределами. В кластерах формируется сложная комбинация кооперации и конкуренции.

Инновационный потенциал объединяет характеристики всех ресурсов (частные потенциалы), непосредственно занятых в реализации инновационного процесса.

В малом предпринимательстве инновационный потенциал формируется как внешней, так и внутренней бизнес-средой.

Управление инновационным потенциалом в малом предпринимательстве представлено совокупностью организационно-экономических действий по формированию, развитию и эффективному использованию инновационного потенциала.

Инновационное управление инновационным потенциалом направлено на решение следующих задач:
- сформировать инновационный потенциал, необходимый для решения поставленных задач и достижения поставленных целей;
- развить инновационный потенциал – качественно-количественное изменение всех показателей деятельности хозяйствующего субъекта;
- реализовать инновационный потенциал (процесс преобразования компонентов в конечный продукт – инновацию).

Конкурентоспособность малого предпринимательства, обеспечиваемая прежде всего управленческими инновациями, формируется под воздействием интенсивных и экстенсивных факторов роста и развития. Различие роста и развития чётко выразила Н.П. Фигурнова: «Экономический рост национального хозяйства выражается в увеличении валового внутреннего продукта и национального дохода как источников удовлетворения потребностей общества.

Экономический рост, отражающий количественное приращение созданной продукции, невозможен в долгосрочной перспективе без экономического развития. В результате последнего создаются предпосылки и условия экономического роста на новом качественном уровне» [4].

В современных условиях конкурентоспособность малого предпринимательства полностью обеспечивается экстенсивными факторами развития его инновационного потенциала. Постепенный переход от экстенсивных к преимущественно интенсивным факторам развития инновационного потенциала – стратегический вектор развития малого предпринимательства.

Сравним диалектический и синергетический подходы к управлению конкурентоспособностью малого предпринимательства (табл. 2).

Выбор методологического подхода к управлению во многом определяет эффективность управленческих решений, направленных на повышение конкурентоспособности малого предпринимательства. Адаптационный механизм управления должен строиться на упорядочении элементов системы (эффект самоорганизации, или синергетический эффект), при этом целевой функцией управления является получение новых свойств системы, направленных на её перевод из существующего в желаемое (гипотетическое) состояние.

Литература
1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г., утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
2. Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства Российской Федерации».
3. Кушлин В.И. Инновационность хозяйственных систем. – М. : Издательская группа URSS, 2000.
4. Фигурнова Н.П. Экономический рост и его устойчивость // Ресурсный потенциал экономического роста. – М., 2002.
5. Шумпетер Й. Теория экономического развития. – М., 1982.

Отдельные номера журналов Вы можете купить на сайте www.5B.ru
Оформление подписки на журнал: http://dis.ru/e-store/subscription/



Все права принадлежат Издательству «Финпресс» Полное или частичное воспроизведение или размножение каким-либо способом материалов допускается только с письменного разрешения Издательства «Финпресс».